Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ" НА 2013 - 2015 ГОДЫ (с изменениями на: 17.08.2015)

1. Описание текущей ситуации и обоснование необходимости реализации ОЦП

 


Разработка ОЦП обусловлена необходимостью продолжения реализации на региональном уровне государственной политики в сфере повышения безопасности жизнедеятельности населения Ярославской области в соответствии с Федеральными законами от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", Основами государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и террористических актов на период до 2020 года, утвержденными Президентом Российской Федерации от 15 ноября 2011 года N Пр-3400, путем осуществления мероприятий по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях (далее - ЧС) через совершенствование и развитие единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, по обеспечению развития системы проведения превентивных мер по снижению риска и смягчению последствий ЧС техногенного и природного характера и повышению уровня личной и общественной безопасности населения и территорий.

В настоящее время ЧС все чаще становятся серьезной угрозой общественной стабильности, наносят непоправимый ущерб здоровью и материальному достатку людей, объектам экономики и территориям.

По данным государственного статистического учета, на территории Ярославской области в 2011 году зарегистрировано 4 ЧС (50 человек погибли, 71 человек пострадал), 23 происшествия техногенного характера (9 человек погибли, 804 человека пострадали) и 1838 пожаров (161 человек погиб, 220 человек пострадали). Несмотря на то, что в области наблюдается снижение количества пожаров по сравнению с 2010 годом на 6,33 процента, в 2011 году общий материальный ущерб от пожаров составил 106 млн. 500 тыс. рублей, что на 21,4 процента больше, чем в 2010 году (87 млн. 721 тыс. рублей).

Программно-целевой метод решения проблем защиты населения от ЧС различного характера показал свою эффективность на региональном уровне. С 2010 года в области реализуется областная целевая программа "Повышение безопасности жизнедеятельности населения Ярославской области" на 2010 - 2012 годы. В результате реализации мероприятий данной программы открыто 7 пожарных частей, укомплектованных новыми пожарными автомобилями и пожарно-техническим вооружением, что позволило повысить площадь прикрытия населенных пунктов пожарными подразделениями до 74,8 процента и снизить время реагирования на ЧС. Усовершенствована материальная база обучения руководящего состава и спасателей действиям в ЧС различного характера.

Однако в связи с тем, что финансирование областной целевой программы "Повышение безопасности жизнедеятельности населения Ярославской области" на 2010 - 2012 годы за счет средств областного бюджета к концу 2011 года составило около 60 процентов от запланированных финансовых средств, основные цели оказались достигнутыми не в полном объеме.

Анализ состояния пожарно-спасательных сил области показывает, что их возможности в настоящее время недостаточны для обеспечения необходимого уровня безопасности жизнедеятельности населения Ярославской области.

В настоящее время замены требует 85 процентов пожарных автомобилей, которые являются главным боевым средством реагирования на пожары. Приобретаемая в рамках областной целевой программы "Повышение безопасности жизнедеятельности населения Ярославской области" на 2010 - 2012 годы автомобильная техника направлялась только во вновь создаваемые пожарные части.

Из 164 единиц основной и специальной техники, положенных по штату, на вооружении пожарных подразделений имеется в наличии только 127 единиц, у 89 единиц которых превышен предельный срок эксплуатации (3 единицы эксплуатируются от 11 до 15 лет, 28 единиц эксплуатируются от 16 до 20 лет и 58 единиц в эксплуатации свыше 20 лет).

Расходы на ремонт пожарного автотранспорта за 2011 год (приобретение автозапчастей) составили 2,64 млн. рублей. Текущее финансирование не позволяет приобретать новые автомобили.

Расчеты показывают, что непринятие мер для решения поставленной проблемы может привести к тому, что к 2018 году в подразделениях пожарной охраны области будет находиться техника со 100-процентным износом. Для исправления данной ситуации требуется ежегодно приобретать по 3 - 5 специальных пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, что позволит в рамках ОЦП обновить парк автомобильной техники на 15 процентов.

Отсутствие новой техники в Ярославской области заметно увеличило среднее время прибытия первого пожарного подразделения на место ЧС. Так, в 2010 году среднее время прибытия составляло 12,75 минуты, в 2011 году - 12,82 минуты. При этом, по статистическим данным Центрального регионального центра МЧС России, среднее время реагирования пожарно-спасательных сил на возникающие ЧС составляет 12,12 минуты.

