ГУБЕРНАТОР ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 сентября 2003 года N 454
О Комплексе мер по предупреждению вредного воздействия вод, обеспечению устойчивого и безопасного функционирования гидротехнических сооружений
Утратило силу: постановление Губернатора Владимирской области от 16.04.2008 N 272, НГР: ru33000200800167
Во исполнение Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений", Постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30.10.2002 N 434-СФ "О мерах по предупреждению и ликвидации последствий катастрофических природных явлений", в целях обеспечения устойчивого и безопасного функционирования гидротехнических сооружений, эффективной защиты населения и объектов экономики Владимирской области от вредного воздействия вод постановляю :
1. Утвердить Комплекс мер по предупреждению вредного воздействия вод, обеспечению устойчивого и безопасного функционирования гидротехнических сооружений (далее - ГТС) согласно приложению.
2. Предложить ФГУ "Управление Владимирмелиоводхоз" (Тен В.В.) обеспечить безопасную эксплуатацию ГТС, находящихся в федеральной собственности.
3. Департаменту природопользования и охраны окружающей среды администрации области (Шабардин И.Ф.):
3.1 организовать разработку нормативно-правовых актов Владимирской области, направленных на обеспечение безопасности ГТС и предупреждение вредного воздействия вод;
3.2 завершить до 1 января 2004 года инвентаризацию ГТС области.
4. Департаменту сельского хозяйства и продовольствия администрации области (Овчинников Ю.А.) организовать выполнение сельскохозяйственными организациями, эксплуатирующими ГТС, мероприятий по повышению их безопасности.
5. Рекомендовать Главному управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Владимирской области (Белоусов Н.Д.):
5.1 организовать разработку и утверждение правил эксплуатации, критериев и деклараций безопасности гидротехнических сооружений;
5.2 усилить государственный надзор и контроль за соблюдением норм и правил по безопасной эксплуатации ГТС собственниками (эксплуатирующими организациями).
6. Главному управлению по делам ГО и ЧС Владимирской области:
6.1 завершить до 1 января 2006 года создание при органах управления по делам ГО и ЧС профессиональных аварийно-спасательных формирований;
6.2 обеспечить надежное функционирование действующей на территории области единой дежурно-диспетчерской службы.
7. Рекомендовать Владимирскому областному центру по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Яцков И.К.):
7.1 восстановить сеть гидрометеорологических постов на реках области;
7.2 обеспечить в установленном порядке сбор, обработку и своевременное представление администрации области, заинтересованным организациям гидрометеорологической информации по прогнозам половодий и паводков.
8. Рекомендовать главам (главам администраций) округов, городов и районов области:
8.1 предусматривать в ходе исполнения бюджетов 2003-2015 годов финансирование утвержденных мероприятий, а также мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
8.2 организовать в установленном порядке работу по постановке на учет ГТС, утративших своих владельцев, и определению их собственников.
9. Рекомендовать собственникам и организациям, эксплуатирующим ГТС:
9.1 осуществить в течение 2003 - 2005 годов:
- разработку правил эксплуатации водохранилищ (прудов), накопителей стоков и их сооружений;
- восстановление проектной документации;
- разработку деклараций безопасности ГТС, на которые распространяется действие Федерального Закона "О безопасности гидротехнических сооружений".
9.2 организовать с 2004 года мониторинг состояния ГТС, представляющих непосредственную угрозу населению и объектам экономики в случае аварии;
9.3 обеспечить создание финансовых и материальных резервов, предназначенных для предотвращения и ликвидации возможных аварий на ГТС;
9.4 осуществить разработку и утверждение в установленном порядке проектно-сметной документации по восстановлению, реконструкции, капитальному ремонту, консервации и ликвидации ГТС.
10. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области - председателя областной комиссии по чрезвычайным ситуациям Карпова Е.А.
11. Настоящее постановление вступает в силу с даты его официального опубликования.
