ЗАКОН
ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
от 06 марта 2002 года N 23-ОЗ
О государственной программе развития малого и среднего предпринимательства во Владимирской области на 2002-2003 годы и перспективу на 2004 год
Принят Законодательным Собранием области 20 февраля 2002 года
Утвердить государственную программу развития малого и среднего предпринимательства во Владимирской области на 2002-2003 годы и перспективу на 2004 год (прилагается).
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Владимирской области | Н.Виноградов |
Владимир
6 марта 2002 г.
N 23-ОЗ
Приложение
к Закону Владимирской области
от 06.03.03 N 23-ОЗ
г.ВЛАДИМИР
I. | Паспорт программы | стр.2 |
II. | Состояние предпринимательства в области. Проблемы и перспективы развития малого и среднего предпринимательского сектора экономики региона | стр.6 |
III. | Цели и задачи программы | стр.9 |
IV. | Основные направления реализации программы | стр.10 |
V. | Механизм реализации и управления программой | стр.11 |
5.1. | Механизм направления бюджетных средств на реализацию мероприятий государственной программы развития малого и среднего предпринимательства | стр.11 |
5.1.1. | Механизм направления бюджетных средств на реализацию базовых мероприятий государственной программы развития малого и среднего предпринимательства | стр.11 |
5.1.2. | Механизм направления бюджетных средств на реализацию мероприятий перспективного развития малого и среднего предпринимательства | стр.12 |
VI. | Меры по реализации программы развития малого и среднего предпринимательства | стр. 13 |
VII. | Ресурсное обеспечение программы | стр.29 |
VIII. | Ожидаемые результаты. Эффективность от реализации программы | стр.30 |
Наименование | Государственная программа развития малого и среднего предпринимательства во Владимирской области на 2002 - 2003 годы и перспективу на 2004 год. (далее по тексту "предпринимательство") |
Законодательная база для разработки программы: | Федеральный Закон от 14.06.95 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"; |
Заказчик: | Администрация Владимирской области. |
Система контроля за исполнением программы: | Администрация Владимирской области; |
Основные разработчики программы: | Центр поддержки предпринимательства администрации Владимирской области; |
Исполнители: | Центр поддержки предпринимательства; |
Стратегическая цель: | Обеспечение благоприятных условий для развития предпринимательского сектора экономики Владимирской области. |
Базовые мероприятия программы | |
Цель N 1 | Сохранение количества реально работающих малых предприятий на уровне 01.01.2001 года (7000 предприятий) с сохранением аналогичных тенденций с предприятиями сферы предпринимательства в целом. |
Цель N 2 | Сохранение числа постоянно занятых на малых предприятиях на уровне 01.01.2001 года - около 10% от общей численности занятых в экономике области, с сохранением аналогичных тенденций на предприятиях сферы предпринимательства в целом. |
Цель N 3 | Сохранение доли вклада малых предприятий в ВРП области на уровне 01.01.2001 года (5,5%) с сохранением аналогичных тенденций с предприятиями сферы предпринимательства в целом, при прочих равных условиях. |
Задача N 1: | Совершенствование законодательной базы поддержки |
Задача N 2: | Совершенствование организационной структуры поддержки предпринимательства на уровне области. |
Задача N 3: | Подготовка кадров для предпринимательства. |
Задача N 4: | Финансовое обеспечение предпринимательских программ и проектов. |
Задача N 5: | Взаимодействие со средой формирования предпринимательства, реструктуризация крупных предприятий, консалтинг. |
Мероприятия перспективного развития | |
Цель N 1 | Увеличение количества реально работающих малых предприятий в общем колич естве зарегистрированных предприятий на 10 -15%% с сохранением аналогичных тенденций с предприятиями сферы предпринимательства в целом. |
Цель N 2 | Увеличение числа постоянно занятых на малых предприятиях с 9,3% на 01.01.2001 года до 11-12% от уровня общей численности занятых в экономике области, с сохранением аналогичных тенденций на предприятиях сферы предпринимательства в целом . |
Цель N 3 | Увеличение доли вклада малых предприятий в ВРП области с 5,5% на 01.01.2001 года до 9,6-10%%, с сохранением аналогичных тенденций с предприятиями сферы предпринимательства в целом, при прочих равных условиях. |
Задача N 1: | Совершенствование внешней среды развития предпринимательства. |
Задача N 2: | Совершенствование кредитно-финансовых механизмов и имущественная поддержка субъектов предпринимательства. |
Задача N 3: | Развитие бизнеса и повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки предпринимательства. |
Задача N 4: | Реализация специализированных программ в сфере предпринимательства. |
Задача N 5: | Развитие сотрудничества в сфере предпринимательства на межрегиональном уровне. |
Ожидаемые результаты от реализации программы: | Количество реально работающих малых предприятий от 7000 до 7500; |
Общий объем и источники | Всего: 32 045тысяч рублей. |
Контроль за исполнением программы: | Губернатор области. |
Предпринимательство Владимирского региона на настоящий момент, представлено следующими группами:
группа - субъекты финансово - хозяйственной деятельности, которые в соответствии с действующим законодательством относятся к малым предприятиям;
группа - предпринимателей без образования юридического лица, статус которых также определен действующим законодательством;
группа - субъекты финансово - хозяйственной деятельности, не вошедшие в указанные выше группы и не являющиеся бюджето - и градообразующими - средние.
