ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2012 года N 826
О целевой Программе Калининградской области "Сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия (2013-2015 годы)"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 8 апреля 2015 года на основании Постановления Правительства Калининградской области от 08.04.2015 N 199.
____________________________________________________________________
(в ред. Постановлений Правительства Калининградской области от 17.05.2013 N 323, от 29.10.2013 N 796, от 22.01.2014 N 11, от 04.02.2014 N 39, от 18.09.2014 N 605, от 29.12.2014 N 922)
В соответствии со статьей 12 Уставного закона Калининградской области "О Правительстве Калининградской области" Правительство Калининградской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить целевую Программу Калининградской области "Сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия (2013-2015 годы)" согласно приложению.
2. Постановление подлежит официальному опубликованию и вступает в силу с 1 января 2013 года.
Исполняющий обязанности
Губернатора Калининградской области
Е.М. Морозов
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА Калининградской области "Сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия (2013-2015 годы)"
(в ред. Постановлений Правительства Калининградской области
от 17.05.2013 N 323, от 29.10.2013 N 796,
от 22.01.2014 N 11, от 04.02.2014 N 39,
от 18.09.2014 N 605, от 29.12.2014 N 922)
1. Наименование целевой Программы:
целевая Программа Калининградской области "Сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия (2013-2015 годы)" (далее - Программа).
2. Основания для разработки Программы:
1) Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ);
4) послание Губернатора Калининградской области Н.Н. Цуканова Калининградской областной Думе "Об основных направлениях деятельности Губернатора и Правительства Калининградской области в 2011-2015 годах".
3. Государственный заказчик Программы:
главный распорядитель средств областного бюджета на основании закона Калининградской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
4. Субъект бюджетного планирования, ответственный за исполнение Программы:
служба государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области.
5. Разработчик Программы:
служба государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области.
6. Исполнители основных мероприятий Программы:
1) служба государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области;
2) исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области;
3) государственное бюджетное учреждение культуры "Научно-производственный центр по охране, учету и реставрации памятников истории и культуры Калининградской области" и другие областные учреждения бюджетной сферы;
4) проектные, реставрационные, строительные и другие организации, признанные победителями торгов либо единственными участниками торгов;
5) общественные и некоммерческие организации, частные инвесторы в рамках соглашений по реализации государственно-частного партнерства.
7. Стратегическая цель Программы:
развитие культурной среды Калининградской области посредством осуществления комплекса приоритетных мер по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране памятников истории и культуры.
8. Тактические задачи Программы:
1) создание условий для использования объектов культурного наследия (далее - ОКН) в качестве ресурса для повышения экономической конкурентоспособности и социокультурной привлекательности Калининградской области;
2) совершенствование системы нормативного правового, научно-проектного и инфраструктурного обеспечения деятельности по сохранению ОКН.
9. Сроки и этапы реализации Программы:
Программа реализуется в один этап в 2013-2015 годах.
10. Объемы и источники финансирования Программы по годам:
всего 116833 тыс. руб., в том числе:
- средства областного бюджета - 108582,8 тыс. руб.;
- средства местных бюджетов - 8250,2 тыс. руб.;
- внебюджетные средства - 0 руб.,
из них средства областного бюджета по годам:
- 2013 год - 26107,5 тыс. рублей;
- 2014 год - 58957,3 тыс. рублей;
- 2015 год - 23518 тыс. рублей.
(п. 10 в ред. Постановления Правительства Калининградской области от 22.01.2014 N 11)
11. Непосредственные результаты реализации Программы:
1) ремонт и реконструкция захоронений русских воинов времени Первой мировой войны, являющихся ОКН, находящихся в неудовлетворительном состоянии;
2) вовлечение в туристическую инфраструктуру территории II очереди ОКН "Мемориальный комплекс "Парк Победы", 2000 г.";
3) приспособление ОКН "Крепостные ворота "Железнодорожные", 1866-1869 гг." для современного использования в целях развития туризма;
4) выявление в качестве ОКН и постановка на государственный учет крупнейших захоронений русских воинов времени Первой мировой войны;
5) регистрация в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Реестр) всех ОКН регионального значения, расположенных на территории Калининградской области;
6) паспортизация всех ОКН регионального значения, расположенных на территории Калининградской области;
7) подготовка и издание иллюстрированного каталога и мультимедийного альбома "Объекты культурного наследия Калининградской области";
8) модернизация материально-технической базы государственного бюджетного учреждения культуры "Научно-производственный центр по охране, учету и реставрации памятников истории и культуры Калининградской области".
12. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
1) приведение в удовлетворительное состояние воинских захоронений погибших при защите Отечества, являющихся ОКН;
2) оптимизация системы государственного учета ОКН;
3) повышение эффективности государственной политики по сохранению ОКН.
13. Система организации контроля за исполнением Программы:
контроль за исполнением Программы осуществляют Министерство финансов Калининградской области, контрольно-оперативное управление Правительства Калининградской области, Министерство экономики Калининградской области, контрольно-ревизионная служба Калининградской области.
14. Наряду со спецификой геополитического положения, демографического и социально-экономического развития Калининградской области ее внутренняя целостность и внешнее своеобразие в качестве самобытного субъекта Российской Федерации обусловлены уникальностью регионального фонда ОКН.
