Недействующий

ГУБЕРНАТОР ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 декабря 2003 года N 605

Об основных направлениях содействия выходу предприятий малого и среднего бизнеса на мировые рынки

(Утратило силу - постановление Губернатора Владимирской области от 27.02.2010 N 171; НГР: ru33000201000104)

В целях расширения внешнеторговых контактов предприятий малого и среднего бизнеса Владимирской области и во исполнение постановления Губернатора области от 04.02.2003 N 50 "О нормотворческой деятельности администрации области в 2003 году" постановляю:

1. Утвердить Основные направления содействия выходу предприятий малого и среднего бизнеса на мировые рынки согласно приложению.

2. Департаменту внешних экономических связей администрации области (В.А. Шамота) и центру поддержки предпринимательства (В.М. Скорик):

- принять меры по реализации мероприятий, намеченных Основными направлениями;

- по результатам реализации в 2004 году мероприятий Основных направлений подготовить предложения по финансовой поддержке выходу предприятий малого и среднего бизнеса на мировой рынок.

3. Контроль за исполнением данного постановления возложить на первого заместителя Губернатора области В.В. Веретенникова.

4. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор области

Н.В. Виноградов

Приложение к постановлению

Губернатора области

от 10.12.2003 N 605

Основные направления содействия выходу малого и среднего бизнеса на мировые рынки


Основные направления нацелены на активизацию вовлечения предприятий во внешнеэкономические связи. Одной из главных задач Основных направлений является формирование благоприятных экономических, организационных и иных условий увеличения экспорта и повышения его эффективности с использованием механизмов предоставления государственной финансовой, информационно-консультационной, маркетинговой и других видов помощи экспортерам с выработкой конкретных мероприятий на региональном уровне.

Достижение поставленной цели может быть обеспечено только при проведении подготовительной работы по выявлению перспективных видов продукции и предприятий-экспортеров, определении их технической, финансовой и организационной готовности к экспорту, установлении потребностей во внешней помощи.

Средством достижения целей Основных направлений будет являться формирование и реализация индивидуальных экспортных планов предприятий - потенциальных экспортеров и создание механизма государственной поддержки продвижения товаров на внешнем рынке.

В связи с изменениями в федеральном законодательстве происходят положительные преобразования в сфере устранения избыточного административного давления на бизнес:

- снижено количество лицензируемых видов деятельности;

- введены ограничения на проведение контролирующими и надзорными органами проверок деятельности хозяйствующих субъектов;

- упрощена процедура регистрации юридических лиц.

Дополнительные благоприятные возможности для развития предпринимательства и внешнеэкономической активности в ближайшее время может создать Таможенный кодекс, новая редакция которого вступает в силу с 1 января 2004 года, а также финансовая поддержка промышленного экспорта, определенная в проекте федерального бюджета на 2004 год.

В целях улучшения делового климата и активизации предпринимательской активности на территории области приняты законы Владимирской области от 06.03.2002 N 23-ОЗ "О государственной программе развития малого и среднего предпринимательства во Владимирской области на 2002-2003 годы и перспективу на 2004 год", от 27.11.2002 N 117-ОЗ "О введении на территории Владимирской области системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности".

Во Владимирской области создана и функционирует инфраструктура поддержки малого предпринимательства, занимающаяся решением вопросов кредитно-финансовой поддержки предпринимательских проектов, поддержки и развития предпринимательства в наукоемкой и инновационной сферах, содействия в продвижении производимых предпринимателями товаров и услуг, обеспечения предприятий малого и среднего бизнеса услугами в области консалтинга. Предпринятые на федеральном и областном уровне меры в целом положительно отразились на развитии малого и среднего бизнеса Владимирской области, о чем говорит ежегодный рост показателей малого бизнеса в экономике региона.

Таблица 1.

Вклад малого бизнеса в экономику области.


Показатели

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год (6 мес.)

Объем произведенной продукции (работ, услуг), млн. руб.

3655

4776

5347

8328,2

Объем произведенной продукции на общую численность постоянно занятых на малых предприятиях, тыс. руб.

69,4*

96,5*

93,0*

150,3*

Доля малых предприятий в общем объеме промышленной продукции области, %

4,1*

4,1*

5,7*

7,4*

Доля малых предприятий в объеме Валового регионального продукта области, %

5,5

6,4*

5,9*

7,6*

* - расчетно-аналитические данные.

За период с 2000 по 2002 годы наряду с увеличением общего количества малых предприятий возросла численность занятых работников и объем произведенной промышленной продукции. В 2002 году доля малых предприятий в общем объеме промышленной продукции области увеличилась на 40%, в первой половине текущего года - еще на 30 %. По расчетно-аналитическим данным по итогам 2003 года доля малых предприятий в объеме ВРП увеличится в среднем на 30-35%. В настоящее время наибольшее количество малых предприятий области работает в сфере торговли - около 45 % от общего количества малых предприятий и в промышленности - около 20 %. Данная тенденция сохраняется на протяжении последних пяти лет. При этом наибольшее количество работников, занятых на постоянной основе, приходится на предприятия, работающие в сфере промышленности, около 41% от общей среднесписочной численности работников малых предприятий, а на предприятия сферы торговли - только 29% от общего числа занятых.

