ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 июля 1998 года  N 113-п


Об утверждении руководства по оценке уровня
содержания автомобильных дорог

В целях улучшения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования, находящихся в государственной собственности Ярославской области, повышения безопасности дорожного движения на основе приведения процедур контроля за уровнем содержания автомобильных дорог в соответствие с современными правовыми и экономическими условиями, Правительство области

постановляет:

1. Утвердить руководство по оценке уровня содержания автомобильных дорог общего пользования, находящихся в государственной собственности Ярославской области (далее Руководство) (приложение).

2. Государственному учреждению "Ярославская областная дорожная служба" (В.Г. Воробьев) обеспечить с 01.07.98 года проведение оценки качества содержания автомобильных дорог общего пользования, находящихся в государственной собственности Ярославской области, в соответствии с Руководством.

3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Г.С. Быкова.


 Председатель Правительства
     Ярославской области
В.А.Ковалев


Приложение N 1
к постановлению Правительства
области
от 02.07.98 N 113-п

Руководство
по оценке уровня содержания автомобильных дорог
общего пользования, находящихся в государственной
собственности Ярославской области


1. Определение основных терминов, используемых в руководстве

1.1. Содержание дорог - осуществляемый в течение всего года (с учетом сезона) комплекс профилактических работ по уходу за дорогами, дорожными сооружениями и полосой отвода, элементами обустройства дорог, организации и безопасности движения, а также устранение незначительных деформаций и повреждений конструктивных элементов дорог и дорожных сооружений, в результате которых поддерживается транспортно-эксплуатационное состояние дорог и дорожных сооружений в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".

Зимнее содержание дорог - комплекс мероприятий по обеспечению бесперебойного и безопасного движения на автомобильных дорогах в зимнее время, включающий очистку дорог от снега, защиту дорог от снежных заносов и снежных лавин, борьбу с зимней скользкостью и наледями.

1.2. Эксплуатационная значимость дороги - характеристика дороги, определяющая ее хозяйственное значение (какие транспортные связи осуществляет, наличие движения маршрутных автобусов и др.), а также интенсивность движения по ней автотранспортных средств.

1.3. Уровень содержания дорог - показатель, отражающий определенное состояние конструктивных элементов автомобильных дорог в тесной связи с их эксплуатационной значимостью.

1.4. Представитель заказчика - структурное подразделение Администрации области или юридическое лицо, в установленном порядке уполномоченное заключать договора на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования Ярославской области.

1.5. Исполнитель - юридическое лицо, ответственное за обеспечение требуемого уровня содержания дорог (или участка дороги) или непосредственный производитель работ по содержанию дорог, действующий на основании заключенного договора.

2. Общие положения

2.1. Настоящее положение определяет основные положения по оценке уровня содержания автомобильных дорог, которые распространяются на все автодороги общего пользования, находящиеся в государственной собственности Ярославской области.

2.2. С учетом специфики работ по содержанию дорог в разные периоды года требования к состоянию элементов дороги установлены в Руководстве для двух временных периодов: весенне-летне-осеннего и зимнего.

2.3. Оценку уровня содержания проводят не реже 1 раза в месяц на всем протяжении автодорог. Вместе с тем Представитель заказчика может организовать выборочную оценку уровня содержания отдельных автодорог или их участков.

2.4. Требуемый уровень содержания дороги (или ее участков) устанавливается Представителем заказчика в договоре с Исполнителем в соответствии с нормативными требованиями, отражающими комплекс необходимых работ по содержанию дорог.

2.5. При оценке уровня содержания автомобильной дороги показатель, отражающий состояние конструктивных элементов, включая проезжую часть, земляное полотно, искусственные сооружения, обустройство и обстановку дороги, определяется относительно уровня, установленного договором.

В случае, если требования к состоянию хотя бы одного конструктивного элемента оцениваемого участка не соответствуют определенному договором уровню содержания, участок оценивается как несоответствующий требуемому уровню.

2.6. На одной дороге для различных участков могут быть установлены разные уровни содержания.

2.7. Достигнутый уровень содержания автодороги определяется сопоставлением фактического уровня содержания на каждом участке с требуемым согласно условиям договора по всем оцениваемым показателям.