На 01.01.2001 г. в области - 6924 малых предприятия (МП), численность занятых на малых предприятиях составила 9,3% (52,7 тыс. человек) от среднегодовой численности работающих на предприятиях области. С учетом индивидуальных предпринимателей, действующих без образования юридического лица (62761 человек), занятость в малом бизнесе (МБ) составила 20% от общеобластной.
Тенденции развития малых предприятий в области представлены в таблице 1.
Таблица 1
Показатель | РОССИЯ | ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ | |
1999 | 1999 | 2000 | |
Доля малых предприятий в общем количестве предприятий, в % | 29 | 26 | 30 |
Доля промышленных малых предприятий в общем числе малых предприятий, в % | 15 | 22 | 22 |
Число малых предприятий на 1000 жителей, единиц | 6 | 3 | 4 |
Доля малых предприятий в ВРП, в % | 12 | 5,7 | 5,5 |
Приведенные данные свидетельствуют о том, что уровень развития малых предприятий в области по числу малых предприятий на 1000 жителей, по доле МП в ВРП ниже уровня развития малых предприятий по России в целом.
До настоящего времени сохраняется неравномерность распределения субъектов малого предпринимательства по территории области, что свидетельствует о высокой дифференциации территорий области по уровню развития внешней среды предпринимательства (диаграмма 1).
Диаграмма 1
(см. на бумажном носителе)
Особенностью российского малого предпринимательства продолжает оставаться высокая доля "теневого" сектора. По разным оценкам, она составляет от 30 до 50% реального оборота субъектов малого предпринимательства.
В виду слабой энерговооруженности и обеспеченности субъектов предпринимательства производственными мощностями, эффективность использования людских ресурсов несколько ниже, чем на крупных предприятиях. Экономия имеющаяся в системах управления предприятий малых форм не компенсирует слабое техническое оснащение, что находит отражение и в средних уровнях оплаты труда(Сравнительная характеристика среднемесячной заработной платы по малым и крупным предприятиям области приведена в таблице 2). Социальные гарантии для работников предприятий малого бизнеса, используемых действующие системы налогообложения, не в полном объеме подкрепляются налоговыми платежами субъектов предпринимательства.
Таблица 2
Показатель | Малые предприятия | Крупные предприятия |
Начисленная среднемесячная заработная плата за 2000 год, руб. | 1010,4 | 1618,3 |
Кроме предприятий малого бизнеса, во Владимирской области действуют бюджето - и градообразующие предприятия, к которым в соответствии с постановлением главы администрации области N 550 от 26. 08. 99 года относятся свыше 120 субъектов финансово-хозяйственной деятельности.
В вышеизложенные группы субъектов предпринимательства не вошли предприятия, которые не относятся к бюджето - и градообразующим, с одной стороны и не являются субъектами малого бизнеса, с другой. Неформально данная группа предприятий получила название "средние". Специального законодательства, регулирующего особенности деятельности данных предприятий, не существует. В то же время "средние" предприятия, ведут финансово-хозяйственную деятельность, вносят свой вклад в экономику области, а следовательно имеют полные права на поддержку со стороны государственных и муниципальных органов власти.
Учитывая ситуацию во Владимирской области по вопросам поддержки предпринимательства, параметры развития предпринимательского сектора экономики, кооперационные и иные формы взаимодействия предприятий малого бизнеса со средним, а также то, что малый бизнес является основой для возникновения предприятий средних форм, в перспективе представляется целесообразным строить региональную политику с учетом интересов среднего предпринимательства. Это позволит обеспечить возможность нового этапа развития предпринимательства во Владимирской области.
Для реализации данной стратегии, необходимо решить ряд проблем, касающихся малого и среднего бизнеса. К таковым относятся:
- проблема структуризации предпринимательской среды, через создание объединений, союзов, лиг, гильдий по видам деятельности, по территориям, что позволит более объективно определить спектр интересов и проблем малого и среднего предпринимательства;
- проблема соответствия деятельности субъектов малого и среднего бизнеса(далее по тексту субъекты предпринимательства) производящей сферы, требованиям, предъявляемым действующим законодательством к организации и осуществлению производственно -технологического процесса. Решение проблемы возможно через внедрение механизмов подготовки и передачи субъектам предпринимательства на согласованных условиях неиспользуемых либо неэффективно используемых промышленными предприятиями производственных мощностей. Имеющееся, в настоящее время, состояние производственной оснащенности в предпринимательстве неудовлетворительно, а собственными силами большинству данных предприятий эту задачу не решить.