Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу (с изменениями на 28 февраля 2024 года)


Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ


106. Можно констатировать, что за последние несколько лет существенно изменился целый ряд внешних (как макрорегиональных, так и собственно российских) условий, определяющих ориентиры развития экономики и социальной сферы Калининградской области. В результате целый ряд особенностей областной экономики, определявших ее долгосрочное развитие, может оказаться в роли системных барьеров, особенно после окончания в 2016 году срока действия таможенных льгот свободной таможенной зоны, которые будут препятствовать необходимому развитию в области структурной перестройки социохозяйственной системы. Наиболее значимыми среди них являются следующие.


Структура "импортной" экономики.


По итогам докризисного 2008 года по многим позициям Калининградская область занимала ведущее место в экономике Российской Федерации. В 2008 году доля произведенных в Калининградской области электропылесосов составила 99,6% от произведенных в России, телевизоров - 84%, рыбных пресервов и консервов - 28,2%, легковых автомобилей - 7,3%, холодильников - 4,3%. Доля улова и добычи морепродуктов в общероссийском улове составила 6,3%.


Вместе с тем сложившаяся структура промышленного производства отличается низким налоговым потенциалом, ориентацией развиваемых секторов на льготный таможенный тариф и, в конечном итоге, общей неконкурентоспособностью в Балтийском регионе. "Импортная ориентация" ставит Калининградскую область в невыгодное положение по сравнению со странами-конкурентами и часто приводит к серьезному противодействию со стороны лоббистов, препятствующих калининградским предприятиям занять достойную долю рынка тех или иных товаров в Российской Федерации (например, производства электронной техники, коньяка, переработки тропических масел и жиров и т.д.).


Можно также утверждать, что косвенным следствием сложившейся экономической структуры является низкая бюджетная обеспеченность (так как основная часть существующих производств пользуется льготным налоговым режимом и перечисляет в региональный бюджет, в лучшем случае, налог на доходы физических лиц), которая проигрывает ближайшим соседям и свидетельствует о невысоком уровне качества жизни.


Низкая конкурентоспособность калининградской экономики стала особенно очевидна в кризисном 2009 году, когда более чем в 3 раза сократилось производство в секторе электронной промышленности, более чем на 62% - в целлюлозно-бумажной промышленности, почти на 45% - в автомобилестроении.


Ориентация на низкотехнологичные производства.


Преимущественная ставка на низкотехнологичные производства провоцирует эксплуатацию ограниченного ресурса таможенных льгот и дешевой рабочей силы. Это резко снижает конкурентоспособность территории и объективно препятствует развитию инновационных секторов, где высокая стоимость труда компенсируется опережающим ростом производительности.


Доля инновационных производств в структуре хозяйственной системы несоразмерно мала и составляет меньше 2% от всего комплекса предприятий.


Частотность размещения консалтинговых центров и фирм, консультирующих использование управленческих и технологических инноваций в бизнесе, свидетельствует о периферийном положении Калининградской области в этом процессе.


В 2010 году ВРП на душу населения в Калининградской области составлял 210,5 тыс. рублей при среднероссийском уровне в 317,8 тыс. рублей, то есть составил 66,4% от среднероссийского значения.


Такое положение дел связано с тем, что характер экономики Калининградской области определяется существующим хозяйственным режимом, который был создан в рамках Закона N 13-ФЗ, а с 1 апреля 2006 года регулируется переходными положениями Закона N 16-ФЗ в части особенностей применения таможенного режима свободной таможенной зоны в переходный период. Следует отметить, что принятие данного закона в 1996 году было обусловлено попыткой снизить риск полной деструкции областной экономики после провозглашения Литвой независимости и введения новых государственных границ.


Вместе с тем производительность труда занятых на предприятиях Калининградской области в несколько раз ниже, чем в ведущих европейских странах. Так, в 2008 году, то есть еще в докризисное время, объем добавленной стоимости на одного занятого в операциях с недвижимостью, образовании, коммунальных услугах составлял порядка 10% от показателя Федеративной Республики Германия, в сельском хозяйстве, рыболовстве, обрабатывающих производствах, транспорте - порядка 15%, в государственном управлении, здравоохранении, гостиничном бизнесе - порядка 20%, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - вовсе 5% от немецких значений.


Отсутствие конкурентоспособной специализации в экономике Калининградской области.