Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 октября 2010 года N 252

О внесении изменений в постановление Администрации Ростовской области от 27.11.2009 N 625

(Утратило силу:
постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 N 596)

В соответствии с постановлением Администрации Ростовской области от 31.03.2009 N 146 "О Порядке принятия решения о разработке областных долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации и порядке проведения и критериях оценки эффективности реализации областных долгосрочных целевых программ", в целях продления срока реализации и корректировки объемов финансирования Областной долгосрочной целевой программы "Развитие образования в Ростовской области на 2010 - 2012 годы", утвержденной постановлением Администрации Ростовской области от 27.11.2009 N 625,


ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Внести в постановление Администрации Ростовской области от 27.11.2009 N 625 "Об утверждении Областной долгосрочной целевой программы "Развитие образования в Ростовской области на 2010 - 2012 годы" следующие изменения:

1.1. В наименовании слова "2010 - 2012 годы" заменить словами "2010 - 2013 годы".

1.2. В пункте 1 слова "2010 - 2012 годы" заменить словами "2010 - 2013 годы".

1.3. Пункт 2 изложить в редакции:

"2. Контроль за выполнением постановления возложить на министра общего и профессионального образования области Гуськова И.А.".

1.4. Приложение изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Контроль за выполнением постановления возложить на министра общего и профессионального образования области Гуськова И.А.

Первый заместитель


Главы Администрации

(Губернатора) области

А.Л. Носков

Постановление вносит

министерство общего

и профессионального

образования области

Приложение

к постановлению

Администрации

Ростовской области


от 15.10.2010 N 252

ОБЛАСТНАЯ долгосрочная целевая программа "Развитие образования в Ростовской области на 2010 - 2013 годы"

Паспорт Областной долгосрочной целевой программы "Развитие образования в Ростовской области на 2010 - 2013 годы"


Наименование Программы

-

Областная долгосрочная целевая программа
 "Развитие образования в Ростовской области
 на 2010 - 2013 годы" (далее – Программа)

Основание
 для разработки Программы

-

распоряжение Администрации Ростовской области
 от 14.07.2009 N 192 "О разработке областной долгосрочной целевой программы "Развитие образования в Ростовской области на 2010 - 2012 годы"

Государственный заказчик - координатор Программы

-

министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Разработчик Программы

-

министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Основные цели Программы

-

удовлетворение потребности населения в получении доступного и качественного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования детей;

 обеспечение социально-правовой защиты обучающихся и воспитанников, профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;

 сохранение и укрепление психического и физического здоровья обучающихся и воспитанников;

 развитие системы выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи;

 обеспечение образовательного комплекса области высококвалифицированными педагогическими кадрами, развитие педагогического потенциала;

 удовлетворение потребности регионального рынка труда в высококвалифицированных кадрах рабочих и специалистов;

 создание безопасных условий образовательной деятельности;

 повышение экономической эффективности образования

Основные задачи Программы

-

По подпрограмме "Развитие общего образования":
 обеспечение условий получения доступного качественного общего образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;

 внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий;

 введение предпрофильного и профильного обучения, обеспечивающих возможность выбора учащимися учебного плана с учетом рынка труда выбора выпускниками будущей профессии;

 внедрение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения, включающих основные требования к результатам общего образования и условиям осуществления образовательной деятельности;

 обеспечение условий для получения общего образования в адекватной форме детьми с ограниченными возможностями здоровья;

 введение системы дистанционного обучения для детей-инвалидов;

 развитие системы образования детей старшего дошкольного возраста, удовлетворение потребности населения в услугах дошкольного образования;

 развитие системы оценки качества образования при переходе с одной ступени школьного образования на другую, сопоставление качества образования в муниципальных образованиях области;

 обеспечение условий для полноценного питания школьников;

 внедрение и трансляция на образовательные учреждения передового опыта использования технологий здоровьесбережения;

 создание условий для совершенствования медицинского обеспечения обучающихся на базе школьных медицинских кабинетов;

 формирование у обучающихся навыков здорового образа жизни;

 совершенствование региональной системы выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей;

 развитие региональной системы воспитательной работы;

 повышение качества проводимой профилактической работы;

 оказание психологической помощи участникам образовательного процесса;

