ЗАКОН
КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
от 12 января 2002 года N 109
Об областной целевой Программе "Старшее поколение" на 2002-2005 годы
Принят Калининградской областной Думой третьего созыва
27 декабря 2001 года
<Утратил силу:
п.п. 1 п. 1 ст.32 Закона Калининградской области от 10 ноября 1997 года N 38;
Закон Калининградской области от 04 мая 2010 года N 451>
<Изменения:
Закон Калининградской области от 22 сентября 2003 года N 306 >
Настоящий Закон формирует организационные, правовые, социально - экономические условия для осуществления мер по улучшению положения граждан старшего поколения и упрочению их социальной защищенности.
Статья 1. Утвердить областную целевую Программу "Старшее поколение" на 2002-2005 годы (прилагается).
Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава администрации (губернатор)
Калининградской области
В.Г. Егоров
12 января 2002 г.
N 109
г. Калининград
Приложение
к Закону Калининградской области
"Об областной целевой Программе
"Старшее поколение"
на 2002-2005 годы"
г. Калининград 2002 г.
Наименование Закона | "Областная целевая Программа |
Наименование и номер | Постановление Правительства РФ |
Государственный заказчик | Администрация |
Основные разработчики | Управления труда и социального |
Цели и задачи Программы | Формирование организационных, |
Сроки и этапы | Программа рассчитана на 2002-2005 |
Перечень основных | В приложении |
Исполнители мероприятий | Согласно перечню |
Объемы и источники | Федеральный бюджет |
Ожидаемые конечные | Увеличение качественного и |
Организация контроля за | Заместитель главы администрации |
Увеличивающаяся численность пенсионеров в области приводит к усилению их роли в социальном развитии, повышению требований в отношении предоставления социальных гарантий во всех сферах жизнедеятельности.
Среди мер, способствующих усилению социальной защиты пожилых граждан, можно отметить положения федеральных законов "О ветеранах", "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" и мероприятия по улучшению пенсионного обеспечения.
Однако острота проблем пожилых людей сохраняется и требует принципиальных решений и целенаправленных действий государственных органов по упрочению социальной защищенности граждан старших возрастных групп (пожилые, старые, долгожители). Решение такого рода задач возможно лишь в рамках региональной Программы с применением комплексного подхода.
В основу разработки Программы были положены следующие основные принципы: предупреждение причин, порождающих проблемы пожилых людей; содействие практической реализации прав и законных интересов пожилых граждан; адресность при предоставлении социальной поддержки с приоритетом содействия пожилым гражданам в ситуациях, угрожающих их здоровью и жизни; развитие взаимодействия между поколениями в семье и обществе.
Поставлены следующие цели и задачи:
- укрепление взаимодействия государственных, муниципальных и иных систем и служб, призванных способствовать решению социальных проблем старшего поколения;
- оказание содействия органам местного самоуправления в Обеспечении всем гражданам старшего поколения, как особой группе населения, равных условий и возможностей;
- развитие социального обслуживания пожилых людей с учетом поддержания общественно нормального уровня доступности и достаточности помощи и услуг;
- обеспечение информированности граждан о положении пожилых людей и о мерах по улучшению подготовленности к жизнедеятельности при наступлении старости;
- предоставление пожилым людям разносторонней помощи и услуг в целях устранения и предупреждения любых форм их дискриминации.
Основной целью Программы является формирование организационных, правовых, социально - экономических условий для осуществления мер по улучшению положения граждан старшего поколения и упрочению их социальной защищенности с учетом современной социально - демографической и социально - экономической ситуации.
Перечень мероприятий "Областной целевой Программы "Старшее поколение" на 2002-2005 годы" прилагается.
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости
принятия Закона Калининградской области
"Об областной целевой Программе
"Старшее поколение" на 2002-2005 годы"
Основная особенность геополитического положения Калининградской области - эксклавность территории. По итогам второй мировой войны регион включен в состав СССР и в период с 1948-54 гг. был заселен с помощью оргнаборов переселенцами. Процесс депопуляции населения и старения трудовых ресурсов в настоящее время ощущается особенно остро. До середины 90-х годов сокращение населения компенсировалось приростом иммигрантов (особенно после распада СССР). Затем показатель притока иммигрантов упал в 3 раза (до 4,0 - 5,0 тыс. чел. ежегодно) и общая численность жителей региона устойчиво сокращается на 2,8-4,0 тыс. чел. в год. В Калининградской области, как и в целом по Российской Федерации, наблюдается устойчивый рост в составе населения доли граждан старшего поколения (женщин старше 55 лет и мужчин старше 60 лет), за последние 5 лет произошло увеличение пожилых жителей почти на 3 тыс. человек. Доля граждан старшего поколения составляет 19,5% от общего количества проживающих в области.
Обостряется проблема более низкой продолжительности жизни мужчин по сравнению с женщинами. Большинство лиц пожилого и старческого возраста имеют сразу несколько хронических заболеваний сердечно - сосудистой, нервной и эндокринной систем, органов дыхания, кроветворения и пищеварения, нарушения зубо - челюстной системы. Две трети пенсионеров оценивают свое здоровье как не вполне удовлетворительное.
Главным источником дохода большинства пожилых жителей области остается пенсия. Наиболее тяжелым становится материальное положение пенсионеров в возрасте 61-65 лет, что связано с падением уровня доходов в связи с выходом на пенсию мужчин, и в возрасте 71- 75 лет, когда резко возрастает доля одиноких пожилых людей. Сокращается численность работающих пенсионеров. Активность пожилых людей в поисках дополнительных источников пополнения своего бюджета реально ограничивается возрастными нарушениями здоровья.
