ГУБЕРНАТОР ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 декабря 2003 года N 605
Об основных направлениях содействия выходу предприятий малого и среднего бизнеса на мировые рынки
(Утратило силу - постановление Губернатора Владимирской области от 27.02.2010 N 171; НГР: ru33000201000104)
В целях расширения внешнеторговых контактов предприятий малого и среднего бизнеса Владимирской области и во исполнение постановления Губернатора области от 04.02.2003 N 50 "О нормотворческой деятельности администрации области в 2003 году" постановляю:
1. Утвердить Основные направления содействия выходу предприятий малого и среднего бизнеса на мировые рынки согласно приложению.
2. Департаменту внешних экономических связей администрации области (В.А. Шамота) и центру поддержки предпринимательства (В.М. Скорик):
- принять меры по реализации мероприятий, намеченных Основными направлениями;
- по результатам реализации в 2004 году мероприятий Основных направлений подготовить предложения по финансовой поддержке выходу предприятий малого и среднего бизнеса на мировой рынок.
3. Контроль за исполнением данного постановления возложить на первого заместителя Губернатора области В.В. Веретенникова.
4. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор области | Н.В. Виноградов |
Приложение к постановлению
Губернатора области
от 10.12.2003 N 605
Основные направления нацелены на активизацию вовлечения предприятий во внешнеэкономические связи. Одной из главных задач Основных направлений является формирование благоприятных экономических, организационных и иных условий увеличения экспорта и повышения его эффективности с использованием механизмов предоставления государственной финансовой, информационно-консультационной, маркетинговой и других видов помощи экспортерам с выработкой конкретных мероприятий на региональном уровне.
Достижение поставленной цели может быть обеспечено только при проведении подготовительной работы по выявлению перспективных видов продукции и предприятий-экспортеров, определении их технической, финансовой и организационной готовности к экспорту, установлении потребностей во внешней помощи.
Средством достижения целей Основных направлений будет являться формирование и реализация индивидуальных экспортных планов предприятий - потенциальных экспортеров и создание механизма государственной поддержки продвижения товаров на внешнем рынке.
В связи с изменениями в федеральном законодательстве происходят положительные преобразования в сфере устранения избыточного административного давления на бизнес:
- снижено количество лицензируемых видов деятельности;
- введены ограничения на проведение контролирующими и надзорными органами проверок деятельности хозяйствующих субъектов;
- упрощена процедура регистрации юридических лиц.
Дополнительные благоприятные возможности для развития предпринимательства и внешнеэкономической активности в ближайшее время может создать Таможенный кодекс, новая редакция которого вступает в силу с 1 января 2004 года, а также финансовая поддержка промышленного экспорта, определенная в проекте федерального бюджета на 2004 год.
В целях улучшения делового климата и активизации предпринимательской активности на территории области приняты законы Владимирской области от 06.03.2002 N 23-ОЗ "О государственной программе развития малого и среднего предпринимательства во Владимирской области на 2002-2003 годы и перспективу на 2004 год", от 27.11.2002 N 117-ОЗ "О введении на территории Владимирской области системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности".
Во Владимирской области создана и функционирует инфраструктура поддержки малого предпринимательства, занимающаяся решением вопросов кредитно-финансовой поддержки предпринимательских проектов, поддержки и развития предпринимательства в наукоемкой и инновационной сферах, содействия в продвижении производимых предпринимателями товаров и услуг, обеспечения предприятий малого и среднего бизнеса услугами в области консалтинга. Предпринятые на федеральном и областном уровне меры в целом положительно отразились на развитии малого и среднего бизнеса Владимирской области, о чем говорит ежегодный рост показателей малого бизнеса в экономике региона.
Таблица 1.
Показатели | 2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год (6 мес.) |
Объем произведенной продукции (работ, услуг), млн. руб. | 3655 | 4776 | 5347 | 8328,2 |
Объем произведенной продукции на общую численность постоянно занятых на малых предприятиях, тыс. руб. | 69,4* | 96,5* | 93,0* | 150,3* |
Доля малых предприятий в общем объеме промышленной продукции области, % | 4,1* | 4,1* | 5,7* | 7,4* |
Доля малых предприятий в объеме Валового регионального продукта области, % | 5,5 | 6,4* | 5,9* | 7,6* |
* - расчетно-аналитические данные.
За период с 2000 по 2002 годы наряду с увеличением общего количества малых предприятий возросла численность занятых работников и объем произведенной промышленной продукции. В 2002 году доля малых предприятий в общем объеме промышленной продукции области увеличилась на 40%, в первой половине текущего года - еще на 30 %. По расчетно-аналитическим данным по итогам 2003 года доля малых предприятий в объеме ВРП увеличится в среднем на 30-35%. В настоящее время наибольшее количество малых предприятий области работает в сфере торговли - около 45 % от общего количества малых предприятий и в промышленности - около 20 %. Данная тенденция сохраняется на протяжении последних пяти лет. При этом наибольшее количество работников, занятых на постоянной основе, приходится на предприятия, работающие в сфере промышленности, около 41% от общей среднесписочной численности работников малых предприятий, а на предприятия сферы торговли - только 29% от общего числа занятых.
