ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июля 2012 года N 670
Об утверждении областной долгосрочной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2015 - 2017 годы"
(Утратило силу:
постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013N 599)
(Изменения:
постановление Правительства Ростовской области от 04.04.2013 N 185, НГР:ru61000201300193)
В соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 23.12.2011 N 270 "О Порядке принятия решения о разработке областных долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации и Порядке проведения и критериях оценки эффективности реализации областных долгосрочных целевых программ", распоряжением Губернатора Ростовской области от 12.07.2012 N 276 "О разработке областной долгосрочной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2015 - 2017 годы" Правительство Ростовской области постановляет:
1. Утвердить областную долгосрочную целевую программу "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2015 - 2017 годы" согласно приложению N 1.
2. Утвердить методику оценки эффективности областной долгосрочной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2015 - 2017 годы" согласно приложению N 2.
3. Контроль за выполнением постановления возложить на министра экономического развития Ростовской области Бартеньева В.П.
Губернатор
Ростовской области В.Ю. Голубев
Постановление вносит
департамент инвестиций
и предпринимательства
Ростовской области
ОБЛАСТНАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2015 - 2017 годы"
Наименование Программы | - | областная долгосрочная целевая программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской област и на 2015 - 2017 годы" (далее – Программа) |
Основание | - | распоряжение Правительства Ростовской области |
Государственный заказчик Программы | - | департамент инвестиций и предпринимательства Ростовской области |
Разработчик Программы | - | департамент инвестиций и предпринимательства Ростовской области |
Основная цель Программы | - | повышение социальной эффективности деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП) – рост численности занятых в секторе малого и среднего предпринимательства, средних доходов и уровня социальной защищенности работников субъектов МСП; |
Основные задачи Программы | - | развитие системы финансово-кредитной поддержки субъектов МСП; |
Сроки реализации Программы | - | 2015 - 2017 годы |
Структура Программы, | - | Раздел I . Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами. |
Исполнители и соисполнители Программы | - | департамент инвестиций и предпринимательства Ростовской области; |
Объемы и источники финансирования Программы | - | общий объем финансирования Программы составляет 268 873 077,0 тыс. рублей: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - | 1. Обеспечение темпа роста числа малых и средних предприятий в Ростовской области в 2017 году |
Система организации контроля за исполнением Программы | - | контроль за реализацией Программы осуществляют Правительство Ростовской области и Контрольно-счетная палата Ростовской области в соответствии с их полномочиями, установленными областным законодательством |
Одним из основных приоритетов социальной и экономической политики Российской Федерации является содействие развитию малого и среднего бизнеса. Развитие предпринимательства - одна из ключевых задач Ростовской области.
Содействие малому и среднему бизнесу является также одним из основных стратегических приоритетов социально-экономического развития Ростовской области в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области за 2011 год, в Ростовской области действует 55 316 малых (в том числе микропредприятий) и средних предприятий и зарегистрировано 156 011 индивидуальных предпринимателей (в том числе в форме крестьянских (фермерских) хозяйств). Таким образом, в Ростовской области действует 211 327 субъектов МСП, что в пересчете на 10 тыс. населения составляет 495,2 субъекта (в 2010 году - 484,2 субъекта).
В 2011 году Ростовская область занимала пятое место в России и первое в Южном федеральном округе по количеству малых предприятий (без учета микропредприятий). По численности работников списочного состава Ростовская область находилась на шестом месте в России и втором в Южном федеральном округе, по обороту - на седьмом месте в России и на втором в Южном федеральном округе, по суммарному объему освоенных инвестиций в основной капитал малыми предприятиями – на четвертом месте в России и втором в Южном федеральном округе.
Численность работающих на малых и средних предприятиях в 2011 году составила 233,0 тыс. человек (без учета микропредприятий) или 98,9 процента к 2010 году. Данная ситуация является результатом повышения с начала 2011 года тарифов страховых взносов, заменивших единый социальный налог. Для подавляющей части предпринимательского сообщества повышение налоговой нагрузки произошло более чем в 2 раза.
Удельный вес среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций области за 2011 год составил 28,4 процента, за 2010 год - 27,7 процента.
Размер официально начисленной среднемесячной заработной платы на малых (без учета микропредприятий) и средних предприятиях в 2011 году увеличился на 110,7 процента к 2010 году.
