45. Программные мероприятия направлены на реализацию поставленных задач и подразделяются на мероприятия по совершенствованию законодательной и нормативной базы, организационные мероприятия, а также мероприятия по финансированию расходов, способствующих созданию эффективной и экологически безопасной системы обращения с отходами в Калининградской области.
46. Основным направлением совершенствования правовой базы в рамках реализации тактической задачи 1 - формирование организационно-правовых и экономических основ комплексной областной системы обращения с отходами - является упрощение и повышение эффективности механизмов управления потоками отходов, создание условий для развития бизнеса по их сбору, переработке и вторичному использованию.
47. В рамках реализации указанной задачи планируется разработка проекта закона Калининградской области "О внесении изменений в Закон Калининградской области "Об отходах производства и потребления в Калининградской области".
48. Учитывая, что полномочия по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов осуществляют органы местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, в рамках Программы предполагается разработка методических рекомендаций по работе с ТБО и по организации раздельного сбора ТБО, которые станут основой для принятия соответствующих решений на уровне муниципальных образований Калининградской области.
49. Для создания эффективной системы управления в сфере обращения с отходами Программой предусмотрено определение в соответствии с Законом Калининградской области "Об отходах производства и потребления в Калининградской области" специально уполномоченного органа исполнительной власти Калининградской области в сфере обращения с отходами, который будет курировать данную сферу, в том числе вопросы реализации Программы.
50. С целью формирования единой информационной системы в сфере обращения с отходами предполагается создать региональный кадастр отходов производства и потребления Калининградской области, который позволит:
1) выявлять и расширять круг хозяйствующих субъектов, участвующих в обращении с отходами, в целях оптимизации сбора платежей за негативное воздействие на окружающую среду;
2) проводить адресный контроль межмуниципального движения отходов;
3) обеспечить ежегодную проверку количества переданных и принятых отходов между организациями-смежниками, расположенными в пределах действия информационной системы, и выявлять экологические правонарушения, связанные с несанкционированным размещением отходов;
4) контролировать обоснованность заявленных организациями лимитов на размещение отходов;
5) выявлять и устанавливать объемы образования и места накопления отходов, являющихся вторичным сырьем или потенциальными вторичными ресурсами;
6) оценивать свободные мощности действующих отходоперерабатывающих (обезвреживающих) организаций и установок, а также контролировать правомочность их эксплуатации;
7) оценивать степень заполнения действующих объектов размещения отходов, а также контролировать их обустройство и степень потенциальной экологической опасности;
8) обосновывать лимиты размещения отходов;
9) проводить многоаспектный анализ информации, требующейся органам государственной власти Калининградской области и органам местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области для оценки экологической ситуации в сфере обращения с отходами и использования вторичных ресурсов при обосновании и разработке областных (муниципальных) экологических программ.
51. С целью создания условий для организации эффективной системы сбора отходов производства и потребления в соответствии с федеральным законодательством предусмотрена разработка и утверждение генеральных схем санитарной очистки территорий муниципальных образований Калининградской области. Проектные решения генеральных схем должны быть направлены на определение наиболее оптимальной схемы сбора и вывоза мусора на территории муниципального образования Калининградской области, на внедрение раздельного сбора, максимальное использование отходов в качестве вторичных материальных ресурсов, ликвидацию несанкционированных объектов размещения отходов и минимизацию общего объема размещаемых отходов.
52. На основе генеральных схем санитарной очистки территорий муниципальных образований Калининградской области будет разработана генеральная схема санитарной очистки территории Калининградской области, включающая общую схему расположения межмуниципальных объектов размещения отходов и оптимальной дислокации сортировочных и перерабатывающих производств с учетом логистики.
53. С учетом условий развития муниципальных образований Калининградской области, а также месторасположения межмуниципальных полигонов возможно внедрение различных схем организации санитарной очистки территорий, которые будут определены для каждого муниципального образования Калининградской области в ходе разработки генеральных схем санитарной очистки территорий муниципальных образований Калининградской области.
54. Первая схема организации санитарной очистки территорий будет реализовываться в населенных пунктах, расположенных вблизи полигонов ТБО, и будет предусматривать:
1) сохранение существующей системы сбора и вывоза отходов;
2) организацию вывоза отходов на современный полигон, оборудованный с учетом экологических, санитарных и иных правил, с входным контролем на основе электронного учета;
3) наличие в составе полигона мусоросортировочного комплекса, на котором будет производиться сортировка отходов с целью выделения компонентов вторичного сырья (металл, пластик, бумага, стекло);
4) разделение отходов, оставшихся после сортировки, на два потока, в том числе направление органических отходов на компостирование с последующим использованием компоста при рекультивации свалок, балласта - на полигон для захоронения.
55. Вторая схема организации санитарной очистки территорий может быть реализована в населенных пунктах, расположенных на значительном расстоянии от полигона ТБО. Ее отличие от первой состоит в создании на территории муниципального образования Калининградской области мусороперегрузочной станции с элементами сортировки. Указанные станции будут одновременно являться пунктами приема опасных отходов от населения и организаций, в том числе отработанных ртутьсодержащих ламп, свинцовых аккумуляторов, изношенной авторезины, отработанных масел, а также макулатуры, картона, отходов пластика, стеклобоя.
56. Третья схема организации санитарной очистки территорий может быть реализована в малых городах и сельских населенных пунктах, когда между контейнерной площадкой и мусоросортировочным комплексом будут созданы мобильные перегрузочные станции (без сортировки), оборудованные по типовому проекту и представляющие собой асфальтированную площадку временного накопления отходов с установленным на ней контейнером большой емкости (30 куб. м).
57. Четвертая схема организации санитарной очистки территорий будет реализована в городе Калининграде и других муниципальных образованиях Калининградской области с введением систем раздельного сбора мусора на контейнерных площадках. Эта схема позволит отделить утильные фракции на начальной стадии обращения с отходами, тем самым сохранить качество вторичного сырья.
58. В Калининградской области имеется положительный опыт организации раздельного сбора ТБО в 1995-1996 годах, который не получил продолжения в связи с отсутствием в период его проведения инфраструктуры для использования или переработки отходов. Учитывая даже этот незначительный опыт организации раздельного сбора ТБО, можно спрогнозировать готовность участия населения собирать отходы таким образом.
59. Данные схемы организации санитарной очистки территорий будут дополнены организацией в муниципальных образованиях Калининградской области пунктов приема тары, возвращаемой для многоразового использования на основе оплаты ее залоговой цены и в порядке, установленном в соответствии с действующим законодательством.