56. Общее количество аптек в Калининградской области за 2008 год практически не изменилось (количество закрытых аптечных учреждений было компенсировано открытием новых, преимущественно частной формы собственности). Всего в течение 2008 года доля государственных и муниципальных аптечных учреждений по отношению к частным практически не изменилась и составила 20,6% от числа всех аптек.
57. На рынке розничной торговли фармацевтической и медицинской продукцией в 2009 году действовали более 180 хозяйствующих субъектов. К крупнейшим хозяйствующим субъектам относятся: общество с ограниченной ответственностью "Формула здоровья" (около 44% рынка), общество с ограниченной ответственностью "Авиценна" (10%), индивидуальный предприниматель Кастусик (8,4%), открытое акционерное общество "Фармация" (7,5%). Рынок услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами:
1) в городском округе "Город Калининград", в Черняховском муниципальном районе признан УФАС по Калининградской области умеренноконцентрированным, в Балтийском муниципальном районе -приближенным к умеренноконцентрированному;
2) в Правдинском районе, в Гвардейском районе, Зеленоградском районе, Светлогорском районе, Янтарном городском округе, Мамоновском городском округе, Славском муниципальном районе, Озерском районе, Нестеровском районе, Краснознаменском муниципальном районе, Гурьевском муниципальном районе, Багратионовском муниципальном районе, Неманском муниципальном районе, Гусевском муниципальном районе, Пионерском городском округе, Светловском городском округе, Советском городском округе, Полесском муниципальном районе, Ладушкинском городском округе рынки признаны УФАС по Калининградской области высококонцентрированными.
58. Принято считать, что норма соотношения численности населения и количества аптечных учреждений - 4-5 тыс. человек на одну аптеку. В Калининградской области на одну аптеку в среднем приходится 2,95 тыс. человек. На рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами были выявлены следующие барьеры входа на рынок:
1) административные ограничения:
- лицензирование деятельности на осуществление розничной торговли фармацевтическими товарами;
- в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 09 ноября 2001 года N 782 "О государственном регулировании цен на лекарственные средства", от 17 октября 2005 года N 619 "О совершенствовании государственного регулирования цен на лекарственные средства" постановлением Правительства Калининградской области от 26 февраля 2010 года N 68 "О государственном регулировании цен на лекарственные средства, реализуемые на территории Калининградской области" Правительство Калининградской области установило размеры предельных розничных надбавок к ценам на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, ежегодно утверждаемый Правительством Российской Федерации, для организаций розничной торговли, осуществляющих реализацию лекарственных средств на территории Калининградской области.
2) экономические ограничения:
- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений (приведение помещения в соответствие лицензионным требованиям, покупка дорогостоящего специального торгового оборудования) при длительных сроках окупаемости этих вложений, а также издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности;
- недостаток собственных оборотных средств из-за отсутствия возможности или из-за невыгодных условий банковского кредитования для субъектов малого и среднего предпринимательства.
59. Вместе с тем, сложными для преодоления барьерами входа на рынок в Калининградской области являются: недостаток квалифицированных кадров, низкая платежеспособность населения. Эти барьеры универсальны для любых хозяйствующих субъектов, включая крупных "сетевиков".
60. По причине убыточности на рынке наблюдается процесс сокращения мелких аптечных учреждений (киосков и аптечных пунктов). Это объясняет усиливающуюся тенденцию к формированию крупных сетей, усилению их влияния на областном рынке и постепенному уходу одиночных аптечных организаций. Вероятнее всего, тенденция к формированию крупных аптечных сетей, которые будут включать в себя или вытеснять одиночные аптечные организации, будет продолжаться и в будущем.
61. В целях развития конкуренции на рынке розничной торговли фармацевтической и медицинской продукцией предусмотрено:
1) расширение охвата муниципальных образований, увеличение количества присутствующих на данном рынке хозяйствующих субъектов различных форм собственности;
2) развитие различных форм торговли фармацевтической и медицинской продукцией.