Невыполнение требуемого уровня содержания влечет за собой изменения оплаты работ, указываемых в договоре.

2.8. Главным принципом оценки фактически обеспечиваемого уровня содержания является независимое от Исполнителя работ обследование дороги Представителем заказчика, при котором часть параметров оценивается визуально, а другая часть - с помощью инструментов, специальных приборов и оборудования.

3. Основные характеристики допустимого уровня
содержания автомобильных дорог

3.1. При допустимом уровне содержания дороги обеспечивается допустимый уровень безопасности движения в соответствии с ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".

3.2. Допускается в установленном порядке временное ограничение или временное прекращение движения автотранспортных средств на отдельных участках по условиям их содержания.

3.3. Дорожно-транспортное происшествия, прямыми причинами совершения которых явилось неудовлетворительное содержание дороги, отсутствуют.

3.4. На дорогах может вводиться ограничение движения автотранспортных средств в период весенней распутицы.

3.5. Показатели уровней содержания дифференцированы в зависимости от эксплуатационной значимости дорог. С этой целью все автомобильные дороги общего пользования, находящиеся в государственной собственности Ярославской области, подразделены на 4 списка в соответствии с классификацией, приведенной в таблице 3.2.

                                                      Таблица 3.2.

-----------------------------------------------------------------+
Список ¦         Эксплуатационная значимость дороги              ¦
-------+---------------------------------------------------------¦
  1    ¦Основные   маршруты,     осуществляющие    наиважнейшие  ¦
       ¦межобластные   и   внутриобластные  транспортные связи,  ¦
       ¦и другие   дороги   с интенсивностью   движения от 1000  ¦
       ¦до 3000 автомобилей в сутки                              ¦
-------+---------------------------------------------------------¦
  2    ¦Все дороги,   на  которых  имеется  постоянное движение  ¦
       ¦маршрутных автобусов,   а   также  дороги,  соединяющие  ¦
       ¦центральные   усадьбы   сельхозпредприятий  с  центрами  ¦
       ¦муниципальных   округов  области,  и   другие  дороги с  ¦
       ¦интенсивностью движения 1000 автомобилей в сутки         ¦
-------+---------------------------------------------------------¦
  3    ¦Дороги с твердым покрытием, не вошедшие в списки 1 и 2,  ¦
       ¦и  с интенсивностью   движения   менее 1000 автомобилей  ¦
       ¦в сутки                                                  ¦
-------+---------------------------------------------------------¦
  4    ¦Грунтовые дороги                                         ¦
-----------------------------------------------------------------+

3.3. На основе характеристик допустимого уровня содержания автомобильных дорог (п. 3.1.) с учетом данных таблицы 3.2, а также ГОСТ Р 50597-93 и специфики работ по содержанию установлены требования к состоянию конструктивных элементов дорог отдельно в весенне-летне-осенний и зимний периоды года для дорог различной эксплуатационной значимости (приложения 1 и 2).

4. Порядок оценки уровня содержания дорог

4.1. Для определения фактического уровня содержания дорог и его соответствия обусловленному в Договоре уровню Представитель заказчика организует контрольную проверку и приемку выполненных работ.

4.2. Оценка уровня содержания работ осуществляется комиссией. Состав комиссии формирует Представитель заказчика. При этом в ее состав могут быть включены в установленном порядке представители ГАИ, Российской транспортной инспекции, органов местного самоуправления муниципальных образований области. Представители Исполнителя являются обязательными членами комиссии и уведомляются Представителем заказчика о начале ее работы не менее чем за 24 часа. Другие члены комиссии уведомляются о начале работы не менее чем за 10 суток.

4.3. В процессе проверки необходимые инструментальные измерения проводит Представитель заказчика собственными силами или привлекает для этих целей независимую от Исполнителя специализированную организацию.

4.4. Фактический уровень содержания определяется путем полного визуального осмотра каждого конструктивного элемента и выполнения при необходимости инструментальных измерений с фиксацией обнаруженных дефектов и определением их относительных показателей. Места замеров параметров конструктивных элементов дороги выбираются по предложению Представителя заказчика комиссией.

4.5. Данные проверки заносят в ведомости по оценке уровня содержания автомобильной дороги (приложение 3).

