ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 ноября 2011 года N 891
Об утверждении целевой программы Калининградской области Повышение уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области в 2011-2017 годах
____________________________________________________________________
Утратил силу с 24 июня 2014 года на основании Постановления Правительства Калининградской области от 24.06.2014 N 385.
____________________________________________________________________
<Изменения:
постановление Правительства Калининградской области от 6 сентября 2012 года N 702;
постановление Правительства Калининградской области от 26 декабря 2012 года N 1063;
постановление Правительства Калининградской области от 23 апреля 2013 года N 253;
постановление Правительства Калининградской области от 25 ноября 2013 года N 859;
постановление Правительства Калининградской области от 26 марта 2014 года N 168>
<Наименование в редакции: постановление Правительства Калининградской области от 26 марта 2014 года N 168>
В соответствии со статьей 8 Уставного закона Калининградской области "О Правительстве Калининградской области", в целях повышения уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области, повышения благосостояния и качества жизни населения, роста реальных доходов граждан Правительство Калининградской области постановляет :
1. Утвердить целевую программу Калининградской области "Повышение уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области в 2011 - 2017 годах" (далее - Программа) согласно приложению.
<В редакции: постановление Правительства Калининградской области от 26 марта 2014 года N 168>
2. Рекомендовать территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам местного самоуправления Калининградской области, участникам финансового и фондового рынков, участникам системы пенсионного обеспечения содействовать в реализации Программы.
Губернатор
Калининградской области Н.Н. Цуканов
Приложение
к постановлению Правительства
Калининградской области
от 23 ноября 2011 года N 891
1. Наименование целевой программы Калининградской области:
целевая программа Калининградской области "Повышение уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области в 2011 - 2017 годах" (далее - Программа).
2. Основание для разработки Программы:
договор о реализации Проекта от 20 октября 2011 года N 01-01-06/17-389 "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации".
3. Государственный заказчик Программы:
Министерство финансов Калининградской области.
4. Субъект бюджетного планирования, ответственный за исполнение Программы:
Министерство финансов Калининградской области.
5. Разработчик Программы:
Министерство финансов Калининградской области.
6. Исполнители основных мероприятий Программы:
Министерство финансов Калининградской области, Министерство образования Калининградской области, Министерство социальной политики Калининградской области, Министерство по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области, Министерство экономики Калининградской области, Агентство по делам молодежи Калининградской области, Министерство культуры Калининградской области, Управление по информационной политике и взаимодействию со средствами массовой информации (Пресс-служба) Правительства Калининградской области, образовательные учреждения среднего общего, начального, среднего профессионального образования (далее - образовательные учреждения), Ассоциация "Совет муниципальных образований Калининградской области" (далее – Ассоциация муниципальных образований), организации, выбранные по конкурсу.
7. Стратегические цели Программы:
1) содействие формированию разумного финансового поведения жителей Калининградской области путем повышения их финансовой грамотности;
2) повышение эффективности защиты прав потребителей финансовых услуг.
8. Тактические задачи Программы:
1) разработка стратегии повышения финансовой грамотности, мониторинг и оценка уровня финансовой грамотности и защиты прав потребителей;
2) создание кадрового и институционального потенциала в области повышения финансовой грамотности;
3) разработка и реализация образовательных программ и информационных кампаний по повышению финансовой грамотности;
4) совершенствование защиты прав потребителей финансовых услуг.
9. Сроки и этапы реализации Программы:
сроки реализации Программы: 2011-2017 годы.
Программа реализуется в два этапа:
1) I этап: 2011 год - I полугодие 2012 года (подготовительный этап);
2) II этап: II полугодие 2012 года - 2017 год.
<В редакции: постановление Правительства Калининградской области от 26 марта 2014 года N 168>
10. Объемы средств и источники финансирования по годам:
общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета на 2011-2017 годы составит 54531,39 тыс. руб., в том числе:
2011 год - 522,03 тыс. руб.;
2012 год - 3910,0 тыс. руб.;
2013 год - 7241,8 тыс. руб.;
2014 год - 9211,59 тыс. руб.;
2015 год - 11220,57 тыс. руб.;
2016 год - 11173,20 тыс. руб.;
2017 год - 11252,20 тыс. руб.
