Недействующий

ГУБЕРНАТОР ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 сентября 2003 года N 454

О Комплексе мер по предупреждению вредного воздействия вод, обеспечению устойчивого и безопасного функционирования гидротехнических сооружений


Утратило силу: постановление Губернатора Владимирской области от 16.04.2008 N 272, НГР: ru33000200800167


Во исполнение Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений", Постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30.10.2002 N 434-СФ "О мерах по предупреждению и ликвидации последствий катастрофических природных явлений", в целях обеспечения устойчивого и безопасного функционирования гидротехнических сооружений, эффективной защиты населения и объектов экономики Владимирской области от вредного воздействия вод постановляю :

1. Утвердить Комплекс мер по предупреждению вредного воздействия вод, обеспечению устойчивого и безопасного функционирования гидротехнических сооружений (далее - ГТС) согласно приложению.

2. Предложить ФГУ "Управление Владимирмелиоводхоз" (Тен В.В.) обеспечить безопасную эксплуатацию ГТС, находящихся в федеральной собственности.

3. Департаменту природопользования и охраны окружающей среды администрации области (Шабардин И.Ф.):

3.1 организовать разработку нормативно-правовых актов Владимирской области, направленных на обеспечение безопасности ГТС и предупреждение вредного воздействия вод;

3.2 завершить до 1 января 2004 года инвентаризацию ГТС области.

4. Департаменту сельского хозяйства и продовольствия администрации области (Овчинников Ю.А.) организовать выполнение сельскохозяйственными организациями, эксплуатирующими ГТС, мероприятий по повышению их безопасности.

5. Рекомендовать Главному управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Владимирской области (Белоусов Н.Д.):

5.1 организовать разработку и утверждение правил эксплуатации, критериев и деклараций безопасности гидротехнических сооружений;

5.2 усилить государственный надзор и контроль за соблюдением норм и правил по безопасной эксплуатации ГТС собственниками (эксплуатирующими организациями).

6. Главному управлению по делам ГО и ЧС Владимирской области:

6.1 завершить до 1 января 2006 года создание при органах управления по делам ГО и ЧС профессиональных аварийно-спасательных формирований;

6.2 обеспечить надежное функционирование действующей на территории области единой дежурно-диспетчерской службы.

7. Рекомендовать Владимирскому областному центру по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Яцков И.К.):

7.1 восстановить сеть гидрометеорологических постов на реках области;

7.2 обеспечить в установленном порядке сбор, обработку и своевременное представление администрации области, заинтересованным организациям гидрометеорологической информации по прогнозам половодий и паводков.

8. Рекомендовать главам (главам администраций) округов, городов и районов области:

8.1 предусматривать в ходе исполнения бюджетов 2003-2015 годов финансирование утвержденных мероприятий, а также мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

8.2 организовать в установленном порядке работу по постановке на учет ГТС, утративших своих владельцев, и определению их собственников.

9. Рекомендовать собственникам и организациям, эксплуатирующим ГТС:

9.1 осуществить в течение 2003 - 2005 годов:

- разработку правил эксплуатации водохранилищ (прудов), накопителей стоков и их сооружений;

- восстановление проектной документации;

- разработку деклараций безопасности ГТС, на которые распространяется действие Федерального Закона "О безопасности гидротехнических сооружений".

9.2 организовать с 2004 года мониторинг состояния ГТС, представляющих непосредственную угрозу населению и объектам экономики в случае аварии;

9.3 обеспечить создание финансовых и материальных резервов, предназначенных для предотвращения и ликвидации возможных аварий на ГТС;

9.4 осуществить разработку и утверждение в установленном порядке проектно-сметной документации по восстановлению, реконструкции, капитальному ремонту, консервации и ликвидации ГТС.

10. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области - председателя областной комиссии по чрезвычайным ситуациям Карпова Е.А.

11. Настоящее постановление вступает в силу с даты его официального опубликования.

Губернатор области Н.В. Виноградов

Приложение

к постановлению

Губернатора Владимирской области

от 16.09.2003 N 454

КОМПЛЕКС МЕР по предупреждению вредного воздействия вод, обеспечению устойчивого и безопасного функционирования гидротехнических сооружений на территории Владимирской области на период 2003 -2015 годы


В целях реализации постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30.10.2002 N 434 "О мерах по предупреждению и ликвидации последствий катастрофических природных явлений", Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" необходимо осуществление комплекса мероприятий по защите территории Владимирской области, населения и объектов экономики от вредного воздействия вод, регулированию степени риска ущербов на территориях, потенциально подверженных затоплению и подтоплению в периоды половодий и паводков и в случаях разрушения напорных гидротехнических сооружений.