 развитие моделей государственно-общественного управления в образовательных учреждениях;

 формирование регионального целевого заказа на подготовку педагогических кадров, организация работы учреждений среднего профессионального образования по его выполнению;

 регулирование приема на педагогические специальности в учреждения высшего профессионального образования педагогической направленности;

 формирование системы моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и повышения их квалификации, привлечения молодых специалистов;

 создание доступной, открытой, эффективной и востребованной модели непрерывного профессионального роста работников образования;

 повышение доли детей, оставшихся без попечения родителей, охваченных различными формами семейного устройства;

 обеспечение своевременной постановки на квартирный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

 совершенствование системы финансирования государственных учреждений, подведомственных министерству общего и профессионального образования Ростовской области, на основе государственных заданий на оказание государственных услуг;

 повышение уровня заработной платы работников общеобразовательных учреждений;

 снижение неэффективных расходов по управлению кадровыми ресурсами и средней наполняемости классов, оптимизация сети общеобразовательных учреждений;

 ликвидация аварийности, формирование современной инфраструктуры образовательных учреждений общего, дополнительного образования, государственной поддержки детства;

 обеспечение пожарной и антитеррористической безопасности учреждений общего, дополнительного образования, государственной поддержки детства.
 По подпрограмме "Развитие профессионального образования":
   оптимизация структуры и объемов подготовки рабочих
 и специалистов в соответствии с потребностями регионального рынка труда;

 создание безопасных условий для обучения учащихся
 и студентов и труда педагогических работников учреждений профессионального образования;

 совершенствование системы финансирования государственных учреждений, подведомственных министерству общего и профессионального образования Ростовской области, на основе государственных заданий на оказание государственных услуг;

 повышение эффективности использования бюджетных средств для подготовки рабочих и специалистов, востребованных на рынке труда;

 внедрение моделей государственно-общественного управления в учреждениях профессионального образования;

 повышение уровня заработной платы работников государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;

 снижение неэффективных расходов по управлению кадровыми ресурсами, оптимизация сети государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;

 приведение материальной базы государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в соответствие
 с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и современного производства, модернизация учебно-производственного оборудования;

 разработка и внедрение моделей непрерывного профессионального образования с участием социальных партнеров и привлечением кадрового и материально-технического потенциала реального сектора экономики и социальной сферы;

 внедрение федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования нового поколения;

 формирование системы оценки качества профессионального образования в соответствии
 с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования;

 внедрение новых образовательных технологий
 и принципов организации учебного процесса, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий;

 совершенствование системы переподгото вки
 и повышения квалификации педагогических кадров государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;

 обеспечение социальной поддержки обучающихся государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

 совершенствование системы выявления, поддержки
 и сопровождения талантливой молодежи, обеспечение участия во Всероссийских олимпиадах, конкурсах, фестивалях;

 совершенствование воспитательной деятельности
 и работы по развитию физической культуры и спорта
 в учреждениях профессионального образования;

 интеграция образования и науки в интересах социально-экономического развития области;

 создание и развитие многоуровневой непрерывной системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в интересах хозяйственного комплекса органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области;

 организация работы с одаренными детьми на базе федерального государственного автономного образова-тельного учреждения высшего профессионального образования "Южный федеральный университет"
 (далее - ФГАОУ ВПО ЮФУ);

 развитие интеллектуального и научно-технического потенциала молодежи в Ростовской области

Сроки
 реализации
 Программы

-

2010 - 2013 годы

Структура
 Программы,
 перечень
 подпрограмм, основных
 направлений
 и мероприятий