<В редакции:
постановление Правительства Калининградской области от 6 сентября 2012 года N 702;
постановление Правительства Калининградской области от 26 марта 2014 года N 168>
11. Непосредственные результаты реализации Программы:
1) создание кадрового и ресурсного потенциала преподавания вопросов финансовой грамотности населения;
2) внедрение в образовательные программы курсов повышения уровня финансовой грамотности населения;
3) создание системы эффективных и доступных информационных ресурсов по повышению уровня финансовой грамотности;
4) формирование более ответственного отношения граждан к личным финансам, сбережениям, рациональному пользованию финансовыми продуктами;
5) развитие механизмов защиты прав потребителей финансовых услуг в Калининградской области;
6) создание системы оценки и мониторинга уровня финансовой грамотности жителей.
12. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
1) увеличение доли лиц целевых групп населения, осознавших важность соотношения рисков и выгод при выборе финансовых продуктов;
2) увеличение доли пользователей финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов, начавших изучать и сравнивать условия предоставления потребительских кредитов;
3) увеличение доли лиц целевых групп населения, осознавших важность формирования финансовой "подушки безопасности" на случай непредвиденных жизненных ситуаций;
4) увеличение доли лиц целевых групп населения, начавших разбираться в основах системы пенсионного обеспечения;
5) увеличение доли лиц из числа взрослого населения, уверенных в возможности быстрого и справедливого разрешения споров с финансовыми организациями;
6) увеличение доли школьников и студентов, уровень знаний которых по основам финансового рынка и потребительских услуг оценивается на "хорошо" и "отлично".
13. Система организации контроля за исполнением Программы включает в себя координационную комиссию по повышению уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области при Правительстве Калининградской области (далее - Координационная комиссия), Министерство финансов Калининградской области, Контрольно-оперативное управление Правительства Калининградской области, Министерство экономики Калининградской области, Контрольно-ревизионную службу Калининградской области.
14. Финансовая грамотность населения Российской Федерации в целом и населения Калининградской области в частности находится на неудовлетворительно низком уровне, что является одной из причин отсутствия класса долгосрочных инвесторов, влечет за собой проблемы финансовой безопасности граждан, угрозы стабильности финансовой системы, и в конечном счете отрицательно сказывается на темпах роста благосостояния населения.
15. В настоящее время выявлены следующие тенденции развития финансовой грамотности в Российской Федерации:
1) около половины населения оценивает свой уровень финансовой грамотности как неудовлетворительный;
2) низкий материальный уровень свыше половины домохозяйств;
3) население демонстрирует низкую способность к "перспективному планированию";
4) низкий уровень доверия к российскому финансовому сектору;
5) свыше половины потребителей финансовых услуг не имеют представления о своих правах;
6) неуверенность российских потребителей в том, что проблемы, связанные с финансовыми операциями, могут быть легко и справедливо решены;
7) большинство лиц из числа населения имеют необоснованно завышенные ожидания в отношении государственной поддержки индивидуального благосостояния и поэтому не вырабатывают долгосрочные финансовые планы;
8) российские потребители принимают некоторые меры для собственной защиты (например, сравнивают условия финансовой услуги до ее приобретения и т.д.);
9) желание членов домохозяйств получать финансовое образование;
10) примерно четверть населения заинтересована в планировании пенсии, и почти такая же часть населения хотела бы избежать чрезмерной задолженности;
11) для домохозяйств наиболее предпочтительным вариантом организации финансового обучения населения были бы государственные ведомства, в том числе органы финансового надзора.
16. Обобщая данные социологических исследований и анализируя наиболее острые проблемы, связанные с недостаточным уровнем финансовых знаний и навыков граждан, можно сформулировать следующие наиболее острые и критические проблемы, приводящие к ошибкам в принятии инвестиционных и финансовых решений населением (домохозяйствами) и требующие немедленных решений в рамках Программы:
1) отсутствие понимания ключевых финансовых понятий и использование искаженной в связи с этим информации для принятия разумных решений;
2) отсутствие (или предельно короткий горизонт) планирования семейного бюджета, отсутствие семейных стратегий планирования доходов и расходов;
3) неспособность населения принимать взвешенные, основанные на анализе всей доступной информации решения в отношении использования тех или иных финансовых продуктов или услуг, спонтанность принятия финансовых решений;
4) сохраняющийся у населения патерналистский стереотип мышления, стремление переложить ответственность за свои финансовые решения на государство;