Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на средне- и долгосрочную перспективу

Таблица 25

Калининградская область: приток иностранных инвестиций (ИИ), млн. дол.


2000

2001

2002

2003

2004

2005

1

2

3

4

5

6

7

Весь приток ИИ, млн. дол.

19,1

24,6

47,7

56,2

32,4

75,3

ИИ на душу населения, дол.

20

26

51

60

79,9

Приток прямых ИИ (ПИИ),
 млн. дол.

6,6

3,2

5,9

14,0

10,6

18,8

ПИИ на душу населения, дол.

7

4

6

15

11,3

19,9

Все накопленные ИИ, млн. дол.

136,7

163,5

Накопленные ПИИ, млн. дол.

71,5

86,8

Накопленные ПИИ на душу
 населения, дол.

76

Справочно:

Накопленные ПИИ на душу
 населения, дол.:

Литва

1559

Эстония

5515

Латвия

1646

Третья задача. Определить базовый сценарий развития взаимоотношений РФ и ЕС и место Калининградской области в реализации данного сценария.

Эксперты выделяют четыре основных сценария развития взаимодействия ЕС и РФ после вступления Польши и стран Балтии в состав ЕС:

полноценное вступление России в ЕС;

формирование общего рынка, включая рынок труда и капитала, что предполагает гармонизацию российского законодательства с европейским;

сотрудничество в нескольких стратегически значимых сферах (стратегическое партнерство);

сохранение статус-кво во взаимоотношениях.

Два первых сценария предполагают более тесную интеграцию Калининградской области с ЕС. Причем экономическая, правовая и социальная интеграция без создания единых институтов власти может произойти локально - в рамках отдельно взятой Калининградской области. В частности, на ее базе может быть сформирован так называемый "пилотный регион", в рамках которого будут последовательно сниматься институциональные барьеры при взаимодействии. Однако, в любом случае, будет иметь место коллизия правовых систем и институтов РФ и ЕС. В случае реализации этих сценариев Калининградская область будет последовательно втягиваться в иерархию регионов и экономическую систему, в первую очередь, своих ближайших соседей - Польши и прибалтийских государств. Если интеграция ЕС и РФ в рамках фактического объединения рынков в пределах "пилотного региона" будет углубляться, то рано или поздно придется наращивать экстерриториальность области в России, создавая специальные ограничения в торговле с основной территорией страны и миграции внутри нее, устанавливая разный режим пребывания иностранцев в России и в Калининградской области. Может быть, даже придется изменить правовой режим хозяйственной деятельности на территории (полностью подведя его под стандарты ЕС), что вполне способна обеспечивать административно-правовая конструкция особой экономической зоны, совпадающей с границами всей области.

В случае реализации сценариев стратегического партнерства или сохранения статус-кво между РФ и ЕС для Калининградской области будет актуален иной спектр возможностей. В этой ситуации Калининградская область сохранит преимущественную ориентацию на РФ, прежде всего на ее основные геоэкономические и культурные центры - Москву и Санкт-Петербург. Кроме того, Калининградская область будет наращивать ряд специфических функций, обусловленных ролью опорного региона на Балтийском море. Будут продолжены поиски оптимальной бюджетной, правовой, политической и экономической управленческой конструкции для области. Наконец, Калининградская область продолжит аккумулировать на своей территории те виды деятельности, которые по разным обстоятельствам (главным образом, экономико-географическим и институциональным) не могут быть развернуты на основной территории РФ или в ЕС.

Основные риски следования двум последним сценариям заключаются в том, что Калининградская область будет все больше и больше перемещаться на периферию взаимоотношений России и Евросоюза. В этом случае область, скорее, будет рассматриваться как проблемный регион, которому следует искусственно оказывать больше внимания, чем того требует его реальный вес в экономической и социальной жизни партнеров. В частности, именно к тому ведет все более актуальная проблема "исключенности" региона из основных сетей социально-экономического, технологического и культурного взаимодействия в Балтийском регионе (отказ ОАО "Газпром" от строительства ответвления СЕГ на Калининград, трассировка маршрута Rail Baltica в обход области и т.д.).

Наименее вероятным из приведенных четырех сценариев взаимодействия РФ и ЕС является первый - вступление России в Евросоюз. Второй сценарий гипотетически может быть реализован локально, но, скорее всего, не в ближайшее время и только при условии выстраивания общей конструкции Балтийского макрорегиона с участием РФ и с учетом ее интересов.

В настоящий момент и ЕС, и РФ придерживаются политики стратегического партнерства, а в отношении Калининградской области - концепции "пилотного региона" сотрудничества, что, по сути, фиксирует сохраняющуюся по инерции установку на "особый" статус Калининградской области, фактически притормаживая развертывание стратегии повышения конкурентоспособности и эффективного встраивания в пространство Балтийского макрорегиона. Сценарий "стратегического партнерства" в своих крайних формах реализации способен привести к постепенной интеграции области в общий с ЕС рынок труда и капитала. Но, в принципе, может иметь и иную версию реализации, условием которой является нахождение привязанных к Калининградской области предметов этого партнерства. Причем данные предметы должны иметь отношение к развитию экономики и социальной сферы всей России, в том числе ее Северо-Запада.

Для России это самый продуктивный и допустимый (наряду со вторым) вариант развития Калининградской области, позволяющий наиболее эффективно использовать ее ресурсы. Он обеспечивает максимально возможную степень интеграции Калининграда с регионами стран - членов ЕС на Балтике при сохранении российского суверенитета над областью.