-

в структуру Программы включены:
 Раздел  I.  Содержание проблем и обоснование необходимости их решения программными методами.
 Раздел  II.  Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы, а также целевые индикаторы и показатели.
 Раздел  III.  Система программных мероприятий, в том числе ресурсное обеспечение Программы, с перечнем мероприятий с разбивкой по годам, источникам и направлениям финансирования.
 Раздел IV. Нормативное обеспечение Программы.
 Раздел  V.  Механизм реализации Программы, включая организацию управления Программой и контроль
 за ходом ее выполнения.
 Раздел  VI.  Оценка эффективности социально-экономических последствий от реализации Программы.
 Приложение  N  1.  Методика оценки эффективности Областной долгосрочной целевой программы "Развитие образования в Ростовской области на 2010 - 2013 годы".
 Приложение  N  2.  Распределение субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов в целях софинансирования особо важных и  (или) контролируе-мых Администрацией Ростовской области объектов
 и направлений расходования средств за счет средств Фонда софинансирования расходов на 2010 год.
 Приложение  N  3.  Распределение субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов в целях софинансирования особо важных и  (или) контролируе-мых Администрацией Ростовской области объектов и направлений расходования средств за счет средств Фонда софинансирования расходов на 2011 год.
 Приложение  N  4. Положение об условиях предоставле-ния и методике расчета субсидии для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления
 по вопросам местного значения.
 Приложение  N  5.  Информация об оценке эффектив-ности реализации Областной долгосрочной целевой программы "Развитие образования в Ростовской области на 2010  -  2013 годы" за отчетный 2011 финансовый год
 и за весь период реализации 2012 - 2014 годов.
 Программа включает в себя 2 подпрограммы:
 "Развитие общего образования";

 "Развитие профессионального образования".
 Подпрограмма "Развитие общего образования" содержит мероприятия по 8 направлениям:
 "Обеспечение доступности, совершенствование содержания и технологий образования";

 "Развитие системы обеспечения качества образования";

 "Здоровье школьников";

 "Выявление и поддержка талантливых детей. Усиление воспитательного потенциала школы";

 "Развитие педагогического потенциала";

 "Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";

 "Внедрение новых экономических механизмов финансирования общего образования";

 "Обеспечение безопасных условий образовательной деятельности".
 Подпрограмма "Развитие профессионального образования" содержит мероприятия по 7 направлениям:
 "Оптимизация структуры и объемов подготовки рабочих кадров и специалистов";

 "Обеспечение безопасных условий образовательной деятельности";

 "Внедрение новых экономических механизмов финансирования профессионального образования";

 "Модернизация учебно-материальной базы, совершенствование содержания и технологий образования";

 "Социальная поддержка обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
 в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования";

 "Выявление и поддержка талантливой молодежи. Усиление воспитательного потенциала учреждений профессионального образования";

 "Поддержка высшей школы и использование потенциала ФГАОУ ВПО ЮФУ в интересах социально-экономического развития Ростовской области"

Исполнители Программы

-

министерство общего и профессионального образования Ростовской области (далее - минобразование области);

 департамент по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области;

 государственные образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования, подведомственные минобразованию области

Объемы и
 источники
 финансирования Программы

-

источники финансирования Программы:
 средства бюджета Ростовской области;

 средства федерального бюджета;

 средства от приносящей доход деятельности государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, подведомственных минобразованию области.
 Объемы финансирования Программы:
 всего - 69 839 071,6 тыс. рублей;

 в том числе:
 2010 год - 16 124 188,5 тыс. рублей;

 2011 год - 17 061 574,7 тыс. рублей;

 2012 год - 18 184 832,7 тыс. рублей;

 2013 год - 18 468 475,7 тыс. рублей

Ожидаемые
 конечные
 результаты
 реализации
 Программы

-

реализация мероприятий Программы по предваритель-ным оценкам позволит к 2014 году достичь следующих результатов:
 по подпрограмме "Развитие общего образования":
 снижение нагрузки в общеобразовательных учреждениях на 1 персональный компьютер до 15,8 обучающегося;

 доведение охвата учащихся 8  -  9 классов профориента-ционными программами до 100 процентов;

 повышение доли учащихся 10  -  11 классов, обучаю-щихся по индивидуальным учебным планам
 и программам профильного обучения, до 41 процента;

 доведение доли общеобразовательных учреждений, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения:
 на 1-й ступени - до 100 процентов, на 2-й ступени –
 до 5,3 процента;

 обеспечение условий для получения общего образования в адекватной форме детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, которым рекомендовано образование в адекватной форме
 (не менее чем 99 процентов от их числа);

 введение системы дистанционного обучения для детей-инвалидов (не менее 387 человек);

 увеличение процента охвата детей старшего дошкольного возраста, обучающихся в системе предшкольного образования в вариативных формах,
 до 92 процентов;