Однако достижение положительной динамики в развитии малого и среднего предпринимательства в области не создает адекватного роста их внешнеторговой активности. Не способствует этому и повышение активности крупных промышленных предприятий - экспортеров области, ежегодно увеличивающих на 15-20% поставки продукции на мировые рынки.
Таблица 2.
Показатели | 2000год | 2001год | 2002год | 2003 год(8мес.) |
Количество участников ВЭД ВСЕГО, в т.ч. | 104 | 138 | 83 | 72 |
экспортеров | 73 | 102 | 57 | 44 |
импортеров | 31 | 36 | 26 | 28 |
Удельный вес в общих областных показателях | ||||
Внешнеторговый оборот, %% | 8,0% | 10,0% | 4,0% | 3,6% |
Экспорт, %% | 7,7% | 8,6% | 3,9% | 2,2% |
Импорт, %% | 8,3% | 11,0% | 4,0% | 4,8% |
В экспортной деятельности с 2000 по 2003 годы можно отметить активную деятельность всего 21 предприятия из 102 предприятий-экспортеров. Ежегодно почти половину экспортных поставок предприятий малого и среднего бизнеса области занимают поставки всего 5 предприятий. В 2000 году доля таких экспортеров составила 44,2%, в 2001 году - 51,2 %, в 2002 году - 55,1% и за 8 месяцев 2003 года - 48,5%.
На фоне активизации крупного бизнеса в сфере внешнеторговой деятельности в 2002 году наблюдалось значительное снижение внешнеторговой активности предприятий малого и среднего бизнеса:
- количество участников внешнеторговой деятельности из числа предприятий малого и среднего бизнеса сократилось на 40%, в том числе экспортеров - на 45%, а импортеров - на 28%;
- внешнеторговый оборот составил только 47,4% от уровня 2001 года, в том числе ее экспортная составляющая - 56,5%, а импортная - 42,5%;
- удельный вес малого и среднего бизнеса в общем объеме внешнеторгового оборота области составил только 4,0%, экспорта - 3,9% и импорта - 4,0% (в 2001 году соответственно 10,0%, 8,6% и 11,0%).
С начала 2003 года отмечается дальнейшее сокращение количества предприятий-экспортеров, снижение объемов экспортируемой продукции и ее доли в общем объеме областного экспорта при незначительном увеличении импортной активности.
В 2001 году 57,7% предприятий - экспортеров снизили объемы экспортных поставок. В 2002 году этот показатель составил уже 67,7 %, кроме того 42,1% предприятий прекратили экспортную деятельность полностью, и только 4,9% из них возобновили ее в 2003 году.
Таблица 3.
Показатели | 2003 год (8 мес.), тыс. долларов | Доля в %% |
Экспорт ВСЕГО, | 3 259,1 | 100% |
Машиностроительная продукция | 1 441,3* | 44,2% |
Продукция нефтехимического комплекса | 1 227,7* | 37,6% |
Одежда и обувь | 156,0 | 4,8% |
Черные и цветные металлы и изделия из них | 135,9* | 4,1% |
Стекольная продукция | 92,3* | 2,8% |
Древесина и изделия из нее | 31,8 | 1,0% |
Продовольственные товары и сырье | 0 | 0% |
Продукция топливно-энергетического комплекса | 0 | 0% |
* - расчетно-аналитические данные.
В товарной структуре экспорта преобладает продукция нефтехимического комплекса и машиностроительная продукция. За 8 месяцев 2003 года в поставках этого вида продукции участвовали 35 предприятий (61,4%) малого и среднего бизнеса, на долю которых приходится 81,8% от общего объема экспортных поставок, в том числе машиностроительная продукция - 44,2%, продукция нефтехимического комплекса - 37,6%.
Таблица 4.
Показатели | 2000год | 2001год | 2002 год | 2003 год (8 мес.) |
Количество КОИИ участников ВЭД ВСЕГО, в т.ч. | 13 | 16 | 12 | 10 |
экспортеров | 8 | 11 | 7 | 4 |
импортеров | 5 | 5 | 5 | 6 |
Внешнеторговый оборот КОИИ, тыс. долларов США | 1 775 | 1 482 | 693 | 640 |
Объем экспорта, тыс. долларов США | 1 128 | 662 | 421 | 263 |
Объем импорта, тыс. долларов США | 647 | 820 | 272 | 377 |
Удельный вес КОИИ в общих показателях предприятий малого и среднего бизнеса | ||||
Внешнеторговый оборот, %% | 9,4% | 5,1% | 5,1% | 5,9% |
Экспорт, %% | 14,5% | 6,7% | 7,5% | 8,1% |
Импорт, %% | 5,8% | 4,3% | 3,4% | 5,0% |
На общем фоне снижения внешнеторговой активности предприятий малого и среднего бизнеса большую устойчивость к негативным внешним факторам демонстрируют коммерческие организации с иностранными инвестициями (КОИИ), удельный вес которых в объеме внешнеторгового оборота предприятий малого и среднего бизнеса, а также в экспорте и импорте продукции продолжает увеличиваться.