По данным Государственного водного кадастра на территории области насчитывается свыше 1000 рек, ручьев и озер. Среднемноголетний ежегодный расход речного стока составляет 37.4 куб. км, общий объем русловых водохранилищ - 82.6 млн. куб. м, из них 15 - емкостью свыше 1 млн. куб. м, 29 - от 500 до 1 млн. куб. м.

Играя важнейшую роль в обеспечении устойчивого социально-экономического развития, водные ресурсы в то же время являются потенциальными источниками риска ущерба объектам экономики и населению.

Ежегодно при паводках различной повторяемости затапливается от 3% до 5% территории области, в том числе до 1.5% земель сельскохозяйственного назначения. Ущерб от паводков и половодий ежегодно составляет от 3 до 6 млн. рублей. К наиболее паводкоопасным относятся территории, расположенные в поймах рек Клязьма и Ока, включая Гороховецкий, Меленковский, Собинский районы, округ Муром.

Основными факторами риска антропогенного характера являются:

- изменение характера стока на хозяйственно освоенных и подвергнутых трансформациям водосборных территориях;

- бесконтрольная застройка паводкоопасных территорий в поймах рек в крупных населенных пунктах, включая нижние бъефы гидроузлов, без проведения защитных мероприятий и размещение там хозяйственных объектов и жилья (г.г. Владимир, Гусь-Хрустальный, Муром и др.);

- заиление и стеснение живого сечения рек (Содышка, Рпень, Гусь и др.);

- разрушение берегов водотоков (река Ока у с. Благовещенское Муромского района, р. Клязьма в районе Кондюринского водозабора в г. Гороховце, водозаборных сооружений г. Вязники);

- строительство автомобильных дорог, не обеспеченных в достаточном количестве водопропускными устройствами;

- ухудшение качества и достоверности гидрометеорологических прогнозов половодий и паводков.

Обострение проблемы вредного воздействия вод непосредственно связано с прогрессирующим ухудшением технического состояния напорных гидротехнических сооружений и резким увеличением риска их разрушения в периоды паводков и половодий.

Из 203 ГТС (включая накопители стоков), выявленных по результатам проведенной инвентаризации, на 150 сооружений распространяется действие Федерального Закона "О безопасности гидротехнических сооружений".

Из них 14% эксплуатируются свыше 30 лет, 61% находится в частично неработоспособном состоянии, 8% неработоспособны (разрушены тела плотин, неисправны водосбросные и водовыпускные сооружения), 2 объекта подлежат ликвидации (гидроузлы на реках Яхрома у с. Андреевское Юрьев-Польского района, на р. Райна у д. Тургенево Меленковского района).

Сельскохозяйственные предприятия, являющиеся владельцами 90% ГТС, в настоящее время акционированы, раздроблены и не могут обеспечить поддержание ГТС в технически исправном состоянии.

Требования Федерального Закона "О безопасности гидротехнических сооружений" и принятых в его развитие нормативных актов на территории области в должной мере не реализуются.

Сдерживается формирование Российского Регистра ГТС вследствие затянувшейся инвентаризации гидротехнических сооружений.

Низкими темпами проводится работа по установлению и оформлению прав собственности на ГТС. По состоянию на 01.06.2003 г. продолжают оставаться бесхозяйными 5% сооружений, в т.ч. 2% - подпадающих под действие Федерального Закона.

На подавляющем большинстве объектов отсутствует проектная документация, правила эксплуатации водохранилищ, эксплуатационный персонал.

Обслуживание многих ГТС осуществляется неквалифицированными специалистами. Специальную подготовку и квалификационные удостоверения в настоящее время имеют всего 5 работников служб эксплуатации.

Эксплуатация гидротехнических сооружений осуществляется без соответствующих разрешений на право их эксплуатации, выдаваемых на основании деклараций безопасности ГТС. В текущем году их разработка ведется по двум объектам: плотина на р. Пекша (г. Кольчугино) и накопители сточных вод (ЗАО по свиноводству "Владимирское").

Сдерживается реализация механизма финансового обеспечения безопасности ГТС путем обязательного страхования гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, из-за отсутствия Федерального Закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта", методики расчета размера причиненного вреда, разрабатываемой МПР России в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.12.2001 N 876.

Практически, на всех гидротехнических сооружениях не ведется мониторинг за показателями их состояния.