 доведение показателя удовлетворенности потребности
 в услугах дошкольног о образования до 81,6 процента;

 доведение доли выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, сдавших Единый государственный экзамен (далее - ЕГЭ) по русскому языку и математике, в общей численности выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, участвовавших в ЕГЭ по данным предметам,
 до 95 процентов;

 охват школьников сбалансированным горячим питанием (не менее чем 77 процентов);

 доведение количества образовательных учреждений области, реализующих программы и технологии здоровьесбережения, до 84 процентов;

 привлечение детского населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом (не менее
 чем 42 процентов от общего числа школьников);

 доведение охвата школьников услугами дополнительного образования до 68 процентов;

 создание интернатного учреждения для одаренных детей;

 увеличение количества обучающихся, принявших участие в олимпиадах регионального и всероссийского уровней, до 3 150 человек в год;

 снижение доли необучающихся детей в возрасте
 от 7 до 18 лет, подлежащих обучению, до 0,13 процента;

 повышение до 80 процентов доли обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, задействованных в реализации дополнительных образовательных программ профилактической направленности;

 доведение доли обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, охваченных мероприятиями профилактической направленности,
 до 100 процентов;

 доведение доли общеобразовательных учреждений, имеющих органы государственно-общественного управления, до 100 процентов;

 приведение в соответствие потребностям системы образования и социальной сферы в Ростовской области структуры и объемов подготовки специалистов
 со средним педагогическим образованием не менее чем
 в 100 процентах государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования педагогической направленности;

 увеличение доли выпускников государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования педагогической направленности, трудоустроившихся по полученной специальности в первый год, в общей численности выпускников таких учреждений не менее чем
 до 72 процентов;

 выполнение регионального целевого заказа
 на подготовку педагогических кадров и специалистов
 на 100 процентов;

 ежегодное повышение квалификации или прохождение переподготовки педагогическими работниками системы общего образования (не менее чем 20 процентов
 от их общего числа);

 повышение доли учителей общеобразовательных учреждений, имеющих стаж педагогической работы
 до 5 лет, не менее чем до 8,1 процента;

   повышение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы учителей общеобразовательных учреждений до 13 072 рублей ;

 повышение доли детей-сирот, переданных из государственных учреждений всех видов в семьи граждан, до 19 процентов;

 увеличение доли детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих
 на территории Российской Федерации, на усыновление (удочерение) и под опеку (попечительство),
 до 78 процентов;

 обеспечение своевременного включения в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилья
 (100 процентов нуждающихся);

 формирование государственных заданий для
 100 процентов государственных областных бюджетных и автономных образовательных учреждений;

 доведение средней наполняемости классов:
 по городским школам - до 25 человек,
 по сельским школам - до 15 человек;

 доведение среднеобластного значения показателя количества обучающихся общеобразовательных учреждений, приходящихся на 1 учителя, до 13,5;

 снижение доли общеобразовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии,
 в общем количестве общеобразовательных учреждений до 2 процентов;

 оснащение 100 процентов образовательных учреждений области автоматической пожарной сигнализацией;

 оснащение 100 процентов образовательных учреждений кнопками тревожной сигнализации.
 По подпрограмме "Развитие профессионального образования":
 повышение доли выпускников государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, трудоустроившихся
 по полученной профессии (специальности) в первый год, в общей численности выпускников этих учреждений: начального профессионального образования - не менее чем до 74 процентов, среднего профессионального образования – не менее чем до 65 процентов;

 выполнение регионального заказа на подготовку рабочих кадров и специалистов (100 процентов);

   оснащение 100 процентов государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, подведомственных минобразованию области, автоматической пожарной сигнализацией;

 оснащение 100 процентов государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, подведомственных минобразованию области, кнопками тревожной сигнализации;

 оптимизация сети учреждений профессионального образования (сокращение количества государственных образовательных учреждений начального профессионального образования до 71, среднего профессионального образования - до 22);

 100-процентная профилизация государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;

 создание и обеспечение эффективной деятельности попечительских советов в учреждениях профессиональ-ного образования (100 процентов);

 повышение номинальной начисленной заработной платы работников:
 государственных образовательных учреждений начального профессионального образования:
 преподавателей - до 13 200 рублей;