Важным аспектом в действиях пожарных при ликвидации пожаров является оснащение их средствами индивидуальной защиты органов дыхания (далее - СИЗОД) для выполнения обязанностей по спасению людей и тушению пожаров в непригодной для дыхания среде. В 2011 году на территории области пожарными, оснащенными СИЗОД (газодымозащитниками), потушено 230 пожаров и при этом спасено 288 человек.

К настоящему времени газодымозащитная служба создана только в 11 из 19 подразделений противопожарной службы области, где такая служба должна быть организована. Такое положение дел не позволяет эффективно выполнять задачи по спасению людей и тушению пожаров.

Кроме того, необходимо отметить крайне низкий уровень оснащенности спасательных подразделений оборудованием для сбора нефти и нефтепродуктов с водной акватории, а также водолазным оборудованием и снаряжением для поиска и спасения людей.

На территории области насчитывается 4327 рек общей протяженностью 19340 километров (основные - Волга и Которосль), имеется 2 крупных водохранилища (Рыбинское и Угличское), 83 озера (самые крупные - Неро и Плещеево), при этом общая площадь водного зеркала составляет 6,4 тыс. кв. километров с глубинами до 30 метров.

Крупные водные объекты используются как водные магистрали с большой интенсивностью проходимости судов. В 2010 и 2011 годах на водных объектах зафиксировано 3 ЧС. Это потребовало проведения мероприятий по спасению людей, в том числе водолазных работ. К настоящему времени подразделения поиска и спасения людей области укомплектованы водолазным оборудованием, позволяющим проводить работы на глубине не более 12 метров. Это оборудование в основном приобреталось в 2001 - 2007 годах и относится к легкому классу. Оно технически и морально устарело, небезопасно для проведения водолазных работ в аварийных ситуациях и не сопрягается с современными образцами водолазного оборудования.

Заметно отставание в обеспеченности подразделений пожарно-спасательных сил области современными инновационными технологиями, средствами управления, связи, разведки по сравнению с обеспеченностью подразделений федеральной противопожарной службы, находящихся на территории области.

Так, укомплектованность современными средствами связи, в том числе средствами радиосвязи, составляет 58 процентов. В то же время подразделения федеральной противопожарной службы и службы поиска и спасения людей полностью укомплектованы новыми радиостанциями. Это было осуществлено в соответствии с требованиями приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 23.06.2006 N 375 "Руководство по радиосвязи" о переходе на новые режимы работы средств радиосвязи и на новые выделенные радиочастоты.

Полная несовместимость режимов работы и частот старых средств радиосвязи, состоящих на вооружении подразделений пожарно-спасательных сил области, с новыми средствами не позволяет достичь требуемого уровня взаимодействия, координации деятельности федеральных и областных пожарно-спасательных сил при спасении людей, тушении пожаров и ликвидации последствий ЧС.

Очевидно, что решение данной проблемы потребует внедрения новых инновационных технологий, позволяющих обеспечить подразделения пожарно-спасательных сил всеми современными видами телекоммуникационных услуг и значительно увеличивающих спектр их возможностей.

При этом следует учитывать, что решение указанных задач позволит обеспечить выполнение требований к развитию системы пожаротушения, поиска и спасения людей, а именно:

- укрепить материально-техническую базу и повысить оснащенность элементов системы, позволяющих с наибольшей эффективностью осуществлять поиск и спасение людей;

- повысить мобильность (подвижность) системы, то есть способность к быстрому изменению ее состояния и положения относительно места произошедшей ЧС;

- достичь необходимого уровня своевременного реагирования элементов системы на возникающие ЧС для оказания помощи пострадавшим, локализации и ликвидации последствий ЧС;

- оперативно осуществлять локализацию и ликвидацию последствий ЧС;

- обеспечить всеситуационность системы с целью решения всего спектра задач по пожаротушению, поиску и спасению людей, локализации и ликвидации последствий ЧС.

В среднесрочной перспективе аварии, катастрофы и ЧС по-прежнему будут представлять одну из серьезных угроз стабильному экономическому развитию Ярославской области.