Не обеспечивается необходимое финансирование мероприятий по повышению безопасности ГТС, предупреждению и ликвидации последствий паводков и половодий.

Предлагаемый комплекс мер направлен на снижение риска ущербов от вредного воздействия вод, уменьшение уязвимости объектов экономики и материальных ресурсов на территориях, подверженных затоплению и подтоплению в периоды паводков и половодий, обеспечение устойчивого и безопасного функционирования гидротехнических сооружений.

Комплекс мер рассчитан на период с 2003 по 2015 годы, предусматривает привлечение средств из федерального, областного, местных бюджетов, собственных и привлеченных источников финансирования в объеме более 160 млн. рублей и направлен на предупреждение риска ущербов от вредного воздействия вод, снижение уязвимости объектов экономики, материальных и людских ресурсов в периоды половодий и паводков, создание системы устойчивого и безопасного функционирования гидротехнических сооружений области.

Механизм реализации Комплекса мер предусматривает использование рычагов государственной экономической, финансовой и бюджетной политики в области природопользования и охраны окружающей среды с учетом интересов области, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов, обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта.

Организация реализации комплекса мер возлагается на департамент природопользования и охраны окружающей среды администрации области (далее - департамент природопользования).

Территориальные органы государственных заказчиков комплекса мер и органы местного самоуправления представляют предложения по его реализации на конкретный год.

Мероприятия и проекты, реализуемые в рамках комплекса мер, подлежат обязательной экологической экспертизе в соответствии с Федеральным Законом "Об экологической экспертизе".

Отбор инвестиционных проектов осуществляется департаментом природопользования совместно с Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Владимирской области.

Отбор исполнителей мероприятий, реализуемых за счет бюджетных ассигнований, осуществляется на конкурсной основе.

Реализация мероприятий осуществляется на основе договоров, заключенных департаментом природопользования и (или) администрациями муниципальных образований с подрядчиками.

Департаменту природопользования при составлении планов работ, планов мероприятий по охране окружающей среды, прогнозов социально-экономического развития области по разделу "Охрана окружающей среды", проектов предоставления и расходования субсидий из областного бюджета надлежит в первую очередь руководствоваться мероприятиями, включенными в комплекс мер.

Для получения средств из федерального бюджета на научно-исследовательские работы и реализацию инвестиционных проектов территориальные органы государственных заказчиков мероприятий ежегодно разрабатывают и представляют в установленном порядке бюджетные заявки в министерство природных ресурсов Российской Федерации и департамент природопользования, который в свою очередь направляет их после рассмотрения в экономическое и главное финансовое управления администрации области.

В бюджетных заявках приводятся обоснования запрашиваемых средств, отражаются результаты отбора исполнителей работ, указываются объемы ассигнований на реализацию мероприятий из бюджета области, местных бюджетов и внебюджетных источников.

Для привлечения внебюджетных источников финансирования предусматривается использование средств хозяйствующих субъектов в финансировании мероприятий, осуществляемых за счет бюджетов различных уровней.

Социально-экономическая эффективность от реализации комплекса мер

Эффективность комплекса мер оценивается по результатам его реализации в экономической, экологической и социальной сферах и выражается в снижении и предотвращении риска вредного воздействия вод на объекты экономики и материальные ресурсы в периоды половодий и паводков, предупреждении развития оползней и разрушения берегов рек и водохранилищ повышении уровня безопасности гидротехнических сооружений.

Приложение
к Комплексу мер по предупреждению вредного воздействия вод,
обеспечению устойчивого и безопасного функционирования гидротехнических
сооружений на период 2003-2015 годы

N /N п/п

Основные направления работы,
 планируемые мероприятия

Сроки выполнения

Ответственные
 исполнители *

I. Организационные мероприятия

1. Совершенствование и развитие системы государственного управления по устойчивому предупреждению половодий и паводков, обеспечению безопасности ГТС

1.1

Нормативно-правовая и методическая база

1.1.1

Разработка нормативно-правовых актов Владимирской области:
 Законы
 о регулировании градостроительной деятельности на территории Владимирской области.
 Постановления:
 о мерах по обеспечению безаварийного пропуска паводковых вод на водохозяйственных системах области;

 о порядке согласования расчетов вероятного вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения;

 об утверждении Перечня гидротехнических сооружений, владельцы которых должны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения;

 о мониторинге водных объектов, водохозяйственных систем и сооружений;

 о внесении изменений и дополнений в постановление главы администрации Владимирской области от 05.02.98 г. N 63 "Об эксплуатации водохранилищ (прудов)"