 мастеров производственного обучения -
 до 12 000 рублей;

 преподавателей государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования - до 15 100 рублей;

 формирование государственных заданий для
 100 процентов государственных областных бюджетных и автономных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;

 доведение среднеобластного значения показателя количества обучающихся государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, приходящихся
 на 1 преподавателя и на 1 мастера производственного обучения, до 25 и 24,5 соответственно;

 доведение среднеобластного значения показателя количества обучающихся государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, приходящихся
 на 1 преподавателя и на 1 мастера производственного обучения, до 20,5 и 110 соответственно;

 обеспечение условий подготовки обучающихся
 в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и работодателей не менее чем в 90 процентах государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;

 организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации 78265 человек на базе государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования граждан, занятых
 на рынке труда;

 разработка и внедрение модели непрерывного профессионального образования в 100 процентах региональных отраслевых ресурсных центров;

 создание и внедрение модели интегрированной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов и системы сертификации их квалификации с участием социальных партнеров не менее чем в 50 процентах государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;

 ежегодный рост числа многоуровневых образовательных комплексов, созданных на ассоциативной основе,
 не менее чем на 5 процентов;

 подготовка не менее 97 процентов выпускников государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования
 в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования и тарифно-квалификационных характеристик;

 предоставление возможности 100 процентам обучающихся государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования пользоваться при обучении новыми технологиями, в том числе информационными;

 ежегодное обеспечение переподготовки и повышения квалиф икации не менее 20 процентов педагогических кадров государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;

 100-процентное наличие у мастеров производственного обучения уровня рабочей квалификации не ниже присваиваемой выпускникам;

 100-процентный охват детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся
 в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, мерами социальной поддержки;

 ежегодный рост числа участников Всероссийских олимпиад профессионального мастерства, Всероссийских фестивалей, конкурсов самодеятельного творчества не менее чем на 10 процентов;

 разработка и реализация в 100 процентах государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, подведомственных минобразованию области, воспитательных систем;

 вовлечение не менее 80 процентов обучающихся
 во внеурочную деятельность;

 повышение доли выпускников ФГАОУ ВПО ЮФУ, трудоустроившихся по полученной специальности,
 до 80 процентов;

 ежегодное увеличение доли охвата одаренных детей, участвующих в мероприятиях, проводимых ФГАОУ ВПО ЮФУ, до 7 процентов;

 материальное стимулирование (выплата премий) ежегодно 100 молодых ученых ФГАОУ ВПО ЮФУ
 за инновационную деятельность;

 выплата именных стипендий Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области ежегодно
 40 аспирантам, адъюнктам и 150 студентам, курсантам вузов, расположенных на территории области

Система
 организации контроля
 за исполнением Программы

-

минобразование области:
 ежеквартально направляет в министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области отчет о финансировании и освоении проводимых мероприятий Программы, а также по запросу министерства экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области - статистическую, справочную и аналитическую информацию о подготовке и реализации Программы, необходимую для выполнения возложенных на него функций;

 ежегодно, в сроки, установленные Порядком принятия решения о разработке областных долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации, сроками разработки прогноза социально-экономического развития области, составления проекта областного бюджета и прогноза консолидированного бюджета Ростовской области на плановый период, в министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области - отчеты о ходе работ по Программе, а также
 об эффективности использования финансовых средств.
 Отчеты о ходе работ по Программе по результатам
 за год и за весь период действия Программы подлежат утверждению постановлением Администрации Ростовской области не позднее одного месяца до дня внесения отчета об исполнении областного бюджета
 в Законодательное Собрание Ростовской области.
 Оценка эффективности Программы осуществляется
 в соответствии с Методикой оценки эффективности Областной долгосрочной целевой программы "Развитие образования в Ростовской области на 2010 - 2013 годы" (приложение N 1 к Программе)

Раздел I. Содержание проблем и обоснование необходимости их решения программными методами


Решение комплекса задач, определенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 05.11.2008, Программе реализации приоритетных национальных проектов на 2009 - 2012 годы (рассмотрена на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 24 декабря 2008 года), Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2005 N 803, проекте Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", Программе социально-экономического развития Ростовской области на 2008 - 2012 годы, утвержденной Областным законом от 14.01.2008 N 852-ЗС, требует разработки Областной долгосрочной целевой программы "Развитие образования в Ростовской области на 2010 - 2013 годы".

