106. Можно констатировать, что за последние несколько лет существенно изменился целый ряд внешних (как макрорегиональных, так и собственно российских) условий, определяющих ориентиры развития экономики и социальной сферы Калининградской области. В результате целый ряд особенностей областной экономики, определявших ее долгосрочное развитие, может оказаться в роли системных барьеров, особенно после окончания в 2016 году срока действия таможенных льгот свободной таможенной зоны, которые будут препятствовать необходимому развитию в области структурной перестройки социохозяйственной системы. Наиболее значимыми среди них являются следующие.
Структура "импортной" экономики.
По итогам докризисного 2008 года по многим позициям Калининградская область занимала ведущее место в экономике Российской Федерации. В 2008 году доля произведенных в Калининградской области электропылесосов составила 99,6% от произведенных в России, телевизоров - 84%, рыбных пресервов и консервов - 28,2%, легковых автомобилей - 7,3%, холодильников - 4,3%. Доля улова и добычи морепродуктов в общероссийском улове составила 6,3%.
Вместе с тем сложившаяся структура промышленного производства отличается низким налоговым потенциалом, ориентацией развиваемых секторов на льготный таможенный тариф и, в конечном итоге, общей неконкурентоспособностью в Балтийском регионе. "Импортная ориентация" ставит Калининградскую область в невыгодное положение по сравнению со странами-конкурентами и часто приводит к серьезному противодействию со стороны лоббистов, препятствующих калининградским предприятиям занять достойную долю рынка тех или иных товаров в Российской Федерации (например, производства электронной техники, коньяка, переработки тропических масел и жиров и т.д.).
Можно также утверждать, что косвенным следствием сложившейся экономической структуры является низкая бюджетная обеспеченность (так как основная часть существующих производств пользуется льготным налоговым режимом и перечисляет в региональный бюджет, в лучшем случае, налог на доходы физических лиц), которая проигрывает ближайшим соседям и свидетельствует о невысоком уровне качества жизни.
Низкая конкурентоспособность калининградской экономики стала особенно очевидна в кризисном 2009 году, когда более чем в 3 раза сократилось производство в секторе электронной промышленности, более чем на 62% - в целлюлозно-бумажной промышленности, почти на 45% - в автомобилестроении.
Ориентация на низкотехнологичные производства.
Преимущественная ставка на низкотехнологичные производства провоцирует эксплуатацию ограниченного ресурса таможенных льгот и дешевой рабочей силы. Это резко снижает конкурентоспособность территории и объективно препятствует развитию инновационных секторов, где высокая стоимость труда компенсируется опережающим ростом производительности.
Доля инновационных производств в структуре хозяйственной системы несоразмерно мала и составляет меньше 2% от всего комплекса предприятий.
Частотность размещения консалтинговых центров и фирм, консультирующих использование управленческих и технологических инноваций в бизнесе, свидетельствует о периферийном положении Калининградской области в этом процессе.
В 2010 году ВРП на душу населения в Калининградской области составлял 210,5 тыс. рублей при среднероссийском уровне в 317,8 тыс. рублей, то есть составил 66,4% от среднероссийского значения.
Такое положение дел связано с тем, что характер экономики Калининградской области определяется существующим хозяйственным режимом, который был создан в рамках Закона N 13-ФЗ, а с 1 апреля 2006 года регулируется переходными положениями Закона N 16-ФЗ в части особенностей применения таможенного режима свободной таможенной зоны в переходный период. Следует отметить, что принятие данного закона в 1996 году было обусловлено попыткой снизить риск полной деструкции областной экономики после провозглашения Литвой независимости и введения новых государственных границ.
Вместе с тем производительность труда занятых на предприятиях Калининградской области в несколько раз ниже, чем в ведущих европейских странах. Так, в 2008 году, то есть еще в докризисное время, объем добавленной стоимости на одного занятого в операциях с недвижимостью, образовании, коммунальных услугах составлял порядка 10% от показателя Федеративной Республики Германия, в сельском хозяйстве, рыболовстве, обрабатывающих производствах, транспорте - порядка 15%, в государственном управлении, здравоохранении, гостиничном бизнесе - порядка 20%, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - вовсе 5% от немецких значений.
Отсутствие конкурентоспособной специализации в экономике Калининградской области.