IV кв. 2003
 Ежегодно
 I квартал
 по утверждении методики МПР России
 IV кв. 2003
 2004
 IV кв. 2003

ДСА
 ДПП и ООС,
 ГУПР, ГУ ГО и ЧС
 ДПП и ООС, ГУПР
 ДПП и ООС, ГУПР
 ДПП и ООС, ГУПР
 ДПП и ООС, ГУПР

1.1.2

Разработка методической документации:
 порядок и форма представления собственниками ГТС (эксплуатирующими организациями) информации в орган надзора о техническом состоянии сооружений

2003

ГУПР

1.2

Государственная регистрация и учет гидротехнических сооружений

1.2.1

Инвентаризация накопителей животноводческих и промышленных стоков

2003

ДПП и ООС,
 ГУПР

1.2.2

Формирование и ведение Российского регистра ГТС на территории области, поднадзорных МПР России, и областного реестра ГТС

постоянно

ГУПР

1.3

Совершенствование системы прогнозирования, оповещения и связи

1.3.1

Картографирование риска ущербов на территориях, подверженных затоплениям весенним половодьем 1%, 10% и 25% обеспеченности (карты риска)

2004-2005

ГУПР, ДПП и ООС

1.3.2

Телефонизация собственников ГТС, находящихся в сельской местности

2004-2010

Собственники ГТС, ОАО "Электро-связь" Владимир-ской области"

1.3.3

Телефонизация наблюдателей гидропостов (мобильная связь)

2004-2005

ЦГМС,
 ДПП и ООС

1.3.4

Восстановление и развитие наблюдательной сети гидрометеорологических постов:
 открытие постов на реках:
 Нерль (на границе с Ивановской областью)
 Клязьма (г. Петушки)
 восстановление постов на реках:
 Киржач
 Пекша (г. Кольчугино)
 Гусь (г. Гусь-Хрустальный)

2004-2008
 2004
 2005
 2006
 2007
 2008

ЦГМС,
 ДПП и ООС

1.4

Организация эксплуатации бесхозяйных ГТС, находящихся в аварийном состоянии, подлежащих консервации и ликвидации

1.4.1

Определение в установленном порядке собственников бесхозяйных ГТС

2003-2004

ОМС

1.4.2

Временное (до определения собственника) закрепление за предприятиями (организациями) на основе договоров бесхозяйных гидроузлов

2003-2004

ОМС

1.5

Подготовка и повышение квалификации эксплуатационного персонала гидротехнических сооружений

1.5.1

Организация обучения эксплуатационного персонала ГТС в ЗАО НТПЭЦ "Промтехэксперт" (г. Белгород)

2003
 согласно графику
 обучения

ГУПР, ДПП и ООС

1.5.2

Организация на базе Владимирского учебного центра Федерального дорожного департамента курсов подготовки, переподготовки и повышения квалификации эксплуатационного персонала ГТС

2004 - 2015

ГУПР,
 ДПП и ООС

1.6

Государственный надзор и контроль за безопасностью ГТС и объектов экономики

1.6.1

Организация разработки и утверждения деклараций безопасности ГТС

В соответствии с утвержденными ВВБВУ графиками

ГУПР

1.6.2

Проведение комиссионных обследований технического состояния ГТС, утративших своих владельцев, находящихся в аварийном состоянии в целях выработки решений по их дальнейшей эксплуатации

Второе полугодие 2003 года

ОМС, ГУПР, ГУ ГО и ЧС, ДПП и ООС

1.6.3

Проведение проверок:
 готовности водохозяйственных систем и сооружений к безопасному пропуску паводковых вод;

 выполнения мероприятий по устранению последствий половодий и паводков

В соответствии с утвержденными КЧС планами

КЧС Владимирской области, ГУПР,
 ГУ ГО и ЧС,
 ДПП и ООС,
 ОМС

1.6.4

Подготовка предложений о передаче части функций государственного надзора за безопасностью малых ГТС органам местного самоуправления

По принятии постановления Правительства РФ

ГУПР

1.6.5

Осуществление инспекционных проверок по соблюдению требований федерального законодательства о безопасности гидротехнических сооружений собственниками ГТС

Ежегодно согласно утвержденного графика

ГУПР

1.6.6

Организация и проведение учебных тренировок по локализации чрезвычайных ситуаций на объектах экономики в периоды половодий и паводков, аварий на гидротехнических сооружениях

