Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу (с изменениями на 28 февраля 2024 года)


Глава 1. ОБЩАЯ ОЦЕНКА СИТУАЦИИ


10. Калининградская область - сравнительно небольшой субъект Российской Федерации. Территория Калининградской области составляет всего 15,1 тыс. кв. километров, а население, по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года, насчитывает 941,5 тыс. человек (из них 77,6% - жители города).


Калининградская область - территория, уникальная по своему географическому положению. Это единственный субъект Российской Федерации, изолированный от основной части страны территориями двух других государств и международными водами, что затрудняет взаимодействие Калининградской области с другими российскими регионами и создает немало связанных с этим проблем. При этом, Калининградская область является самым западным субъектом Российской Федерации и наиболее близким к промышленно развитым странам Европы - потенциальным рынкам сбыта и источникам инвестиций.


11. Калининградская область - свободная экономическая зона в России (с 1996 года называемая особой экономической зоной), которая совпадает по своим границам с территорией субъекта Российской Федерации.


До 2006 года в Калининградской области действовал режим особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 января 1996 года N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" (далее - Закон N 13-ФЗ), предусматривавшим для всех хозяйствующих субъектов Калининградской области существенные таможенные льготы.


Наличие исключительных таможенных льгот для Калининградской области объективно обусловлено тем, что у всех организаций промышленности и торговли Калининградской области существуют дополнительные транспортные издержки, связанные с необходимостью транзита грузов, следующих в направлении "Калининградская область - остальная часть Российской Федерации", а также обратно, через территории Литвы и Беларуси, а также существенные таможенные издержки, связанные с длительным сроком оформления таможенных процедур и частыми случаями простоя калининградских грузов на литовско-российской границе.


Недостатком Особой экономической зоны в Калининградской области является отсутствие долгосрочных документов федеральных органов исполнительной власти, регулирующих таможенные и налоговые процедуры.


Таким образом, затруднен товарообмен и перемещение граждан между Калининградской областью и остальной территорией Российской Федерации, что вынуждает местный бизнес устанавливать экономические контакты с зарубежными партнерами и ведет к ослаблению внутрироссийских экономических связей Калининградской области на федеральном и межрегиональном уровне, делая практически невозможным внедрение Калининградской области в межрегиональное разделение труда.


В 2006 году был принят Федеральный закон от 10 января 2006 года N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 16-ФЗ), предусматривавший замену таможенных преференций налоговыми льготами, вместе с тем отдельные положения Закона N 13-ФЗ, касающиеся таможенных льгот, сохранили свое действие в отношении предприятий, осуществлявших внешнеэкономическую деятельность до 2006 года.


В соответствии с логикой Закона N 16-ФЗ в Калининградской области создавалась новая структура экономики с увеличением капиталоемкости организаций, созданием новых экспортоориентированных производств. При этом организации, использующие режим таможенных преференций в рамках Закона N 13-ФЗ, должны были в течение 10 лет переходного периода перестроить свою деятельность, подготовившись к отмене таможенных льгот.


12. Калининградская область является частью региона Балтики, что определяет ее стратегический потенциал для России с учетом того обстоятельства, что "Балтийский пояс роста" - наиболее динамичное пространство современной Европы, а Северо-Западный федеральный округ является ключевым для развития всей российской экономики.


13. Развитие территории Калининградской области на протяжении двух последних десятилетий нельзя назвать равномерным. Так же, как и остальной части России, ей не удалось избежать кризиса 90-х годов. Являясь эксклавом, Калининградская область пережила еще более глубокий социально-экономический спад, чем другие субъекты Российской Федерации. Серьезным рубежом в развитии экономики Калининградской области стал финансово-экономический кризис 2008-2009 годов.


14. На сегодняшний день экономика Калининградской области полностью компенсировала спад, связанный с финансово-экономическим кризисом. Прирост валового регионального продукта (далее - ВРП) в 2010 году составил 7,6%, в 2011 году, по оценке, - 8%.


Определяющим фактором роста ВРП в Калининградской области является значительное увеличение добавленной стоимости в промышленности.


В последние годы структура ВРП Калининградской области сложилась и не претерпевает существенных изменений, наибольший удельный вес в ней занимают оптовая и розничная торговля и обрабатывающие производства.