Программа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на решение приоритетных задач в сфере образования, отражающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах.

Мероприятия Программы затрагивают субъекты системы образования, включая учреждения, подведомственные минобразованию области, а также учреждения, подведомственные органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, призваны решить проблему диспропорций в развитии муниципальных систем образования, сформировать единое образовательное и информационное пространство.

Программа формируется с учетом ориентиров, определенных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации от 25.05.2009 "О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах", что обуславливает необходимость жесткой экономии бюджетных средств и решения в приоритетном порядке задач, непосредственно связанных с реализацией полномочий минобразования области.

Минобразование области является главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых на финансовое обеспечение подведомственных минобразованию области государственных областных учреждений общего, дополнительного, начального и среднего профессионального образования, учреждений государственной поддержки детства (общее количество подведомственных учреждений составляет 197), на финансовое обеспечение выполнения подведомственными минобразованию области государственными автономными учреждениями Ростовской области государственных заданий, средств, выделяемых на целевые программы и мероприятия в области образования, обеспечивает государственные гарантии прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях путем перечисления местным бюджетам субвенций, субсидий в части исполнения полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации.

Образовательный комплекс в Ростовской области - один из крупнейших в Российской Федерации. Он включает в себя около 3,5 тыс. образовательных учреждений практически всех организационно-правовых форм, типов и видов. В целом в сфере образования области занято свыше 150 тыс. работников.

Один из главных приоритетов Ростовской области - социально-правовая защита детства. В ходе его реализации важное значение придается развитию семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На сегодняшний день в Ростовской области около 14 тыс. детей-сирот, из них более 10 тыс. охвачены различными формами семейного устройства, существуют 128 приемных семей, в которых воспитывается 417 детей. Министерством проводится системная работа по оптимизации сети образовательных учреждений государственной поддержки детей. В 2009 году в Ростовской области функционируют 38 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых находится на воспитании 1 329 детей (в 2008 году - 41 учреждение, 1 530 детей).

Мероприятия Программы направлены на повышение охвата детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, семейными формами устройства, обеспечение своевременной постановки граждан данной категории на квартирный учет.

Актуальной является проблема недостаточной обеспеченности потребности в получении общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов и их социализации. В Ростовской области создана стабильная система специального (коррекционного) образования, включающая 30 специальных (коррекционных) обще-образовательных школ и школ-интернатов с числом обучающихся свыше 4,5 тыс. человек. Коррекционным образованием в среднем по области охвачено около 95 процентов от числа выявленных детей с нарушениями в психическом и физическом развитии. В ближайшие годы рост сети специальных (коррекционных) учреждений не предусматривается. Мероприятия Программы направлены на обеспечение условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья за счет модернизации учебно-материальной базы действующих специальных (коррекционных) школ, а также через интеграцию детей данной категории в массовую школу.

На сегодняшний день в области количество детей-инвалидов, обучающихся индивидуально на дому, составляет 1 614 человек. Из них по программе массовой школы обучается 950 детей-инвалидов. В соответствии с программой реализации приоритетного национального проекта "Образование" на 2009 - 2012 годы в 2009 году началась реализация направления "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов", что позволит создать условия для получения качественного образования по полной общеобразовательной программе детям-инвалидам, нуждающимся в обучении на дому, в том числе через обеспечение доступа к образовательным интернет-ресурсам. В 2010 - 2011 годах планируется создать условия для организации дистанционного обучения первой группы детей-инвалидов. Реализацию направления предполагается осуществлять на условиях паритетного софинансирования за счет средств федерального и областного бюджетов.