Губернатор области Н.В. Виноградов
Приложение
к постановлению
Губернатора Владимирской области
от 16.09.2003 N 454
В целях реализации постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30.10.2002 N 434 "О мерах по предупреждению и ликвидации последствий катастрофических природных явлений", Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" необходимо осуществление комплекса мероприятий по защите территории Владимирской области, населения и объектов экономики от вредного воздействия вод, регулированию степени риска ущербов на территориях, потенциально подверженных затоплению и подтоплению в периоды половодий и паводков и в случаях разрушения напорных гидротехнических сооружений.
По данным Государственного водного кадастра на территории области насчитывается свыше 1000 рек, ручьев и озер. Среднемноголетний ежегодный расход речного стока составляет 37.4 куб. км, общий объем русловых водохранилищ - 82.6 млн. куб. м, из них 15 - емкостью свыше 1 млн. куб. м, 29 - от 500 до 1 млн. куб. м.
Играя важнейшую роль в обеспечении устойчивого социально-экономического развития, водные ресурсы в то же время являются потенциальными источниками риска ущерба объектам экономики и населению.
Ежегодно при паводках различной повторяемости затапливается от 3% до 5% территории области, в том числе до 1.5% земель сельскохозяйственного назначения. Ущерб от паводков и половодий ежегодно составляет от 3 до 6 млн. рублей. К наиболее паводкоопасным относятся территории, расположенные в поймах рек Клязьма и Ока, включая Гороховецкий, Меленковский, Собинский районы, округ Муром.
Основными факторами риска антропогенного характера являются:
- изменение характера стока на хозяйственно освоенных и подвергнутых трансформациям водосборных территориях;
- бесконтрольная застройка паводкоопасных территорий в поймах рек в крупных населенных пунктах, включая нижние бъефы гидроузлов, без проведения защитных мероприятий и размещение там хозяйственных объектов и жилья (г.г. Владимир, Гусь-Хрустальный, Муром и др.);
- заиление и стеснение живого сечения рек (Содышка, Рпень, Гусь и др.);
- разрушение берегов водотоков (река Ока у с. Благовещенское Муромского района, р. Клязьма в районе Кондюринского водозабора в г. Гороховце, водозаборных сооружений г. Вязники);
- строительство автомобильных дорог, не обеспеченных в достаточном количестве водопропускными устройствами;
- ухудшение качества и достоверности гидрометеорологических прогнозов половодий и паводков.
Обострение проблемы вредного воздействия вод непосредственно связано с прогрессирующим ухудшением технического состояния напорных гидротехнических сооружений и резким увеличением риска их разрушения в периоды паводков и половодий.
Из 203 ГТС (включая накопители стоков), выявленных по результатам проведенной инвентаризации, на 150 сооружений распространяется действие Федерального Закона "О безопасности гидротехнических сооружений".
Из них 14% эксплуатируются свыше 30 лет, 61% находится в частично неработоспособном состоянии, 8% неработоспособны (разрушены тела плотин, неисправны водосбросные и водовыпускные сооружения), 2 объекта подлежат ликвидации (гидроузлы на реках Яхрома у с. Андреевское Юрьев-Польского района, на р. Райна у д. Тургенево Меленковского района).
Сельскохозяйственные предприятия, являющиеся владельцами 90% ГТС, в настоящее время акционированы, раздроблены и не могут обеспечить поддержание ГТС в технически исправном состоянии.
Требования Федерального Закона "О безопасности гидротехнических сооружений" и принятых в его развитие нормативных актов на территории области в должной мере не реализуются.
Сдерживается формирование Российского Регистра ГТС вследствие затянувшейся инвентаризации гидротехнических сооружений.
Низкими темпами проводится работа по установлению и оформлению прав собственности на ГТС. По состоянию на 01.06.2003 г. продолжают оставаться бесхозяйными 5% сооружений, в т.ч. 2% - подпадающих под действие Федерального Закона.
На подавляющем большинстве объектов отсутствует проектная документация, правила эксплуатации водохранилищ, эксплуатационный персонал.
Обслуживание многих ГТС осуществляется неквалифицированными специалистами. Специальную подготовку и квалификационные удостоверения в настоящее время имеют всего 5 работников служб эксплуатации.