4.6. По результатам работы комиссии составляется акт проверки уровня содержания дорог, обслуживаемых Исполнителем (приложение 4), в котором отмечается соответствие или несоответствие состояния дороги допустимому уровню содержания.

Приложение N 1
к "Руководству по оценке уровня
содержания автомобильных дорог общего пользования,
находящихся в государственной
собственности Ярославской области"

Требования
к состоянию конструктивных элементов дорог
в зависимости от уровня эксплуатационной
значимости дороги в весенне-летне-осенний период

------------------------------------------------------------------
Показатели состояния    ¦Эксплуатационная значимость дороги
конструктивных элементов+-----------------------------------------
                        ¦1 список  ¦2 список  ¦3 список  ¦4 список
------------------------------------------------------------------
           Проезжая часть (включая используемые съезды)
------------------------------------------------------------------
Наличие посторонних     ¦нет       ¦нет       ¦нет       ¦нет
предметов, создающих    ¦          ¦          ¦          ¦
аварийную обстановку,   ¦          ¦          ¦          ¦
при отсутствии          ¦          ¦          ¦          ¦
соответствующих         ¦          ¦          ¦          ¦
дорожных знаков         ¦          ¦          ¦          ¦
------------------------+----------+----------+----------+--------
Наличие полос           ¦нет       ¦нет       ¦шириной до¦
загрязнения у кромок    ¦          ¦          ¦0.5 м2    ¦
покрытия                ¦          ¦          ¦площадью  ¦
                        ¦          ¦          ¦не более  ¦
                        ¦          ¦          ¦8% площади¦
                        ¦          ¦          ¦покрытия  ¦
------------------------+----------+----------+----------+--------
Наличие необработанных  ¦Допустимы ¦Допустимы ¦          ¦   -
мест выпотевания битума ¦площадью  ¦площадью  ¦          ¦
                        ¦до 15 м2  ¦до 15 м2  ¦          ¦
                        ¦на 1000 м2¦на 1000 м2¦          ¦
                        ¦покрытия  ¦покрытия  ¦          ¦
------------------------+----------+----------+----------+--------
Раскрытые необработанные¦нет       ¦нет       ¦Допустимы ¦   -
трещины на покрытии     ¦          ¦          ¦шириной   ¦
                        ¦          ¦          ¦1.0 см    ¦
------------------------+--------------------------------+--------
Наличие не заполненных  ¦        Не допускается          ¦
мастикой деформационных ¦                                ¦
швов на цементно -      ¦                                ¦
бетонных покрытиях      ¦                                ¦
------------------------+--------------------------------+--------
Повреждения (выбоины)   ¦нет       ¦нет       ¦Допустимы ¦   -
не более 15х60х5 см     ¦          ¦          ¦общей     ¦
(длина х ширина х       ¦          ¦          ¦площадью  ¦
глубина),               ¦          ¦          ¦до 2.0 м2 ¦
распространяются и на   ¦          ¦          ¦в весенний¦
проезжую часть моста    ¦          ¦          ¦период на ¦
                        ¦          ¦          ¦1000 м2   ¦
                        ¦          ¦          ¦до 6.0 м2 ¦
------------------------+----------+----------+----------+--------
Максимальный просвет    ¦не более  ¦не более  ¦не более  ¦   -
под трехметровой рейкой ¦7 мм      ¦7 мм      ¦7 мм      ¦
в местах заделки выбоин ¦          ¦          ¦          ¦
и других повреждений    ¦          ¦          ¦          ¦
------------------------+----------+----------+----------+--------
Заделка выбоин и других ¦    -     ¦нет       ¦нет       ¦   -
повреждений колейность  ¦          ¦          ¦          ¦
на переходном покрытии  ¦          ¦          ¦          ¦
------------------------------------------------------------------
                 Земляное полотно, полоса отвода
------------------------------------------------------------------
Наличие на              ¦нет       ¦нет       ¦нет       ¦нет
разделительной полосе,  ¦          ¦          ¦          ¦
обочинах и откосах      ¦          ¦          ¦          ¦
земляного полотна       ¦          ¦          ¦          ¦
посторонних предметов   ¦          ¦          ¦          ¦