Однако достижение положительной динамики в развитии малого и среднего предпринимательства в области не создает адекватного роста их внешнеторговой активности. Не способствует этому и повышение активности крупных промышленных предприятий - экспортеров области, ежегодно увеличивающих на 15-20% поставки продукции на мировые рынки.

Таблица 2.

Внешнеторговая деятельность предприятий малого и среднего бизнеса.


Показатели

2000год

2001год

2002год

2003 год(8мес.)

Количество участников ВЭД ВСЕГО, в т.ч.

104

138

83

72

экспортеров

73

102

57

44

импортеров

31

36

26

28

Удельный вес в общих областных показателях

Внешнеторговый оборот, %%

8,0%

10,0%

4,0%

3,6%

Экспорт, %%

7,7%

8,6%

3,9%

2,2%

Импорт, %%

8,3%

11,0%

4,0%

4,8%

В экспортной деятельности с 2000 по 2003 годы можно отметить активную деятельность всего 21 предприятия из 102 предприятий-экспортеров. Ежегодно почти половину экспортных поставок предприятий малого и среднего бизнеса области занимают поставки всего 5 предприятий. В 2000 году доля таких экспортеров составила 44,2%, в 2001 году - 51,2 %, в 2002 году - 55,1% и за 8 месяцев 2003 года - 48,5%.

На фоне активизации крупного бизнеса в сфере внешнеторговой деятельности в 2002 году наблюдалось значительное снижение внешнеторговой активности предприятий малого и среднего бизнеса:

- количество участников внешнеторговой деятельности из числа предприятий малого и среднего бизнеса сократилось на 40%, в том числе экспортеров - на 45%, а импортеров - на 28%;

- внешнеторговый оборот составил только 47,4% от уровня 2001 года, в том числе ее экспортная составляющая - 56,5%, а импортная - 42,5%;

- удельный вес малого и среднего бизнеса в общем объеме внешнеторгового оборота области составил только 4,0%, экспорта - 3,9% и импорта - 4,0% (в 2001 году соответственно 10,0%, 8,6% и 11,0%).

С начала 2003 года отмечается дальнейшее сокращение количества предприятий-экспортеров, снижение объемов экспортируемой продукции и ее доли в общем объеме областного экспорта при незначительном увеличении импортной активности.

В 2001 году 57,7% предприятий - экспортеров снизили объемы экспортных поставок. В 2002 году этот показатель составил уже 67,7 %, кроме того 42,1% предприятий прекратили экспортную деятельность полностью, и только 4,9% из них возобновили ее в 2003 году.

Таблица 3.

Динамика удельного веса подотраслей в общем объеме экспорта предприятий малого и среднего бизнеса, тыс. долларов США


Показатели

2003 год (8 мес.), тыс. долларов

Доля в %%

Экспорт ВСЕГО,
 в т.ч.

3 259,1

100%

Машиностроительная продукция

1 441,3*

44,2%

Продукция нефтехимического комплекса

1 227,7*

37,6%

Одежда и обувь

156,0

4,8%

Черные и цветные металлы и изделия из них

135,9*

4,1%

Стекольная продукция

92,3*

2,8%

Древесина и изделия из нее

31,8

1,0%

Продовольственные товары и сырье

0

0%

Продукция топливно-энергетического комплекса

0

0%

* - расчетно-аналитические данные.

В товарной структуре экспорта преобладает продукция нефтехимического комплекса и машиностроительная продукция. За 8 месяцев 2003 года в поставках этого вида продукции участвовали 35 предприятий (61,4%) малого и среднего бизнеса, на долю которых приходится 81,8% от общего объема экспортных поставок, в том числе машиностроительная продукция - 44,2%, продукция нефтехимического комплекса - 37,6%.

Таблица 4.

Внешнеторговая деятельность коммерческих организаций с иностранными инвестициями (КОИИ) в сфере малого и среднего бизнеса


Показатели

2000год

2001год

2002 год

2003 год (8 мес.)

Количество КОИИ участников ВЭД ВСЕГО, в т.ч.

13

16

12

10

экспортеров

8

11

7

4

импортеров

5

5

5

6

Внешнеторговый оборот КОИИ, тыс. долларов США

1 775

1 482

693

640

Объем экспорта, тыс. долларов США

1 128

662

421

263

Объем импорта, тыс. долларов США

647

820

272

377

Удельный вес КОИИ в общих показателях предприятий малого и среднего бизнеса

Внешнеторговый оборот, %%

9,4%

5,1%

5,1%

5,9%

Экспорт, %%

14,5%

6,7%

7,5%

8,1%

Импорт, %%

5,8%

4,3%

3,4%

5,0%

На общем фоне снижения внешнеторговой активности предприятий малого и среднего бизнеса большую устойчивость к негативным внешним факторам демонстрируют коммерческие организации с иностранными инвестициями (КОИИ), удельный вес которых в объеме внешнеторгового оборота предприятий малого и среднего бизнеса, а также в экспорте и импорте продукции продолжает увеличиваться.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»