Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на средне- и долгосрочную перспективу

Глава 1. СИСТЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ


Можно констатировать, что за последние несколько лет существенно изменился целый ряд внешних (как макрорегиональных, так и собственно российских) условий, определяющих ориентиры развития экономики и социальной сферы Калининградской области. В результате целый ряд особенностей областной экономики, определявших ее долгосрочное развитие, может оказаться в роли системных барьеров, которые будут препятствовать необходимым шагам в структурной перестройке социохозяйственной системы. Наиболее значимые среди них следующие:

Структура "импортной" экономики.

Сложившаяся структура отличается низким налоговым потенциалом, ориентацией развиваемых секторов на льготный таможенный тариф, и, в конечном итоге, общей неконкурентоспособностью в Балтийском регионе. "Импортная ориентация" ставит область в невыгодное положение по сравнению со странами-конкурентами (так, например, в Эстонии до 80% ВРП зависит от европейского экспорта).

Можно также утверждать, что косвенным следствием сложившейся экономической структуры является низкая бюджетная обеспеченность, которая проигрывает ближайшим соседям и свидетельствует о невысоком уровне качества жизни.

Ориентация на низкотехнологичные производства.

Преимущественная ставка на низкотехнологичные (в лучшем случае - отверточные) производства провоцирует эксплуатацию ограниченного ресурса таможенных льгот и дешевой рабочей силы. Это резко снижает конкурентоспособность территории и, кроме того, объективно препятствует развитию инновационных секторов, где высокая стоимость труда компенсируется опережающим ростом производительности.

Доля инновационных производств в структуре хозяйственной системы несоразмерно мала и составляет меньше 1% от всего комплекса предприятий.

Частотность размещения консалтинговых центров и фирм, консультирующих использование управленческих и технологических инноваций в бизнесе, свидетельствует о периферийном положении области в этом процессе.

Отсутствие конкурентоспособной специализации в экономике территории.

Пока трудно сказать, на каком типе конкурентных преимуществ и, следовательно, каком типе региональной специализации будет развиваться область в своей долгосрочной стратегии. Традиционные для последнего десятилетия отрасли, обеспечивая устойчивый рост ВРП, вряд ли смогут стать локомотивами роста в ближайшие десятилетия. Транспортная специализация предполагает значительные вклады в модернизацию существующих инфраструктур, а новых видов деятельности (как это происходит, например, в Эстонии с телекоммуникационным кластером) пока не возникло.

Можно утверждать, что в области не сложилось конкурентоспособных кластеров, представляющих интерес в масштабе Балтийского региона и тем более Европы. С другой стороны, преобладающая ориентация продукции области на российские рынки (рыбная и пищевая промышленность в целом, мебельное производство, сборка бытовой техники и т.д.) в значительной степени зависит от имеющихся таможенных и/или налоговых преференций и, соответственно, условно конкурентоспособна.

В данном конкретном случае достаточно высокая диверсификация промышленного производства и отсутствие очевидных предприятий-лидеров (что считается обычно позитивным моментом и показателем устойчивости системы) с точки зрения перспектив региональной интеграции на Балтике становится недостатком.

К этому добавляются объективные слабости экономической системы, которые были унаследованы от предыдущего периода (восстановительного роста) и объективно снижают перспективы эффективной макрорегиональной интеграции.

Низкие инвестиционные показатели.

Приток прямых иностранных инвестиций за 2005 год составил всего 18,7 млн. дол., что в несколько раз ниже, чем в сопредельных странах.