------------------------+----------+----------+----------+--------
Возвышение обочин и     ¦нет       ¦нет       ¦нет       ¦   -
разделительной полосы   ¦          ¦          ¦          ¦
над проезжей частью при ¦          ¦          ¦          ¦
отсутствии бордюра      ¦          ¦          ¦          ¦
------------------------+----------+----------+----------+--------
Занижение обочин и      ¦нет       ¦нет       ¦не более  ¦   -
разделительной полосы   ¦          ¦          ¦4 см      ¦
относительно прилегающей¦          ¦          ¦          ¦
кромки проезжей части   ¦          ¦          ¦          ¦
при отсутствии бордюра  ¦          ¦          ¦          ¦
------------------------+----------+----------+----------+--------
Наличие отдельных       ¦нет       ¦Допустимо ¦Допустимо ¦   -
повреждений, просадок и ¦          ¦до 1.5    ¦до 2 (6)  ¦
застоя воды на обочинах ¦          ¦(4.5) м2  ¦м2 глубин.¦
и разделительной полосе ¦          ¦глубиной  ¦5 см на   ¦
(для весеннего периода) ¦          ¦5 см на   ¦1000 м2   ¦
                        ¦          ¦1000 м2   ¦укрепленн.¦
                        ¦          ¦укрепленн.¦и до 12 м2¦
                        ¦          ¦и до 10 м2¦глубиной  ¦
                        ¦          ¦глубиной  ¦10 см на  ¦
                        ¦          ¦7 см на   ¦1000 м2   ¦
                        ¦          ¦1000 м2   ¦неукрепл. ¦
                        ¦          ¦неукрепл. ¦          ¦
------------------------+----------+----------+----------+--------
Высота травы на обочинах¦не более  ¦не более  ¦не более  ¦не более
и разделительной полосе ¦15 см     ¦15 см     ¦15 см     ¦15 см
------------------------+----------+----------+----------+--------
Наличие древесно -      ¦нет       ¦нет       ¦нет       ¦   -
кустарниковой           ¦          ¦          ¦          ¦
растительности на       ¦          ¦          ¦          ¦
обочинах, откосах и     ¦          ¦          ¦          ¦
разделительной полосе   ¦          ¦          ¦          ¦
------------------------+----------+------------------------------
Наличие древесно -      ¦нет       ¦Допускается при обеспечении
кустарниковой           ¦          ¦      видимости
растительности в полосе ¦          ¦
отвода                  ¦          ¦
------------------------+-----------------------------------------
Состояние системы       ¦ в работоспособном состоянии
водоотвода (водосбросы, ¦
водобойные колодцы,     ¦
водоотводные канавы)    ¦
------------------------+-----------------------------------------
Наличие неорганизованных¦нет       ¦нет       ¦нет       ¦нет
съездов                 ¦          ¦          ¦          ¦
------------------------------------------------------------------
                     Искусственные сооружения
------------------------------------------------------------------
                              Мосты
------------------------------------------------------------------
Наличие отдельных выбоин¦       до 2% общей площади
на покрытии тротуаров   ¦
------------------------+-----------------------------------------
Отдельные поверхностные ¦Подлежат восстановлению в течение 5 суток
повреждения перильных   ¦
ограждений, ограждений  ¦
элементов пролетных     ¦
строений                ¦
------------------------+-----------------------------------------
Разрушение откосов      ¦до 2%     ¦до 2%     ¦до 2%     ¦до 2%
регуляционных           ¦общей     ¦общей     ¦общей     ¦общей
сооружений, конусов и   ¦площади   ¦площади   ¦площади   ¦площади
насыпи                  ¦          ¦          ¦          ¦
------------------------+----------+----------+----------+--------
Наличие локальных       ¦до 10%    ¦до 10%    ¦до 10%    ¦до 10%
разрушений слоев        ¦протяженн.¦протяженн.¦протяженн.¦протяж.
дорожной одежды вдоль   ¦шва       ¦шва       ¦шва       ¦шва
деформационных швов,    ¦          ¦          ¦          ¦
выкрашивание мастики    ¦          ¦          ¦          ¦
------------------------+----------+----------+----------+--------
Загрязнение опорных     ¦нет       ¦нет       ¦нет       ¦нет
узлов                   ¦          ¦          ¦          ¦
------------------------+----------+----------+----------+--------
Наличие просадок в      ¦нет       ¦нет       ¦нет       ¦нет