Эксплуатация гидротехнических сооружений осуществляется без соответствующих разрешений на право их эксплуатации, выдаваемых на основании деклараций безопасности ГТС. В текущем году их разработка ведется по двум объектам: плотина на р. Пекша (г. Кольчугино) и накопители сточных вод (ЗАО по свиноводству "Владимирское").
Сдерживается реализация механизма финансового обеспечения безопасности ГТС путем обязательного страхования гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, из-за отсутствия Федерального Закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта", методики расчета размера причиненного вреда, разрабатываемой МПР России в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.12.2001 N 876.
Практически, на всех гидротехнических сооружениях не ведется мониторинг за показателями их состояния.
Не обеспечивается необходимое финансирование мероприятий по повышению безопасности ГТС, предупреждению и ликвидации последствий паводков и половодий.
Предлагаемый комплекс мер направлен на снижение риска ущербов от вредного воздействия вод, уменьшение уязвимости объектов экономики и материальных ресурсов на территориях, подверженных затоплению и подтоплению в периоды паводков и половодий, обеспечение устойчивого и безопасного функционирования гидротехнических сооружений.
Комплекс мер рассчитан на период с 2003 по 2015 годы, предусматривает привлечение средств из федерального, областного, местных бюджетов, собственных и привлеченных источников финансирования в объеме более 160 млн. рублей и направлен на предупреждение риска ущербов от вредного воздействия вод, снижение уязвимости объектов экономики, материальных и людских ресурсов в периоды половодий и паводков, создание системы устойчивого и безопасного функционирования гидротехнических сооружений области.
Механизм реализации Комплекса мер предусматривает использование рычагов государственной экономической, финансовой и бюджетной политики в области природопользования и охраны окружающей среды с учетом интересов области, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов, обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта.
Организация реализации комплекса мер возлагается на департамент природопользования и охраны окружающей среды администрации области (далее - департамент природопользования).
Территориальные органы государственных заказчиков комплекса мер и органы местного самоуправления представляют предложения по его реализации на конкретный год.
Мероприятия и проекты, реализуемые в рамках комплекса мер, подлежат обязательной экологической экспертизе в соответствии с Федеральным Законом "Об экологической экспертизе".
Отбор инвестиционных проектов осуществляется департаментом природопользования совместно с Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Владимирской области.
Отбор исполнителей мероприятий, реализуемых за счет бюджетных ассигнований, осуществляется на конкурсной основе.
Реализация мероприятий осуществляется на основе договоров, заключенных департаментом природопользования и (или) администрациями муниципальных образований с подрядчиками.
Департаменту природопользования при составлении планов работ, планов мероприятий по охране окружающей среды, прогнозов социально-экономического развития области по разделу "Охрана окружающей среды", проектов предоставления и расходования субсидий из областного бюджета надлежит в первую очередь руководствоваться мероприятиями, включенными в комплекс мер.
Для получения средств из федерального бюджета на научно-исследовательские работы и реализацию инвестиционных проектов территориальные органы государственных заказчиков мероприятий ежегодно разрабатывают и представляют в установленном порядке бюджетные заявки в министерство природных ресурсов Российской Федерации и департамент природопользования, который в свою очередь направляет их после рассмотрения в экономическое и главное финансовое управления администрации области.
В бюджетных заявках приводятся обоснования запрашиваемых средств, отражаются результаты отбора исполнителей работ, указываются объемы ассигнований на реализацию мероприятий из бюджета области, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Для привлечения внебюджетных источников финансирования предусматривается использование средств хозяйствующих субъектов в финансировании мероприятий, осуществляемых за счет бюджетов различных уровней.
Социально-экономическая эффективность от реализации комплекса мер
Эффективность комплекса мер оценивается по результатам его реализации в экономической, экологической и социальной сферах и выражается в снижении и предотвращении риска вредного воздействия вод на объекты экономики и материальные ресурсы в периоды половодий и паводков, предупреждении развития оползней и разрушения берегов рек и водохранилищ повышении уровня безопасности гидротехнических сооружений.
