(по данным за 2001 год)
-------------------------------------------¬
¦ Дефицит средств ¦ - 38,1%
¦ 1,54 млрд. рублей ¦
L-------------------------------------------
-------------------------------------------¬
¦ Население по тарифам, ¦
¦ с учетом льгот и субсидий ¦ - 34,1%
¦ 1,37 млрд. рублей ¦
L-------------------------------------------
-------------------------------------------¬
¦ Бюджет: разница в тарифах ¦ - 25,9%
¦ 1,04 млрд. рублей ¦
L-------------------------------------------
-------------------------------------------¬
¦ Бюджет: покрытие льгот ¦ - 1,4%
¦ 0,06 млрд. рублей ¦
L-------------------------------------------
-------------------------------------------¬
¦ Бюджет: субсидии населению ¦ - 0,5%
¦ 0,02 млрд. рублей ¦
L-------------------------------------------
По данным за 2001 г. суммарная стоимость предоставленных населению области жилищно-коммунальных услуг составила 4 млрд. руб. Из них платежами населения было покрыто 1,4 млрд. руб. и средствами консолидированного бюджета - 1,1 млрд. руб. Дефицит оплаты услуг ЖКХ составил порядка 1,5 млрд. руб.
Проблема усугубляется огромным объемом накопленной задолженности в жилищно-коммунальной сфере, образовавшейся, в первую очередь, в результате невыполнения своих обязательств бюджетами всех уровней. Объем дебиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства составил на 01.01.2002 679,2 млн. рублей, в то же время объем кредиторской задолженности предприятий достиг 789,1 млн. рублей.
Задолженности в жилищно-коммунальном хозяйстве являются источником цепочки неплатежей, которая охватывает практически все отрасли экономики.
Одна из причин сложившейся ситуации заключается в том, что жилищно-коммунальные предприятия не имеют серьезных экономических стимулов оптимизации структуры тарифов, снижения нерациональных затрат материально-технических ресурсов. В итоге затраты, например, электроэнергии на производство и реализацию 1 куб. м воды на 30% выше среднеевропейского уровня. Численность персонала в расчете на 1000 обслуживаемых жителей в 2-3 раза выше, чем в аналогичных европейских предприятиях. Удельное потребление воды на одного жителя в 1,5-2 раза выше, чем в западноевропейских странах (в то время как при оплате по приборам учета эти величины значительно ниже).
Данные аудиторских проверок показывают, с одной стороны, занижение тарифов от экономически обоснованного уровня (чаще всего при невыполнении необходимого регламента работ), а с другой стороны - наличие неиспользованных резервов (35-40%) даже при самых низких тарифах.
Анализ большинства инвестиционных проектов по развитию систем коммунального обслуживания при этом показывает, что большинство из них направлено на экстенсивное наращивание мощностей и в значительно меньшей степени предполагает меры по сокращению затрат, потерь и утечек.