В настоящий момент Калининградская область фактически выходит из этапа "восстановительного роста" и должна будет решать задачи, связанные не столько с частичной компенсацией своего географического положения (за счет механизма ОЭЗ, в том числе), сколько с достижением конкурентоспособности в ряду стран и соседних территорий, проходящих структурную перестройку и выстраивающих новую конфигурацию социально-экономических процессов. Это означает, что источник развития области перемещается на следующем шаге в сферу модернизации систем управления и формирования такой экономической политики, которая будет соразмерна масштабу складывающегося Балтийского макрорегиона. Если до недавнего времени основной акцент делался на "особом статусе области" и получении особых преференций, то сейчас область должна включить свои ресурсы в макрорегиональные экономические процессы, придав им форму, опознаваемую рынком и обеспечивающую конкурентоспособность на всем европейском пространстве.
Только таким образом Калининградская область может превратиться в эффективный плацдарм реализации российской национальной стратегии в Европе в целом и на Балтике - в частности.
Суть изменения стратегии регионального развития может быть в том, что акцент с эксплуатации геополитической эксклюзивности области переносится на повышение экономической конкурентоспособности и собирание собственного "портфеля ресурсов", соответствующих по своему качеству мировым стандартам.
Руководство области и представители федерального центра должны определиться со стратегическими принципами, позволяющими втянуться в новый этап социально-экономического строительства, с учетом интересов как общефедерального, так и регионального уровня:
позиционировать Калининградскую область на экономической и культурно-политической карте Балтийского макрорегиона;
определить статус и специализацию области в рамках социально-политической стратегии развития Российской Федерации и Северо-Запада России в Европе и на Балтике;
определить роль и функцию области в рамках конкретных сценариев отношений Российской Федерации и Евросоюза.
Для этого необходимо решение трех взаимосвязанных проблемных задач.
Первая задача. Обеспечить продуктивную интеграцию Калининградской области в базовые социально-экономические процессы, разворачивающиеся на Балтике.
Необходимо признать, что старая повестка дня для Калининградской области и Балтики, определявшаяся, прежде всего, расширением в данном макрорегионе зоны ЕС и НАТО, в настоящий момент себя уже исчерпала и если не полностью, то в значительной мере требует существенной модернизации.
"Повестка дня" для области должна состоять из вопросов эффективной и выгодной для российского региона интеграции в экономическую (производственно-технологическую), транспортную, культурную и расселенческую систему Балтики. Это предполагает новый список вопросов и тем для обсуждения с европейскими партнерами:
подключение России к европейской системе высокоскоростных магистралей, специализация портового хозяйства; при этом доступ России к системе скоростных европейских магистралей должен быть устроен таким образом, чтобы выходы на нее с московского и петербургского направления обеспечивали эффективное подключение к этим транспортным узлам Калининградской области.
Работа с нетарифными ограничениями в экономических взаимоотношениях с ЕС, что подразумевает курс на развитие единого рынка труда и капитала. Для снижения нетарифных барьеров необходимо реализовать, как минимум, следующие специальные программы:
формирование нормативной базы, служащей основой инвестиционного климата в области, как минимум, на уровне стран - ближайших соседей;
переход на общепринятые в ЕС и США системы технических регламентов и контроля качества;
сертификация и изменение качества подготовки рабочей силы в соответствии с международными стандартами, включая расширение и качественное улучшение владения иностранными языками;
модернизация инфраструктурного хозяйства области;
приведение стандартов управления калининградскими предприятиями в соответствие с международными правилами, включая выработку вариантов решений об интеграции в макрорегиональную транспортную и энергетическую системы в случае изменения стандартов их функционирования у стран - ближайших соседей.
Включение Калининградской области в функциональную специализацию региона на Балтике (транспортный узел, зона развития производственного аутсорсинга и процессинга, часть балтийского туристического макрорегиона и/или иные варианты).
Согласование культурной политики РФ и других стран на Балтике. Включение культурных мероприятий в Калининграде и Санкт-Петербурге в европейский календарь важнейших культурных событий в качестве основных направлений интеграции Калининградской области в экономические и социальные процессы в макрорегионе. Развитие въездного туризма. Развитие в области индустрии гостеприимства.
Следует особым образом подчеркнуть, что эффективная интеграция Калининградской области в формирующийся макрорегион немыслима без согласованной стратегии движения всех российских территорий, тяготеющих - как географически, так и экономически - к европейским рынкам. При этом важны два обстоятельства. Во-первых, должна быть сформулирована и публично заявлена общая стратегия РФ по поводу ее отношений с ЕС (см. об этом ниже - задача 3). Такая стратегия является базовым и критическим условием согласования сценариев развития всех субъектов РФ, примыкающих к западным границам страны. Во-вторых, совершенно очевидно, что внутренних ресурсов самой Калининградской области недостаточно для достижения лидерства в рамках Балтийского кольца, что связано как с исторически сложившейся структурой экономики области, так и с ограничениями в сфере инфраструктур (энергетической, финансовой, информационной и т.д.). Так, например, развитие портового и примыкающего к нему транспортного кластера должно быть согласовано и синхронизировано с перспективами развития Санкт-Петербургского портового комплекса - в рамках общей стратегии РФ на Балтике. Аналогичным образом интеграция в высокоскоростные автомобильные магистрали должна быть согласована с транспортными потребностями ближайших регионов России. Развитие агропромышленного и перерабатывающего комплексов зависит от перспектив отношений западных областей РФ с ближайшими поставщиками сельскохозяйственной продукции - Белоруссией и Украиной.
Таким образом, перед руководством области встанет серьезная задача синхронизации собственных представлений о социально-экономическом развитии со сценариями развития всего российского Северо-Запада, а также (не исключено) с группой российских регионов в южном направлении. Что, безусловно, вновь обращает к вопросу стратегии социально-экономического развития РФ на ее западном фланге.
Вторая задача. Определить роль Калининградской области для реализации стратегических целей РФ как стимул для структурной перестройки региональной экономики и роста ее конкурентоспособности.
Во многом этот процесс уже идет и выражается в пересмотре статуса ОЭЗ. Отчасти трансформация ОЭЗ связана с системными изменениями, произошедшими в российской экономике: бурно развивающийся внутренний рынок РФ, подпитываемый "сырьевыми доходами", более не нуждается в каналах облегченного доступа импорта. Существование такого канала в виде калининградской ОЭЗ фактически снижает эффект от роста рынка для производителей, работающих внутри страны.