3.1. Содержание сети автомобильных дорог
Планирование работ по содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них осуществляется исходя из результатов оценки их состояния, транспортно - эксплуатационных показателей и имеющихся финансовых средств.
При разработке Программы был произведен перспективный расчет стоимости работ по содержанию автодорожной сети с учетом средневзвешенной нормативной стоимости работ, относящихся к содержанию согласно классификации работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Расчет стоимости работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования проведен в соответствии с "Руководством по оценке уровня содержания автомобильных дорог общего пользования, находящихся в государственной собственности Ярославской области", утвержденным постановлением Правительства Ярославской области от 02.07.98 г. N 113-п.
В соответствии с "Руководством..." все автомобильные дороги по эксплуатационной значимости подразделяются на 4 списка.
К 1 списку относятся основные маршруты, осуществляющие наиважнейшие межобластные и внутриобластные транспортные связи.
К 2 списку относятся все автодороги, на которых имеется постоянное движение маршрутных автобусов, а также дороги, соединяющие центральные усадьбы сельхозпредприятий с центрами муниципальных округов области.
К 3 списку относятся дороги с твердым покрытием, не вошедшие в списки 1 и 2.
К 4 списку относятся грунтовые дороги.
В соответствии с вышеперечисленным перечнем общая протяженность сети 6530 км подразделяется по спискам следующим образом 1 список - 1045 км (16%), 2 список - 2357 км (36%), 3 список - 2060 км (32%), 4 список - 1068 км (16%).
На основании характеристик допустимого уровня содержания автомобильных дорог, а также в соответствии с ГОСТ Р 50597-93 и специфики работ по содержанию, установлены требования к состоянию конструктивных элементов дорог различной эксплуатационной значимости, обеспечивающие допустимый уровень безопасности движения.
Исходя из полного набора работ по содержанию автодорог, их технических характеристик, расчетная нормативная стоимость содержания 1 км автодорог в год составляет в ценах 2000 г.:
1 список - 89,5 тыс. руб.
2 список - 54,5 тыс. руб.
3 список - 24,6 тыс. руб.
4 список - 7 тыс. руб.
При этом средневзвешенная расчетная нормативная стоимость содержания 1 км автодорог должна составить 42,8 тыс. руб.
Фактическая стоимость содержания 1 км автодорог меняется в зависимости от выделенных на эти цели средств.
Если в 1999 г. средневзвешенная фактическая стоимость содержания 1 км автодорог составляла в ценах 1991 г. 2,3 тыс. руб., что составляет 62% от нормативной, то в 2000 г. она составляет в ценах 1991 г. 1,7 тыс. руб., только 45% от нормативной, при расчетной нормативной стоимости содержания в ценах 1991 г. - 3,7 тыс. руб.
Предусмотренные Программой рамки обеспеченности финансированием предусматривают проведение работ по содержанию автодорожной сети в пределах 60% от нормативного уровня содержания, то есть на уровне 1999 г., как минимально возможного для поддержания автодорог в проезжем состоянии.
Для расчета принимается средневзвешенная стоимость содержания 1 км автодороги - 26 тыс. руб. - в ценах 2000 г. ((53,8 + 32,1 + + 14,9 + 3,5)/4 = 26), при этом рыночный коэффициент составляет 11,74 с НДС.
В том числе 1 список - 53,8 тыс. руб.
2 список - 32,1 тыс. руб.
3 список - 14,9 тыс. руб.
4 список - 3,5 тыс. руб.
Кроме того, Программой предусмотрено резервирование средств, необходимых для выполнения аварийных работ, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций. Объем финансирования при этом составит 8 - 9 млн. руб. ежегодно.
Запланированный Программой объем финансирования работ по содержанию автодорог позволит обеспечить дорожные условия, близкие к нормативным показателям, на автодорогах 1 и 2 списка (3402 км из 6554 км, что составляет 131,4 млн. руб. в 2001 году).
Содержание остальной части автодорожной сети (3 и 4 списки, 3128 км) возможно на уровне обеспечения проезда, на что предусмотрено 39 млн. руб. в 2001 году.