Суммарный оборот малых (с учетом микропредприятий) и средних предприятий по итогам 2011 года составил 687,7 млрд. рублей против 539,4 млрд. рублей в 2010 году (темп роста составил 127,5 процента методом прямого счета).
Доля продукции, произведенной малыми (с учетом микропредприятий) и средними предприятиями, в общем объеме ВРП по итогам 2011 года составила 17 процентов против 15,7 процента в 2010 году.
В 2011 году в инвестиционной деятельности предприятий наблюдалось небольшое снижение к уровню предшествующего года - 20,3 млрд. рублей (в 2010 году – 20,5 млрд. рублей). Малыми предприятиями (без учета микропредприятий) в 2011 году освоено 11,6 млрд. рублей инвестиций или 7,5 процента от общего объема инвестиций, использованных на развитие экономики области. Рост объемов инвестиций, освоенных в 2011 году, составил почти 42 процента в сравнении с 2010 годом, что связано с улучшением ситуации в многоэтажном жилищном строительстве. Средними предприятиями в 2011 году освоено 5,5 млрд. рублей инвестиций или 3,6 процента от общего объема инвестиций, использованных на развитие экономики области. Темпы роста инвестиций в основной капитал в фактических ценах к соответствующему периоду 2010 года по средним предприятиям сложились значительно ниже (69,0 процента). Отрицательная динамика отмечается в большинстве видов экономической деятельности. Как позитивный момент, следует отметить значительное оживление в IV квартале 2011 г. инвестиционной деятельности строительных организаций.
В 2011 году в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209 - ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" проведено федеральное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства по итогам 2010 года.
Данные обследования позволили идентифицировать предприятия, действительно участвующие в развитии экономики области. В результате по предварительным данным переписи наблюдается расхождение в количестве предприятий. Так, до подведения итогов переписи по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области на территории области действовало 51 073 малых и средних предприятий, результаты обследования скорректировали эту цифру до 37 724 предприятий. С учетом индивидуальных предпринимателей, ранее не учтенных в статистических данных, в области зарегистрировано 144 036 субъектов малого и среднего предпринимательства.
Учитывая, что снижение количества предприятий не повлекло падения значений качественных показателей, характеризующих их деятельность, такое снижение связано с отсеиванием организаций, полностью прекративших свою деятельность без проведения официальной процедуры ликвидации, находящихся в стадии банкротства, остановивших деятельность ввиду смерти владельца, и фактически не участвовавших в экономике области.
Работа по развитию и поддержке малого предпринимательства ведется органами государственной власти Ростовской области системно и целенаправленно с применением программно-целевого комплексного подхода.
Реализованы четыре областные целевые программы развития малого предпринимательства в Ростовской области. В настоящий момент реализуется пятая программа.
С целью обеспечения комплексного подхода к удовлетворению потребностей малого и среднего бизнеса в финансовой, имущественной, информационной и иных видах поддержки, в области сформирована инфраструктура поддержки предпринимательства, в которую входят:
12 фондов поддержки малого предпринимательства и фондов местного развития;
22 муниципальных агентства поддержки и развития малого и среднего предпринимательства;
18 информационно-консалтинговых центров по обслуживанию предприятий малого агробизнеса, крестьянско-фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств;
7 бизнес-инкубаторов;
2 технопарка;
3 инновационно-технологических центра.
Также в области осуществляют деятельность региональные организации инфраструктуры: Гарантийный фонд Ростовской области, Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства, Ростовский бизнес-инкубатор, Ростовский региональный Евро Инфо Корреспондентский Центр.
С целью обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства бесплатными консультационными услугами в 2009 году стартовал пилотный проект по консультированию, которым было охвачено 34 территории области. С 2010 года данный проект реализуется во всех 55 муниципальных образованиях области. За весь период реализации проекта с 2009 года оказано более 120 тыс. консультационных услуг 35 тыс. предпринимателям и гражданам, желающим организовать собственное дело.