N /N п/п | Основные направления работы, | Сроки выполнения | Ответственные | ||
I. Организационные мероприятия | |||||
1. Совершенствование и развитие системы государственного управления по устойчивому предупреждению половодий и паводков, обеспечению безопасности ГТС | |||||
1.1 | Нормативно-правовая и методическая база | ||||
1.1.1 | Разработка нормативно-правовых актов Владимирской области: | IV кв. 2003 | ДСА | ||
1.1.2 | Разработка методической документации: | 2003 | ГУПР | ||
1.2 | Государственная регистрация и учет гидротехнических сооружений | ||||
1.2.1 | Инвентаризация накопителей животноводческих и промышленных стоков | 2003 | ДПП и ООС, | ||
1.2.2 | Формирование и ведение Российского регистра ГТС на территории области, поднадзорных МПР России, и областного реестра ГТС | постоянно | ГУПР | ||
1.3 | Совершенствование системы прогнозирования, оповещения и связи | ||||
1.3.1 | Картографирование риска ущербов на территориях, подверженных затоплениям весенним половодьем 1%, 10% и 25% обеспеченности (карты риска) | 2004-2005 | ГУПР, ДПП и ООС | ||
1.3.2 | Телефонизация собственников ГТС, находящихся в сельской местности | 2004-2010 | Собственники ГТС, ОАО "Электро-связь" Владимир-ской области" | ||
1.3.3 | Телефонизация наблюдателей гидропостов (мобильная связь) | 2004-2005 | ЦГМС, | ||
1.3.4 | Восстановление и развитие наблюдательной сети гидрометеорологических постов: | 2004-2008 | ЦГМС, | ||
1.4 | Организация эксплуатации бесхозяйных ГТС, находящихся в аварийном состоянии, подлежащих консервации и ликвидации | ||||
1.4.1 | Определение в установленном порядке собственников бесхозяйных ГТС | 2003-2004 | ОМС | ||
1.4.2 | Временное (до определения собственника) закрепление за предприятиями (организациями) на основе договоров бесхозяйных гидроузлов | 2003-2004 | ОМС | ||
1.5 | Подготовка и повышение квалификации эксплуатационного персонала гидротехнических сооружений | ||||
1.5.1 | Организация обучения эксплуатационного персонала ГТС в ЗАО НТПЭЦ "Промтехэксперт" (г. Белгород) | 2003 | ГУПР, ДПП и ООС | ||
1.5.2 | Организация на базе Владимирского учебного центра Федерального дорожного департамента курсов подготовки, переподготовки и повышения квалификации эксплуатационного персонала ГТС | 2004 - 2015 | ГУПР, | ||
1.6 | Государственный надзор и контроль за безопасностью ГТС и объектов экономики | ||||
1.6.1 | Организация разработки и утверждения деклараций безопасности ГТС | В соответствии с утвержденными ВВБВУ графиками | ГУПР | ||
1.6.2 | Проведение комиссионных обследований технического состояния ГТС, утративших своих владельцев, находящихся в аварийном состоянии в целях выработки решений по их дальнейшей эксплуатации | Второе полугодие 2003 года | ОМС, ГУПР, ГУ ГО и ЧС, ДПП и ООС | ||
1.6.3 | Проведение проверок: | В соответствии с утвержденными КЧС планами | КЧС Владимирской области, ГУПР, | ||
1.6.4 | Подготовка предложений о передаче части функций государственного надзора за безопасностью малых ГТС органам местного самоуправления | По принятии постановления Правительства РФ | ГУПР | ||
1.6.5 | Осуществление инспекционных проверок по соблюдению требований федерального законодательства о безопасности гидротехнических сооружений собственниками ГТС | Ежегодно согласно утвержденного графика | ГУПР | ||
1.6.6 | Организация и проведение учебных тренировок по локализации чрезвычайных ситуаций на объектах экономики в периоды половодий и паводков, аварий на гидротехнических сооружениях | ежегодно | ГУ ГО и ЧС, | ||
1.7 | Совершенствование системы контроля исполнения | ||||
