ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 марта 2012 года N 149
О целевой Программе Калининградской области "Обращение с отходами производства и потребления в Калининградской области на 2012-2016 годы"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 6 февраля 2015 года на основании Постановления Правительства Калининградской области от 06.02.2015 N 54.
____________________________________________________________________
(в ред. Постановлений Правительства Калининградской области
от 05.03.2013 N 139, от 16.12.2013 N 930,
от 17.03.2014 N 130, от 07.07.2014 N 423,
от 25.08.2014 N 555, от 08.12.2014 N 817)
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьей 6 Закона Калининградской области "Об отходах производства и потребления в Калининградской области", статьей 8 Уставного закона Калининградской области "О Правительстве Калининградской области", в целях обеспечения экологически безопасного обращения с отходами производства и потребления на территории Калининградской области Правительство Калининградской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить целевую Программу Калининградской области "Обращение с отходами производства и потребления в Калининградской области на 2012-2016 годы" согласно приложению.
2. Постановление вступает в силу со дня подписания и подлежит официальному опубликованию.
Исполняющий обязанности
Губернатора Калининградской области
В.Э. Смильгин
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА Калининградской области "Обращение с отходами производства и потребления в Калининградской области на 2012-2016 годы"
(в ред. Постановлений Правительства Калининградской области
от 05.03.2013 N 139, от 16.12.2013 N 930,
от 17.03.2014 N 130, от 07.07.2014 N 423,
от 25.08.2014 N 555, от 08.12.2014 N 817)
1. Наименование Программы:
целевая Программа Калининградской области "Обращение с отходами производства и потребления в Калининградской области на 2012-2016 годы" (далее - Программа).
2. Основания для разработки Программы:
1) поручение Президента Российской Федерации от 29 марта 2011 года N Пр-781;
2) Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
3) Закон Калининградской области "Об отходах производства и потребления в Калининградской области".
3. Государственный заказчик Программы:
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Калининградской области (далее - Министерство ЖКХ и ТЭК Калининградской области).
(п. 3 в ред. Постановления Правительства Калининградской области от 05.03.2013 N 139)
4. Субъект бюджетного планирования Программы, ответственный за исполнение Программы (координатор Программы):
Министерство ЖКХ и ТЭК Калининградской области.
(п. 4 в ред. Постановления Правительства Калининградской области от 05.03.2013 N 139)
5. Разработчик Программы:
Министерство ЖКХ и ТЭК Калининградской области.
(п. 5 в ред. Постановления Правительства Калининградской области от 05.03.2013 N 139)
6. Исполнители основных мероприятий Программы:
1) Министерство ЖКХ и ТЭК Калининградской области;
2) Министерство строительства Калининградской области;
3) служба по экологическому контролю и надзору Калининградской области;
4) государственные учреждения Калининградской области и государственные предприятия Калининградской области, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами;
5) участники размещения заказа, с которыми в соответствии с требованиями действующего законодательства, регулирующего отношения в сфере размещения государственного заказа, заключается государственный контракт (гражданско-правовой договор) по мероприятиям Программы;
6) организации, осуществляющие реализацию мероприятий Программы за счет привлечения инвестиционных средств.
(п. 6 в ред. Постановления Правительства Калининградской области от 05.03.2013 N 139)
7. Стратегическая цель Программы:
создание эффективной и экологически безопасной системы обращения с отходами в Калининградской области.
8. Тактические задачи Программы:
1) формирование организационно-правовых и экономических основ комплексной областной системы обращения с отходами;
2) создание объектов инфраструктуры, обеспечивающих увеличение доли отходов, используемых в качестве вторичных ресурсов, и сокращение объемов отходов, вывозимых на объекты захоронения отходов;
3) организация системной просветительской и пропагандистской работы в сфере обращения с отходами.
9. Сроки и этапы реализации Программы.
Программа рассчитана на период с 2012 по 2016 год и реализуется в два этапа:
1) 1-й этап - 2012-2013 годы;
2) 2-й этап - 2014-2016 годы.
10. Объемы и источники финансирования Программы:
Программа реализуется за счет средств областного бюджета и внебюджетных средств.
Общий объем финансирования Программы составит 2308537,18 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:
- областной бюджет - 704681,18 тыс. рублей;
- внебюджетные средства - 1603856,0 тыс. рублей.
Объем финансирования из областного бюджета составит 704681,18 тыс. рублей, в том числе по годам:
- 2012 год - 3400,75 тыс. рублей;
- 2013 год - 117400,00 тыс. рублей;
- 2014 год - 311200,00 тыс. рублей;
- 2015 год - 161236,21 тыс. рублей;
- 2016 год - 111444,22 тыс. рублей.
Расходные обязательства возникают при наличии бюджетных ассигнований в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
(п. 10 в ред. Постановления Правительства Калининградской области от 17.03.2014 N 130)
11. Непосредственные результаты реализации Программы:
1) создание новых объектов инфраструктуры в сфере обращения с отходами, в том числе объектов для утилизации и размещения отходов на основе применения современных технологических и технических решений;
2) увеличение доли отходов, извлекаемых из твердых бытовых отходов (далее - ТБО) в качестве вторичных ресурсов, до 30%;
3) сокращение объемов отходов, вывозимых на объекты захоронения отходов, на 30%;
4) повышение осведомленности жителей Калининградской области о правилах экологически безопасного обращения с отходами.
12. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
1) повышение уровня экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности и качества жизни людей;
2) уменьшение негативного влияния на окружающую среду отходов производства и потребления;
3) создание усовершенствованной системы сбора, вывоза, переработки и утилизации отходов производства и потребления;
4) создание дополнительных рабочих мест в связи с открытием новых организаций в муниципальных образованиях Калининградской области.
13. Система организации контроля за исполнением Программы:
контроль за исполнением Программы осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
(п. 13 в ред. Постановления Правительства Калининградской области от 05.03.2013 N 139)
14. Одной из основных проблем развития Калининградской области является накопление объемов отходов производства и потребления при отсутствии системы их возврата во вторичное производство в качестве сырья и электрической энергии. Основная часть ТБО складируется на полигонах и свалках ТБО, куда попадает около 85% отходов, лишь 5% отходов проходит вторичную переработку, примерно 10% отходов теряется при транспортировке.
15. Накопление отходов приносит огромный экологический, экономический и социальный ущерб. Отрицательное воздействие отходов проявляется в повышении заболеваемости людей, ухудшении их жизненных условий, сокращении природных ресурсов. Отсутствие должной системы обращения с отходами приводит к снижению инвестиционной привлекательности и потенциала развития Калининградской области. В то же время концентрация источников образования отходов, которые одновременно представляют собой вторичные материальные ресурсы, является фактором, способствующим организации перерабатывающих производств, способных значительно уменьшить загрязнение территории и обеспечить выпуск востребованной на рынке продукции.
16. Система учета отходов, действующая в Калининградской области, осуществляется в рамках федерального статистического наблюдения по формам N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" и N 1-КХ "Сведения о благоустройстве городских населенных пунктов". Данные статистики в отсутствие контроля за достоверностью вносимых параметров не отражают реальную картину по объемам и составу образующихся отходов.
Ежегодно в организациях на территории Калининградской области, отчитывающихся по форме федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления", образуется порядка 600 тысяч тонн отходов, из которых около 10 тысяч тонн - отходы 1-го - 3-го класса опасности, 45 тысяч тонн - 4-го класса опасности и более 500 тысяч тонн - 5-го класса опасности. Из них используется только 8 процентов отходов, обезвреживается - 4 процента, размещается для хранения на собственных площадках - 1,5 процента. Основная масса - более 86 процентов, в основном представленная отходами, приравненными к ТБО, размещается на полигонах и свалках муниципальных образований Калининградской области.
По данным федеральной статистической отчетности 1-КХ "Сведения о благоустройстве городских населенных пунктов", на полигоны ТБО ежегодно вывозится порядка 2 млн. куб. м отходов (примерно 440 тысяч тонн). Источниками образования указанных отходов наряду с населением являются организации, объекты инфраструктуры. На долю населения приходится больше половины указанных объемов отходов. Объемы образования отходов в Калининградской области согласно данным статистики в последние годы остаются стабильными.
17. По усредненным оценкам, бытовой мусор содержит: пищевые отходы (органические) - 33%; другие органические отходы - 9%; бумага, картон - 12%; металлы - 2%; стекло - 8%; пластиковые бутылки и другие пластиковые отходы - 16%; строительные отходы - 11%; другие неорганические отходы - 9%.
18. В Калининградской области ТБО собираются на 3726 площадках, из которых только 37 процентов соответствуют действующим санитарно-эпидемиологическим нормам. Отмечается отсутствие оборудованных контейнерных площадок, предусматривающих наличие асфальтового или бетонного покрытия, ограждения, подъездных путей. Не выполняются технические условия расстановки контейнеров для обеспечения работы спецтехники. Нарушаются графики вывоза отходов, правила санитарного содержания мест сбора отходов, в том числе территорий, прилегающих к контейнерным площадкам.
19. Для сбора ТБО используется 9558 контейнеров разной модификации, в которых размещается бытовой мусор, поступающий от населения, а также отходы, приравненные к бытовым, от 5890 организаций, заключивших договоры на вывоз мусора. Использование устаревших контейнеров открытого типа приводит к ухудшению эстетического облика населенных пунктов, загрязнению прилегающих территорий, потерям качества вторичных ресурсов, потенциально содержащихся в отходах.
20. Сбор и вывоз отходов бытового потребления на объекты их захоронения осуществляется как муниципальными, так и частными организациями. Расчетная потребность в специальной технике для вывоза мусора (мусоровозах) составляет около 200 единиц, в распоряжении муниципальных образований Калининградской области имеется более 170 единиц. Высокий уровень износа имеющихся мусоровозов и их недостаточное количество приводит к постоянным срывам графиков вывоза коммунальных отходов, особенно в сельской местности.