ежегодно

ГУ ГО и ЧС,
 ОМС

1.7

Совершенствование системы контроля исполнения

1.7.1

Организация разработки и внесения на утверждение в КЧС области совместных ежегодных планов работы надзорных и контрольных органов по вопросам проверки деятельности владельцев ГТС по обеспечению их безопасной эксплуатации

ежегодно

КЧС Владимирской области

1.7.2

Внедрение в практику работы КЧС области заслушивание ответственных исполнителей за реализацию мероприятий по повышению безопасности ГТС

полугодие

КЧС Владимирской области

2. Обеспечение устойчивого функционирования водохранилищ, ГТС на них и накопителей животноводческих и промышленных стоков

2.1

Восстановление и разработка технической, исполнительной и иной документации по эксплуатации водохранилищ (прудов), ГТС на них и накопителей сточных вод

2.1.1

восстановление проектной, исполнительной и иной документации на гидротехнические сооружения;

 разработка и утверждение в установленном порядке:
 правил эксплуатации водохранилищ (прудов), накопителей животноводческих и промышленных стоков;

 критериев безопасности ГТС;

 деклараций безопасности ГТС, подпадающих под действие Федерального Закона "О безопасности гидротехнических сооружений";

 разработка оперативных планов ликвидации аварий на сооружениях водохранилищ (прудов) и накопителей стоков

2003-2005
 - " " -
 - " " -
 в соответствии с ежегодными графиками ГУПР
 2003-2004

Собственники ГТС (эксплуатирующие организации),
 ДСХ и П, ОМС
 - " " -
 - " " -
 - " " -
 - " " -

2.1.2

Разработка общих Правил эксплуатации каскада водохранилищ на реках бассейна р. Рпень

2004

Администрации
 г. Владимира и Суздальского района

2.2

Организация и материально-техническое оснащение служб эксплуатации

2.2.1

Укомплектование эксплуатационными штатами гидротехнических сооружений в соответствии с требованиями безопасной эксплуатации ГТС

2003-2004

Собственники ГТС (эксплуатирующие организации),
 ДСХ и П

2.2.2

Оснащение всех напорных ГТС контрольно-измерительными устройствами (водомерные рейки)

2003

- " " -

2.2.3

Приобретение и оснащение напорных ГТС на реках Содышка (г. Владимир) и Пекша (г. Кольчугино) контрольно-измерительными устройствами (пьезометры, реперы, марки)

2004

Администрации
 г. Владимир
 и округа Кольчугино

2.2.4

Организация обеспечения собственников ГТС (эксплуатирующих организаций) нормативнометодической документацией

постоянно

ГУПР, ДПП и ООС

2.2.5

Создание аварийных запасов строительных материалов для локализации и ликвидации угрозы аварий на ГТС

постоянно

Собственники ГТС (эксплуатирующие организации),
 ДСХ и П, ОМС

2.2.6

Материально-техническое обеспечение (приборы диагностического контроля, оргтехника и т.п.), служб эксплуатации, ответственных за эксплуатацию, в соответствии с нормативными требованиями по безопасной эксплуатации ГТС

постоянно

ОМС, ДСХ и П, собственники ГТС (эксплуатирующие организации)

2.2.7

Создание службы эксплуатации гидроузла на р. Содышка

2003-2004

Администрация г. Владимира

2.2.8

Создание окружной службы эксплуатации ГТС

2005-2006

Администрация округа Александров

2.3

Мониторинг водохранилищ и технического состояния ГТС

2.3.1

Организация и ведение систематических наблюдений визуальными и инструментальными методами в соответствии с инструкциями (правилами эксплуатации)за состоянием сооружений и водохранилищ

В соответствии с ежегодными программами мониторинга водных объектов и водохозяйственных систем

Собственники ГТС ( эксплуатирующие организации),
 ТЦ "Владимиргео-мониторинг"

2.4

Финансовое обеспечение безопасности ГТС

2.4.1

Выполнение расчетов по определению величин вероятного вреда в результате аварии ГТС. Определение величин финансового обеспечения гражданской ответственности и их утверждение в установленном порядке

по принятии методики и постановления Губернатора о порядке согласования расчета ущерба

Собственники ГТС (эксплуатирующие организации)

2.4.2

Заключение договоров страхования риска гражданской ответственности

по принятии Федерального Закона

Собственники ГТС (эксплуатирующие организации)

II. Технические мероприятия по снижению риска ущербов на территориях, подверженных затоплению (подтоплению) в периоды весенних половодий и паводков

2.1

Строительство и реконструкция защитных дамб и водоотводящих сооружений (каналов)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»