В Ростовской области предусмотрено преимущественное право на участие в приватизации арендуемых субъектами малого и среднего предпринимательства объектов недвижимого имущества. Предельное значение площади установлено на уровне 2 500 кв. м, срок рассрочки оплаты арендуемого имущества установлен до 5 лет (по данным мониторинга средний срок рассрочки по области составляет 4,8 лет). За период реализации Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по состоянию на 1 января 2012 г. в Ростовской области принято 907 положительных решений об условиях приватизации с преимущественным правом выкупа, заключено 963 договора купли-продажи арендуемого имущества субъектами МСП, из них 762 объекта выкуплены в рассрочку. Общая площадь выкупленных помещений составила 114 448,9 кв. м, на сумму 1 298 357,7 тыс. рублей.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ в целях оказания имущественной поддержки субъектам МСП органы местного самоуправления вправе утверждать перечни муниципального имущества, предназначенного для предоставления во владение или пользование на долгосрочной основе субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП (далее - Перечень). По состоянию на 1 января 2012 г. Перечни приняты в 53 муниципальных образованиях Ростовской области. Договоры аренды муниципального имущества, включенного в Перечни, заключены с 715 субъектами МСП, из которых микропредприятий – 491, малых предприятий – 215, средних – 9.
В области организована работа по пропаганде и популяризации предпринимательской деятельности, в том числе путем широкого освещения вопросов предпринимательства в средствах массовой информации, ежегодной разработки и издания методических, информационных и презентационных материалов, проведения рейтинговых конкурсов, конференций, форумов, семинаров, "круглых столов", мастер-классов, тренингов по вопросам развития малого и среднего предпринимательства.
Оказание финансовой поддержки предпринимателям, в том числе через софинансирование муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, способствует модернизации предприятий, создает дополнительные условия для привлечения инвестиций в основной капитал.
Развитие малого и среднего предпринимательства и его переход на качественно новый уровень участия в формировании валового регионального продукта Ростовской области требуют существенного расширения возможностей для субъектов малого и среднего предпринимательства в вопросах обеспечения финансовыми ресурсами. С этой целью в области создан Гарантийный фонд, который позволяет получить кредит заемщикам, не имеющим полного залогового обеспечения. Для обеспечения доступа к финансовым ресурсам начинающих предпринимателей в области осуществляются мероприятия, направленные на развитие системы микрофинансирования.
Кроме того, в рамках образовательной поддержки проводится повышение квалификации и профессиональной переподготовки руководителей и специалистов субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе в формате дистанционного обучения. В 2009 году разработана региональная образовательная программа по основам предпринимательства, с 2010 года данная программа внедрена в пилотных общеобразовательных школах и учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Для реализации целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства органы государственной власти посредством реализации областной программы должны обеспечить в Ростовской области равные и благоприятные условия для развития субъектов МСП.
Основными целями Программы являются:
повышение социальной эффективности деятельности субъектов МСП - рост численности занятых в секторе малого и среднего предпринимательства, средних доходов и уровня социальной защищенности работников субъектов МСП;
повышение темпов развития малого и среднего предпринимательства, как одного из стратегических факторов социально-экономического развития области, увеличение доли малого и среднего предпринимательства в формировании всех составляющих внутреннего регионального продукта, расширение сфер деятельности и экономическое укрепление малых предприятий.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
развитие системы финансово-кредитной поддержки субъектов МСП;
совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития малого и среднего предпринимательства;
совершенствование информационно-консультационной поддержки субъектов МСП;
укрепление и развитие системы подготовки кадров для малого и среднего предпринимательства;
оптимизация нормативно-правовых основ регулирования малого и среднего предпринимательства со стороны государства.
Для достижения поставленных целей и решения задач необходимо реализовать мероприятия Программы в 3-летний период, с 2015 по 2017 год. При этом ряд мероприятий будет осуществляться в течение всего периода, а некоторые мероприятия должны быть реализованы поэтапно.
Мероприятия, предлагаемые к реализации, направленные на решение основных задач Программы, с указанием финансовых ресурсов и сроков, необходимых для их реализации, приведены в приложении N 2 к Программе.
Программа содержит 89 мероприятий, включенных в 7 разделов. Основные разделы Программы сформированы с учетом проблем, требующих решения на региональном уровне, а именно:
расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, развитие микрофинансирования - 23 мероприятия;
поддержка субъектов МСП в сфере инноваций и промышленного производства - 11 мероприятий;