Калининградская область: приток иностранных инвестиций (ИИ), млн. дол.
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Весь приток ИИ, млн. дол. | 19,1 | 24,6 | 47,7 | 56,2 | 32,4 | 75,3 |
ИИ на душу населения, дол. | 20 | 26 | 51 | 60 | 79,9 | |
Приток прямых ИИ (ПИИ), | 6,6 | 3,2 | 5,9 | 14,0 | 10,6 | 18,8 |
ПИИ на душу населения, дол. | 7 | 4 | 6 | 15 | 11,3 | 19,9 |
Все накопленные ИИ, млн. дол. | 136,7 | 163,5 | ||||
Накопленные ПИИ, млн. дол. | 71,5 | 86,8 | ||||
Накопленные ПИИ на душу | 76 | |||||
Справочно: | ||||||
Накопленные ПИИ на душу | ||||||
Литва | 1559 | |||||
Эстония | 5515 | |||||
Латвия | 1646 |
Третья задача. Определить базовый сценарий развития взаимоотношений РФ и ЕС и место Калининградской области в реализации данного сценария.
Эксперты выделяют четыре основных сценария развития взаимодействия ЕС и РФ после вступления Польши и стран Балтии в состав ЕС:
полноценное вступление России в ЕС;
формирование общего рынка, включая рынок труда и капитала, что предполагает гармонизацию российского законодательства с европейским;
сотрудничество в нескольких стратегически значимых сферах (стратегическое партнерство);
сохранение статус-кво во взаимоотношениях.
Два первых сценария предполагают более тесную интеграцию Калининградской области с ЕС. Причем экономическая, правовая и социальная интеграция без создания единых институтов власти может произойти локально - в рамках отдельно взятой Калининградской области. В частности, на ее базе может быть сформирован так называемый "пилотный регион", в рамках которого будут последовательно сниматься институциональные барьеры при взаимодействии. Однако, в любом случае, будет иметь место коллизия правовых систем и институтов РФ и ЕС. В случае реализации этих сценариев Калининградская область будет последовательно втягиваться в иерархию регионов и экономическую систему, в первую очередь, своих ближайших соседей - Польши и прибалтийских государств. Если интеграция ЕС и РФ в рамках фактического объединения рынков в пределах "пилотного региона" будет углубляться, то рано или поздно придется наращивать экстерриториальность области в России, создавая специальные ограничения в торговле с основной территорией страны и миграции внутри нее, устанавливая разный режим пребывания иностранцев в России и в Калининградской области. Может быть, даже придется изменить правовой режим хозяйственной деятельности на территории (полностью подведя его под стандарты ЕС), что вполне способна обеспечивать административно-правовая конструкция особой экономической зоны, совпадающей с границами всей области.
В случае реализации сценариев стратегического партнерства или сохранения статус-кво между РФ и ЕС для Калининградской области будет актуален иной спектр возможностей. В этой ситуации Калининградская область сохранит преимущественную ориентацию на РФ, прежде всего на ее основные геоэкономические и культурные центры - Москву и Санкт-Петербург. Кроме того, Калининградская область будет наращивать ряд специфических функций, обусловленных ролью опорного региона на Балтийском море. Будут продолжены поиски оптимальной бюджетной, правовой, политической и экономической управленческой конструкции для области. Наконец, Калининградская область продолжит аккумулировать на своей территории те виды деятельности, которые по разным обстоятельствам (главным образом, экономико-географическим и институциональным) не могут быть развернуты на основной территории РФ или в ЕС.
Основные риски следования двум последним сценариям заключаются в том, что Калининградская область будет все больше и больше перемещаться на периферию взаимоотношений России и Евросоюза. В этом случае область, скорее, будет рассматриваться как проблемный регион, которому следует искусственно оказывать больше внимания, чем того требует его реальный вес в экономической и социальной жизни партнеров. В частности, именно к тому ведет все более актуальная проблема "исключенности" региона из основных сетей социально-экономического, технологического и культурного взаимодействия в Балтийском регионе (отказ ОАО "Газпром" от строительства ответвления СЕГ на Калининград, трассировка маршрута Rail Baltica в обход области и т.д.).
Наименее вероятным из приведенных четырех сценариев взаимодействия РФ и ЕС является первый - вступление России в Евросоюз. Второй сценарий гипотетически может быть реализован локально, но, скорее всего, не в ближайшее время и только при условии выстраивания общей конструкции Балтийского макрорегиона с участием РФ и с учетом ее интересов.
В настоящий момент и ЕС, и РФ придерживаются политики стратегического партнерства, а в отношении Калининградской области - концепции "пилотного региона" сотрудничества, что, по сути, фиксирует сохраняющуюся по инерции установку на "особый" статус Калининградской области, фактически притормаживая развертывание стратегии повышения конкурентоспособности и эффективного встраивания в пространство Балтийского макрорегиона. Сценарий "стратегического партнерства" в своих крайних формах реализации способен привести к постепенной интеграции области в общий с ЕС рынок труда и капитала. Но, в принципе, может иметь и иную версию реализации, условием которой является нахождение привязанных к Калининградской области предметов этого партнерства. Причем данные предметы должны иметь отношение к развитию экономики и социальной сферы всей России, в том числе ее Северо-Запада.
Для России это самый продуктивный и допустимый (наряду со вторым) вариант развития Калининградской области, позволяющий наиболее эффективно использовать ее ресурсы. Он обеспечивает максимально возможную степень интеграции Калининграда с регионами стран - членов ЕС на Балтике при сохранении российского суверенитета над областью.