Действующий

О целевой Программе Калининградской области "Программа модернизации здравоохранения Калининградской области на 2011-2013 годы"

Глава 1. ВВЕДЕНИЕ


1. Статья 41 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому гражданину Российской Федерации равные права на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. Стратегической целью Министерства здравоохранения Калининградской области в сфере здравоохранения является развитие и совершенствование здравоохранения Калининградской области как института охраны здоровья, профилактики и лечения заболеваний.

3. Основными нормативными правовыми актами, используемыми при реализации Программы, являются:

1) Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденные Верховным Советом Российской Федерации 22 июля 1993 года, N 5487-1;

2) целевая Программа Калининградской области "Развитие здравоохранения Калининградской области на период 2008-2012 годов", утвержденная Постановлением Правительства Калининградской области от 18 января 2007 года N 18;

3) программа государственных гарантий оказания населению Калининградской области бесплатной медицинской помощи, ежегодно утверждаемая постановлениями Правительства Калининградской области;

4) Федеральная целевая программа развития Калининградской области на период до 2015 года, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 года N 866;

 

5) целевая Программа Калининградской области "Областная инвестиционная программа на 2009-2014 годы", утвержденная Постановлением Правительства Калининградской области от 22 декабря 2010 года N 955;

6) нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, принимаемые в целях реализации мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье".

4. В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 26 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", в целях повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, осуществляется реализация региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации.

5. 2005-2010 годы были периодом масштабных преобразований в системе здравоохранения Калининградской области. Положено начало и сформирована основа необходимой концентрации и координации всех ресурсов здравоохранения для достижения главной цели - повышения эффективности охраны здоровья населения.

6. Экстенсивность развития, неэффективное использование ресурсов, в том числе финансовых, управленческого потенциала, высокая затратность при отсутствии позитивной динамики в основных показателях здоровья населения - эти проблемы были характерны для здравоохранения Калининградской области как всякой системы, не ориентированной на конечный результат. Вместо улучшения показателей здоровья - увеличение числа койко-дней, штатных единиц, "законченных случаев". Вместо здоровьесбережения - соблюдение нормативов длительности лечения.

7. Мотивация сохранения здоровья, профилактики, повышения интенсивности и эффективности лечения системы здравоохранения в интересах пациента и общества стала основным смысловым содержанием проводимых преобразований, стратегия которых была закреплена Программой развития здравоохранения Калининградской области на период 2008-2012 годов и в полной мере соответствовала новациям государственной политики в сфере демографии и здравоохранения. Реализация приоритетного национального проекта "Здоровье", пилотного проекта в сфере здравоохранения, подтвердила единство понимания приоритетов в развитии здравоохранения как на федеральном уровне, так и на уровне Калининградской области. Именно на первичное звено здравоохранения как на базовую составляющую профилактики и выявления заболеваний были нацелены основные направления приоритетного национального проекта "Здоровье":

1) поставка диагностического оборудования и санитарного транспорта;

2) дополнительные денежные выплаты работникам участковой службы;

3) профессиональная подготовка и переподготовка работников участковой службы;

4) дополнительная диспансеризация и иммунизация населения.

8. Осуществленный в Калининградской области переход на одноканальное подушевое финансирование здравоохранения и реформирование оплаты труда медицинских работников в зависимости от конечного результата составили основное содержание пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения.

9. Таким образом, Программа развития здравоохранения Калининградской области на период 2008-2012 годов, приоритетный национальный проект "Здоровье", пилотный проект в сфере здравоохранения заработали в Калининградской области как единый комплекс, обеспечивающий реализацию стратегии реформирования и модернизации системы здравоохранения области.

10. Однако доля зданий лечебных учреждений, требующих капитального ремонта, составляет более 50%. Для решения этой проблемы требуется принятие срочных мер.

11. Из 203 фельдшерско-акушерских пунктов (далее - ФАП) не имеют водопровода 56 ФАПов, канализации - 71 ФАП, центрального отопления - 119 ФАПов.

12. Существующий в последние годы дефицит территориальной программы государственных гарантий не позволял эффективно развивать региональную систему здравоохранения и приобретать современное медицинское оборудование. В результате доля медицинских учреждений Калининградской области, техническое оснащение которых позволяет соблюдать стандарты оказания медицинской помощи, составляет менее 40% для стационаров и 70% для учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь.

13. Существует проблема в части получения населением высокотехнологичной медицинской помощи в учреждениях здравоохранения Калининградской области. Вся помощь оказывается в федеральных медицинских центрах, что также подтверждает неудовлетворительное обеспечение областных и муниципальных учреждений оборудованием для оказания специализированной (в том числе высокотехнологичной) медицинской помощи. При этом обеспеченность оборудованием муниципальных учреждений Калининградской области выше, чем областных, что отчасти объясняется преимущественным оснащением муниципальных учреждений в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье".

14. Оторванность Калининградской области от основной территории Российской Федерации, отсутствие возможности свободной миграции трудовых ресурсов, а также отсутствие в Калининградской области учебной базы для подготовки врачебных кадров на протяжении почти 20 лет привели к уменьшению притока в область врачебных кадров, в том числе молодых специалистов, и к увеличению среднего возраста работающих врачей.

15. На сегодняшний день кадровая проблема - низкая укомплектованность как врачебными кадрами, так и средним медицинским персоналом, а также их возрастной состав (около 40% врачей имеют предпенсионный или пенсионный возраст) - также остается одной из основных проблем здравоохранения Калининградской области, что свидетельствует о несоответствии оплаты труда медицинских работников уровню профессиональных нагрузок и ответственности.

16. Решение проблемы укомплектования врачебными кадрами государственных и муниципальных учреждений здравоохранения требует комплексного подхода.

17. В целях развития информационно-технологической инфраструктуры учреждений здравоохранения необходимо построение областной телекоммуникационной сети с учетом требований действующего законодательства в области защиты информации в целях организации эффективного информационного обмена, коллективного доступа к информационным ресурсам по различным разделам здравоохранения всех субъектов информационного обмена, а также в целях ведения актуальных баз данных о состоянии здоровья и деятельности системы здравоохранения.