Анализ положения пожилых граждан по социально - демографическим и экономическим характеристикам свидетельствует о наличии основных проблем данных лиц в области: неудовлетворительное состояние здоровья, малообеспеченность, одиночество. Уровень и качество их жизни значительно ниже, чем у трудоспособной части населения.
Последующие годы будут характеризоваться дальнейшими изменениями возрастной структуры населения, демографический кризис, падение рождаемости ведут к увеличению граждан пожилого возраста. В связи с этим многообразие и сложность социальных проблем имеют долгосрочный характер.
3. Система мероприятий, ожидаемый результат и оценка
эффективности "Областной целевой Программы
"Старшее поколение" на 2002-2005 годы"
"Областная целевая Программа "Старшее поколение" на 2002-2005 годы" определяет порядок организации и реализации мер комплексного решения вопросов укрепления социальной защищенности граждан старшего поколения и учитывает интересы всех категорий и групп пожилых людей. Вместе с тем ряд мероприятий направлен на решение в приоритетном порядке проблем наиболее уязвимых категорий пожилого населения: одиноких престарелых и престарелых супружеских пар, утративших частично или полностью способность к самообслуживанию, тяжело больных ветеранов.
Программа состоит из четырех разделов.
Раздел первый. Развитие инфраструктуры, обеспечивающей социальное обслуживание граждан старшего поколения. Предусматривается дальнейшее совершенствование системы социального обслуживания. В этих целях намечено открытие новых Центров социального обслуживания населения, отделений дневного пребывания, специализированных отделений социально - медицинского обслуживания на дому.
Раздел второй. Меры по укреплению здоровья граждан старшего поколения. В раздел включены отдельные мероприятия по развитию медицинского ухода и реабилитации лиц пожилого и старческого возраста, увеличение объемов и повышения качества оказания медицинской помощи, поддержание активности и способности к самообслуживанию.
Раздел третий. Меры по улучшению социально - экономического положения граждан старшего поколения. Система мер по оказанию помощи отдельным нуждающимся пожилым гражданам для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержание их социального статуса и жизнедеятельности с учетом имущественного и социального положения, фактора нуждаемости.
Раздел четвертый. Меры по созданию благоприятных условий для реализации интеллектуальных и культурных потребностей граждан старшего поколения. Эффективная социализация граждан старшего поколения предусматривает активное включение в социокультурную деятельность, обеспечение выбора досуговых занятий, участие в "клубной жизни", самодеятельном творчестве при постоянном учете особенностей культурных запросов пожилых людей.
Областная целевая Программа рассчитана на 4 года, реализация мероприятий обеспечит системный подход к решению проблем пожилых людей, будет способствовать достижению позитивных результатов в сфере социальной защищенности граждан старшего поколения. Дальнейшее совершенствование системы социального обслуживания, развитие сети стационарных, полустационарных и нестационарных учреждений создаст дополнительные условия для обеспечения уклада, качества и уровня жизни престарелых жителей области, нуждающихся в постоянной или временной помощи.
В ходе действия Программы планируется осуществить работу по материально - техническому укреплению базы отделений социального обслуживания на дому и специализированных отделений медико - социального обслуживания (в области открыто и действует 49,5 отделений), четырех областных домов - интернатов. В Советском доме - интернате для престарелых и инвалидов будет осуществлен капитальный ремонт корпуса, оказана финансовая помощь в проведении реконструкции зданий двух учреждений социальной защиты в Нестеровском и Неманском районах, а также в открытии дома - интерната для престарелых и инвалидов в Правдинском районе.
Продолжится оснащение госпиталя для ветеранов войн. Решение проблемы граждан старшего поколения будет проходить во взаимодействии и сотрудничестве с общественными организациями.
Оценка эффективности программных мероприятий производится через наблюдение за изменениями социально - экономического положения пожилых людей, ежегодного обобщения проделанной работы, изучение писем и обращений граждан.
4. Организация контроля за ходом реализации
"Областной целевой Программы
"Старшее поколение" на 2002-2005 годы"
Управление реализацией Программы осуществляется управлением труда и социального развития администрации Калининградской области.
Реализация мероприятий, финансируемых за счет областного бюджета, осуществляется на основе договоров, заключаемых государственным заказчиком в установленном порядке с исполнителем программных мероприятий.
С учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств управление труда и социального развития администрации области проводит анализ затрат по программным мероприятиям, оценку механизма ее реализации по истечении срока действия. Объемы финансирования Программы уточняются и корректируются ежегодно при рассмотрении областного бюджета на предстоящий год.
Контроль за реализацией "Областной целевой Программы "Старшее поколение" на 2002-2005 гг." осуществляет государственный заказчик Программы - Управление труда и социального развития администрации Калининградской области. В качестве инструмента контроля за ходом исполнения предусматривается подготовка и предоставление годовых отчетов.
Кроме того, по окончании срока реализации Программы до 20.01.06 г. государственный заказчик представляет заместителю главы администрации области доклад о ее выполнении. Копия данного доклада также направляется в Главное управление по бюджету и финансам администрации Калининградской области.
<В редакции : Закон Калининградской области от 22 сентября 2003 года N 306 >
Приложение N 1
к Закону Калининградской области
"Об областной целевой Программе
"Старшее поколение"
на 2002-2005 годы"
<Приложение N 1 в редакции : Закон Калининградской области от 22 сентября 2003 года N 306 >
+---+------------------------+----------+----------------------------------+-----------------+