местах сопряжения моста ¦          ¦          ¦          ¦
с насыпью               ¦          ¦          ¦          ¦
------------------------+----------+----------+----------+--------
Загрязнение проезжей    ¦нет       ¦нет       ¦до 0.5 м у¦до 0.5 м
части мостов            ¦          ¦          ¦тротуаров ¦у трот.
------------------------------------------------------------------
                              Трубы
------------------------------------------------------------------
Застой воды у оголовков ¦нет       ¦нет       ¦нет       ¦нет
водопропускных труб     ¦          ¦          ¦          ¦
------------------------+----------+----------+----------+--------
Локальные разрушения    ¦не более  ¦не более  ¦не более  ¦не более
укрепления откоса насыпи¦3% общей  ¦3% общей  ¦5% общей  ¦5% общей
и оголовков             ¦площади   ¦ площади  ¦площади   ¦ площади
водопропускных труб     ¦          ¦          ¦          ¦
------------------------+----------+----------+----------+--------
Заиливание водопропускн.¦нет       ¦ нет      ¦нет       ¦ нет
труб                    ¦          ¦          ¦          ¦
------------------------+----------+----------+----------+--------
Размыв русел водотоков  ¦          ¦          ¦          ¦
у оголовков водопроп.   ¦нет       ¦нет       ¦нет       ¦нет
труб                    ¦          ¦          ¦          ¦
------------------------+----------+----------+----------+--------
Наличие травы высотой   ¦нет       ¦нет       ¦нет       ¦нет
более 15 см и древесно -¦          ¦          ¦          ¦
кустарниковой           ¦          ¦          ¦          ¦
растительности у        ¦          ¦          ¦          ¦
оголовков водопропускных¦          ¦          ¦          ¦
труб                    ¦          ¦          ¦          ¦
------------------------+----------+----------+----------+--------
Наличие незаделанных    ¦нет       ¦нет       ¦нет       ¦нет
швов между звеньями     ¦          ¦          ¦          ¦
водопропускных труб     ¦          ¦          ¦          ¦
------------------------------------------------------------------
                  Обустройство обстановки дороги
------------------------------------------------------------------
Установка и содержание  ¦          Недопустима
технических средств     ¦
организации дорожного   ¦
движения с нарушением   ¦
действующих стандартов, ¦
норм и правил           ¦
------------------------+-----------------------------------------
Наличие грязи на        ¦ на 10% площади      ¦  до 15% площади
дорожных знаках,        ¦                     ¦
ограждениях, павильонах,¦                     ¦
посадочных площадках,   ¦                     ¦
площадках отдыха и      ¦                     ¦
и стоянках транспортных ¦                     ¦
средств                 ¦                     ¦
------------------------+---------------------+-------------------
Износ дорожной разметки,¦не более  ¦    -     ¦    -     ¦   -
выполненной краской     ¦20%       ¦          ¦          ¦
(термопластиком)        ¦площади   ¦          ¦          ¦
------------------------+----------+----------+----------+--------
Расстояние видимости    ¦не менее  ¦не менее  ¦не менее  ¦не менее
(в светлое время суток) ¦150 м     ¦150 м     ¦150 м     ¦150 м
знаков, установленных в ¦          ¦          ¦          ¦
соответствии с          ¦          ¦          ¦          ¦
действующей дислокацией ¦          ¦          ¦          ¦
------------------------+----------+----------+----------+--------
Повреждение окраски     ¦не более  ¦не более  ¦не более  ¦не более
ограждений, кроме       ¦10% общей ¦10% общей ¦10% общей ¦10% общ.
оцинкованных            ¦площади   ¦площади   ¦площади   ¦площади
поверхностей            ¦          ¦          ¦          ¦
------------------------+----------+----------+----------+--------
Наличие поврежденных    ¦нет       ¦нет       ¦нет       ¦нет
элементов ограждений, не¦          ¦          ¦          ¦
восстановленных в       ¦          ¦          ¦          ¦
течение 5 суток после   ¦          ¦          ¦          ¦
обнаружения дефектов    ¦          ¦          ¦          ¦
-------------------------------------------------------------------

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»