На современном этапе актуальной является проблема совершенствования содержания и повышения качества начального и среднего профессионального образования с учетом современных требований к подготовке квалифицированных рабочих и специалистов, востребованных на региональном рынке труда. В рамках реализации Комплексного плана мероприятий по развитию начального и среднего профессионального образования Ростовской области на 2007 - 2010 годы, утвержденного постановлением Администрации Ростовской области от 05.10.2007 N 386, минобразованием области проведена работа по оптимизации сети учреждений профессионального образования (реорганизовано путем присоединения 5 учреждений начального и 2 – среднего профессионального образования). На 1 января 2009 года в Ростовской области функционировало 87 учреждений начального и 16 – среднего профессиональ-ного образования, подведомственных минобразованию области, приняты меры по поэтапному повышению средней наполняемости учебных групп государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования. В отдельных учреждениях начального и среднего профессионального образования произведено слияние учебных групп с низкой наполняемостью. Студенты учебных групп заочной формы обучения, численность которых не превышала 10 человек, переведены на экстернатную форму обучения. В 2008 году государственными образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования были получены лицензии на открытие 38 новых профессий и специальностей, востребованных на региональном рынке труда. Мероприятия Программы предусматривают дальнейшую реструктуризацию и оптимизацию сети учреждений начального и среднего профессионального образования и доведение количества государственных образовательных учреждений начального профессионального образования до 71, государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования - до 22 к 2014 году.

С 2009 года проводятся мероприятия по созданию условий для внедрения федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования, возросли требования работодателей к качеству подготовки выпускников государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования.

В рамках реализации Комплексного плана мероприятий по развитию начального и среднего профессионального образования Ростовской области на 2007 - 2010 годы минобразованием области ведется работа по модернизации учебно-материальной базы государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, оснащению 14 региональных отраслевых ресурсных центров подготовки рабочих высокой квалификации современным оборудованием. Из областного бюджета только в 2008 году на эти цели израсходованы средства в объеме 100 млн. рублей. Однако этих мер недостаточно. Материальная база государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования морально устарела, необходимо оснащение современным оборудованием, соответствующим требованиям инновационной экономики. Стоит проблема недостаточного соответствия объемов и профилей подготовки рабочих и специалистов в учреждениях начального и среднего профессионального образования потребностям регионального рынка труда, необходимости обеспечения экономики и социальной сферы области профессиональными кадрами, в том числе педагогическими, в соответствии с текущими и перспективными потребностями рынка труда. Региональный заказ на подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов в учреждениях начального профессионального образования, формируемый ежегодно с учетом прогнозной потребности экономики области, не обеспечивает в полной мере ее потребность как в объемах, так и в профилях подготовки рабочих и специалистов.

Приоритетной является задача ликвидации аварийности учреждений начального и среднего профессионального образования области. Программой предусмотрены мероприятия по капитальному ремонту аварийных объектов.

Существующие проблемы в сфере профессионального образования наиболее целесообразно решать программно-целевым методом, так как он позволяет учесть внешние условия (политические, экономические, социокультурные, демографические), потребности рынка рабочей силы и образовательных услуг, общества, личности, определить цели управления, организационную структуру управления, факторы формирования (количество обучающихся, профиль подготовки, образовательный процесс, маркетинг, взаимосвязь с внешними структурами и др.). В результате это позволит сформировать эффективную систему профессиональной подготовки кадров и специалистов, конкурентоспособных на региональном рынке труда.

Одновременно с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Актуальной является задача развития как специальной системы поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общей среды для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят. Важным звеном в системе непрерывного образования, обеспечивающего реализацию образовательных потребностей детей и подростков за пределами основных общеобразовательных программ, развитие творческого потенциала детей, являются учреждения дополнительного образования. В области на 1 января 2009 года функционировало 224 муниципальных и 5 областных учреждений дополнительного образования детей, в которых занимается свыше 228 тыс. детей по 70 направлениям детского творчества и 64 видам спорта. В среднем охват услугами дополнительного образования по области составляет 62,2 процента. Реализация мероприятий Программы позволит повысить охват детей дополнительным образованием до 67 процентов.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, относится к вопросам местного значения муниципальных образований. От грамотного планирования развития муниципальной образовательной сети зависит степень удовлетворения запросов личности и семьи в получении качественных образовательных услуг, соответствующих современным требованиям.

Изменения в демографической структуре детского населения в последние годы привели к тому, что обеспеченность общеобразовательными учреждениями опережает потребность, в области нарастает противоречие между емкостью сети общеобразовательных учреждений и реальным контингентом обучающихся. За период с 2000 по 2008 год численность учеников дневных общеобразовательных учреждений в целом по области сократилась более чем на 178 тыс. человек (на 32 процента). Только в 2008 году их число по сравнению с 2007 годом сократилось на 7,4 тыс. человек (на 2 процента).