По сравнению с другими российскими регионами и приграничными зарубежными государствами материальная часть историко-культурного наследия Калининградской области отличается заметно большим разнообразием составляющих его этноконфессиональных и историко-художественных компонентов, а также видовой принадлежностью сохранившихся памятников.
15. В настоящее время (по состоянию на 1 октября 2012 года) на государственном учете состоит 1555 ОКН, расположенных в Калининградской области. Из них 34 относятся к памятникам истории и культуры федерального значения, 507 - регионального, 526 - местного (муниципального) значения. В это число входят и 488 выявленных ОКН, которые подлежат государственной охране до принятия решения о включении в Реестр.
16. С точки зрения классификации ОКН Калининградской области по историко-функциональному принципу подразделяются на такие наиболее крупные и значимые группы, как фортификационные сооружения, военно-мемориальные объекты, произведения культовой архитектуры, общественные здания и жилые постройки, археологические памятники.
Так, архитектурно-градостроительной "жемчужиной" Калининградской области являются 19 сохранившихся до нашего времени замков. Самый ранний них - замок "Бальга" - был заложен еще в 1239 году. Большая часть замковых комплексов, к сожалению, находится в руинированном состоянии. Однако даже в таком виде они обладают большой перспективой в развитии туризма, науки и культуры.
Наряду с замками к разряду памятников фортификации относятся 44 объекта Калининградской области, возведенные в Новое время (XVII в. - начало XX в.). Это крепости, равелины, бастионы, форты и межфортовые сооружения, городские и крепостные ворота, участки городских стен, башни и другие постройки. Их сохранность на сегодняшний день более удовлетворительна по сравнению с замками, но практическая выгода от использования данных памятников незначительна. Особенно это заметно на фоне соседних территорий Польши и Литвы.
Военно-мемориальные объекты Калининградской области, являющиеся, по сути, достопримечательными местами, связанными с историческими событиями, не только многочисленны, но и неповторимы по своей исторической тематике. Ни один регион страны не имеет памятников истории и воинских захоронений, связанных практически со всеми военными конфликтами мирового масштаба последних трех столетий. Речь идет о Семилетней войне, антинаполеоновских кампаниях, включая Отечественную войну 1812 года, о Первой мировой и Великой Отечественной войнах.
Всего в Калининградской области насчитывается 241 военно-мемориальный объект, имеющий статус ОКН. Это свыше 15% от общего числа памятников истории и культуры. В это число входит 55 памятников, памятных знаков и достопримечательных мест и 186 одиночных и братских воинских захоронений. Из них к Семилетней войне относятся 3 памятных знака, к антинаполеоновским войнам - 4 памятных знака и 3 захоронения, к Первой мировой войне - 2 памятных знака, 23 русских и русско-немецких захоронения и одно немецкое захоронение, к Великой Отечественной войне - 37 памятников, памятных знаков и достопримечательных мест и 160 захоронений. Другим войнам и славе русского оружия в целом посвящено 9 памятных знаков.
К числу наиболее примечательных военно-мемориальных объектов, прославляющих ратный подвиг России на калининградской земле, относятся "Памятник Барклаю де Толли Михаилу Богдановичу" (пос. Нагорное, муниципальное образование "Калужское сельское поселение" Черняховского муниципального района), установленный в 1821 году на месте скоропостижной смерти великого русского полководца, "Мемориал 1200 гвардейцам" в городе Калининграде, считающийся первым по времени создания в стране мемориальным комплексом в честь защитников Отечества, павших в годы Великой Отечественной войны (открыт 30 сентября 1945 года), десятки братских могил русских солдат и офицеров времени Первой мировой войны, незаслуженно забытых и заброшенных в послевоенные десятилетия.
Немногим менее 10% ОКН Калининградской области (139 памятников) представляют собой культовые сооружения. Среди них около 40 кирх относятся к орденскому периоду региональной истории (XIII в. - начало XVI в.) - это, как правило, готические базилики, аналогов которым нет в России.
В числе публичных и жилых зданий исключительным достоянием Калининградской области следует признать усадебные (господские) дома как типичные объекты европейской усадебной архитектуры, а также постройки в таких стилях XIX - начала XX столетия, как неоготика, модерн, конструктивизм и другие. Конструктивно-технические особенности многих из этих объектов (фахверковая технология строительства, высокие, покрытые черепицей крыши, мансарды) придают Калининградской области неповторимый архитектурный облик.
Значительная часть территории Калининградской области (приморская зона, исторический центр города Калининграда и другие районы) содержит памятники археологического наследия, являющиеся достоянием мировой культуры и включенные в международные каталоги археологических древностей. В их число входят 80 древнепрусских городищ, могильники, курганы, поля погребений эпохи бронзы и более раннего времени. Калининградская археология дает богатейший материал для проведения научных исследований. Причем ее ценность заключается не только в этом. Европейский опыт позволяет утверждать, что археологические объекты при рациональном к ним отношении значительно повышают туристическую привлекательность Калининградской области.
17. Реализация установленных действующим законодательством полномочий по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране ОКН осуществляется вне зависимости от имущественной принадлежности памятников истории и культуры. Между тем сложившаяся практика показывает, что эффективность государственной политики в данной сфере во многом зависит от ее адресной ориентированности относительно различных категорий собственников или пользователей ОКН.