Недействующий

Об утверждении Программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Калининградской области на 2002-2010 годы

Покрытие стоимости услуг ЖКХ из различных источников

(по данным за 2001 год)

-------------------------------------------¬

¦             Дефицит средств              ¦   -  38,1%

¦            1,54 млрд. рублей             ¦

L-------------------------------------------

-------------------------------------------¬

¦          Население по тарифам,           ¦

¦       с учетом льгот и субсидий          ¦   -  34,1%

¦           1,37 млрд. рублей              ¦

L-------------------------------------------

-------------------------------------------¬

¦        Бюджет: разница в тарифах         ¦   -  25,9%

¦           1,04 млрд. рублей              ¦

L-------------------------------------------

-------------------------------------------¬

¦         Бюджет: покрытие льгот           ¦   -   1,4%

¦           0,06 млрд. рублей              ¦

L-------------------------------------------

-------------------------------------------¬

¦        Бюджет: субсидии населению        ¦   -   0,5%

¦            0,02 млрд. рублей             ¦

L-------------------------------------------


По данным за 2001 г. суммарная стоимость предоставленных населению области жилищно-коммунальных услуг составила 4 млрд. руб. Из них платежами населения было покрыто 1,4 млрд. руб. и средствами консолидированного бюджета - 1,1 млрд. руб. Дефицит оплаты услуг ЖКХ составил порядка 1,5 млрд. руб.

Проблема усугубляется огромным объемом накопленной задолженности в жилищно-коммунальной сфере, образовавшейся, в первую очередь, в результате невыполнения своих обязательств бюджетами всех уровней. Объем дебиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства составил на 01.01.2002 679,2 млн. рублей, в то же время объем кредиторской задолженности предприятий достиг 789,1 млн. рублей.

Задолженности в жилищно-коммунальном хозяйстве являются источником цепочки неплатежей, которая охватывает практически все отрасли экономики.

Одна из причин сложившейся ситуации заключается в том, что жилищно-коммунальные предприятия не имеют серьезных экономических стимулов оптимизации структуры тарифов, снижения нерациональных затрат материально-технических ресурсов. В итоге затраты, например, электроэнергии на производство и реализацию 1 куб. м воды на 30% выше среднеевропейского уровня. Численность персонала в расчете на 1000 обслуживаемых жителей в 2-3 раза выше, чем в аналогичных европейских предприятиях. Удельное потребление воды на одного жителя в 1,5-2 раза выше, чем в западноевропейских странах (в то время как при оплате по приборам учета эти величины значительно ниже).

Данные аудиторских проверок показывают, с одной стороны, занижение тарифов от экономически обоснованного уровня (чаще всего при невыполнении необходимого регламента работ), а с другой стороны - наличие неиспользованных резервов (35-40%) даже при самых низких тарифах.

Анализ большинства инвестиционных проектов по развитию систем коммунального обслуживания при этом показывает, что большинство из них направлено на экстенсивное наращивание мощностей и в значительно меньшей степени предполагает меры по сокращению затрат, потерь и утечек.