1.7.1 | Организация разработки и внесения на утверждение в КЧС области совместных ежегодных планов работы надзорных и контрольных органов по вопросам проверки деятельности владельцев ГТС по обеспечению их безопасной эксплуатации | ежегодно | КЧС Владимирской области | ||
1.7.2 | Внедрение в практику работы КЧС области заслушивание ответственных исполнителей за реализацию мероприятий по повышению безопасности ГТС | полугодие | КЧС Владимирской области | ||
2. Обеспечение устойчивого функционирования водохранилищ, ГТС на них и накопителей животноводческих и промышленных стоков | |||||
2.1 | Восстановление и разработка технической, исполнительной и иной документации по эксплуатации водохранилищ (прудов), ГТС на них и накопителей сточных вод | ||||
2.1.1 | восстановление проектной, исполнительной и иной документации на гидротехнические сооружения; | 2003-2005 | Собственники ГТС (эксплуатирующие организации), | ||
2.1.2 | Разработка общих Правил эксплуатации каскада водохранилищ на реках бассейна р. Рпень | 2004 | Администрации | ||
2.2 | Организация и материально-техническое оснащение служб эксплуатации | ||||
2.2.1 | Укомплектование эксплуатационными штатами гидротехнических сооружений в соответствии с требованиями безопасной эксплуатации ГТС | 2003-2004 | Собственники ГТС (эксплуатирующие организации), | ||
2.2.2 | Оснащение всех напорных ГТС контрольно-измерительными устройствами (водомерные рейки) | 2003 | - " " - | ||
2.2.3 | Приобретение и оснащение напорных ГТС на реках Содышка (г. Владимир) и Пекша (г. Кольчугино) контрольно-измерительными устройствами (пьезометры, реперы, марки) | 2004 | Администрации | ||
2.2.4 | Организация обеспечения собственников ГТС (эксплуатирующих организаций) нормативнометодической документацией | постоянно | ГУПР, ДПП и ООС | ||
2.2.5 | Создание аварийных запасов строительных материалов для локализации и ликвидации угрозы аварий на ГТС | постоянно | Собственники ГТС (эксплуатирующие организации), | ||
2.2.6 | Материально-техническое обеспечение (приборы диагностического контроля, оргтехника и т.п.), служб эксплуатации, ответственных за эксплуатацию, в соответствии с нормативными требованиями по безопасной эксплуатации ГТС | постоянно | ОМС, ДСХ и П, собственники ГТС (эксплуатирующие организации) | ||
2.2.7 | Создание службы эксплуатации гидроузла на р. Содышка | 2003-2004 | Администрация г. Владимира | ||
2.2.8 | Создание окружной службы эксплуатации ГТС | 2005-2006 | Администрация округа Александров | ||
2.3 | Мониторинг водохранилищ и технического состояния ГТС | ||||
2.3.1 | Организация и ведение систематических наблюдений визуальными и инструментальными методами в соответствии с инструкциями (правилами эксплуатации)за состоянием сооружений и водохранилищ | В соответствии с ежегодными программами мониторинга водных объектов и водохозяйственных систем | Собственники ГТС ( эксплуатирующие организации), | ||
2.4 | Финансовое обеспечение безопасности ГТС | ||||
2.4.1 | Выполнение расчетов по определению величин вероятного вреда в результате аварии ГТС. Определение величин финансового обеспечения гражданской ответственности и их утверждение в установленном порядке | по принятии методики и постановления Губернатора о порядке согласования расчета ущерба | Собственники ГТС (эксплуатирующие организации) | ||
2.4.2 | Заключение договоров страхования риска гражданской ответственности | по принятии Федерального Закона | Собственники ГТС (эксплуатирующие организации) | ||
II. Технические мероприятия по снижению риска ущербов на территориях, подверженных затоплению (подтоплению) в периоды весенних половодий и паводков | |||||
2.1 | Строительство и реконструкция защитных дамб и водоотводящих сооружений (каналов) |