В рамках работы по исполнению указов Президента Российской Федерации от 28.06.2007 N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" и от 28.04.2008 N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" минобразованием области проводится промежуточный мониторинг достигнутых значений показателей оценки эффективности деятельности, предварительные расчеты объема неэффективных расходов по общему образованию на начало учебного года по каждому муниципальному образованию в динамике по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, а также по среднегодовым значениям показателей. Наибольшие неэффективные расходы сформировались по муниципальным общеобразовательным учреждениям. Принятые в 2008 году меры по оптимизации сети общеобразовательных учреждений привели к снижению объема неэффективных расходов, связанных с наполняемостью классов ниже нормативной.

На начало 2009 - 2010 учебного года в результате управленческих мер средняя наполняемость классов муниципальных и государственных общеобразовательных учреждений доведена по городским школам до 25,3 (в 2008 году – 24,4), сельским – до 15,8 (в 2008 году – 14,7). Таким образом, несмотря на снижение контингента обучающихся общеобразовательных учреждений на начало 2009 – 2010 учебного года на 2,6 тыс. человек, показатели средней наполняемости классов в среднем по области удалось довести до уровня не ниже нормативных (в городе – 25, в селе – 14). Это явилось результатом принятых мер по оптимизации сети общеобразовательных учреждений. Количество муниципальных общеобразовательных школ (юридических лиц) сокращено на 25 (в 2009 году – 1 146, в 2008 году – 1 171), их филиалов – на 82 (в 2009 году – 183, в 2008 году – 265), образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста школ – детских садов – на 14 (в 2009 году – 21, в 2008 году – 35). Количество классов и классов-комплектов общеобразователь-ных учреждений сокращено по сравнению с прошлым учебным годом на 1 173.

В итоге неэффективные расходы, связанные с низкой наполняемостью классов, по предварительным расчетам сведены к нулю. Однако в большей части муниципальных общеобразовательных учреждений остается значительная диспропорция в численности учителей и прочих работников, избыточная численность работников, что приводит к неэффективным расходам по управлению кадровыми ресурсами.

В школах, расположенных в сельской местности, где обучается 38 процентов учащихся, работает 49,9 процента учителей. Если в городах на одного учителя дневных общеобразовательных учреждений в среднем приходится 14,8 учащихся, то в селах - 9,0. Вместе с тем в сельских школах существует и усиливается дефицит квалифицированных учителей по отдельным предметам учебного плана: английский язык, информатика, математика, русский язык и литература, физическая культура, поэтому осуществляется система замены недостающих учителей теми, кто может взять на себя эту нагрузку. Доля учителей, преподающих два и более предметов на селе, значительно превышает аналогичный показатель по городу. В течение ряда лет наблюдается процесс "старения" педагогических кадров. Доля учителей общеобразовательных учреждений, имеющих стаж педагогической работы до 5 лет, составляет около 7,5 процента. Анализ показывает рост доли учителей пенсионного возраста (в 2007 году – 15,7 процента, в 2008 году – 19,2 процента).

Среди проблем, связанных с несоответствием состояния образовательной сети, ресурсной емкостью учреждений и контингентом обучающихся, остро проявляет себя устаревшая материально-техническая база. Только 54,4 процента школ имеют все виды благоустройства, в том числе городские школы - 94 процента, сельские – 38 процентов. Спортивные залы имеют 92 процента городских и 68 процентов сельских школ, библиотеки – 98 процентов городских и 80 процентов сельских школ, столовые или буфеты – 96 процентов городских и 66 процентов сельских школ, бассейны – 4 процента городских и 0,7 процента сельских школ. Имеет место отставание малокомплектных сельских школ от других учреждений в техническом и информационно-методическом обеспечении. Условия дефицита ресурсов при переходе к новым федеральным государственным образовательным стандартам общего образования второго поколения, к новому содержанию и технологиям общего образования, предпрофильной подготовке и профильному обучению, новым формам контроля и оценки качества процессов и результатов педагогического процесса могут еще более увеличить разрыв между образовательными возможностями сельских и городских жителей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»