Выполнение мероприятий долгосрочной областной целевой программы "Развитие системы жилищного ипотечного кредитования населения Воронежской области на 2005 - 2010 годы"
2005 - 2009 годы | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | |||||||
по | факт | по | факт | по | факт | по | факт | по | факт | по | факт | |
Всего, млн. рублей | 1542,809 | 18806,609 | 118 | 471 | 197,8 | 2296,7 | 328,2 | 5919,4 | 401,25 | 7869,05 | 497,559 | 2250,459 |
в том числе по | ||||||||||||
Развитие | 38,0 | 36,0 | 5,0 | 3,0 | 6,0 | 6,0 | 7,0 | 7,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 |
Государственная | 137,609 | 137,709 | 1,0 | 1,0 | 5,0 | 5,0 | 24,8 | 24,9 | 49,25 | 49,25 | 57,559 | 57,559 |
Привлечение | 1367,2 | 18632,9 | 112,0 | 467 | 186,8 | 2285,7 | 296,4 | 5887,5 | 342,0 | 7809,8 | 430 | 2182,9 |
1.2. Развернутая постановка нерешенных проблем
1.2.1. Актуальность и значимость проблем, на решение которых будут направлены программные мероприятия
Основные проблемы, на смягчение которых направлена Программа, - это жилищная проблема и невозможность приобретения жилья большей частью населения ввиду низких доходов и высоких цен на жилье.
Купить жилье за счет текущих заработков и сбережений могут люди с высокими доходами, и этот фактор является источником социального напряжения в обществе. По данным статистики за 2009 год (предварительная оценка) среднедушевые денежные доходы в месяц свыше 25000 рублей имели всего 8,3% населения.
Возможность приобретения жилья зависит от распределения доходов и сбережений (накоплений) населения. Текущие и прогнозные доходы оказывают воздействие на будущую платежеспособность граждан, т.е. на возможность осуществлять обязательные платежи по кредиту, а сбережения определяют возможности домашних хозяйств по единовременной оплате стоимости приобретаемого жилья или оплате обязательного начального взноса.
При краткосрочном кредитовании доминирующую роль играют текущие доходы (значительный размер платежей по кредиту). В связи с этим необходимо активизировать работу финансовых механизмов, позволяющих гражданам улучшать жилищные условия не только за счет сбережений и текущих доходов, но и с учетом их будущей платежеспособности (возможность обслуживать кредит).
В связи с этим в числе первоочередных государственных задач определено формирование рынка доступного жилья с помощью развития ипотечного кредитования, позволяющего населению приобретать жилье с учетом будущих доходов. Разнообразные формы кредитования в сочетании с различными формами государственной поддержки (дотирование процентных ставок, субсидии на погашение части стоимости приобретаемого жилья) оказывают наибольшее влияние на сохранение платежного спроса населения на жилищном рынке.
Темпы и масштабы развития системы ипотечного жилищного кредитования определяются объективной экономической ситуацией в области, а также наличием необходимой нормативно-правовой базы и инфраструктуры.
Инфраструктура ипотечного рынка, включающая в себя кредитные, оценочные, страховые, риэлтерские организации, регистрационную и юридическую службы, в области сформирована. Федеральным агентством по ипотечному жилищному кредитованию сформированы стандарты процедуры выдачи, рефинансирования, сопровождения ипотечных кредитов и займов. Установлен порядок аккредитации участников вторичного рынка закладных. Развивается правовая нормативная база функционирования и финансового обеспечения системы жилищного ипотечного кредитования.
Однако финансовый кризис привел, как и в целом по России, к осложнению ситуации на рынке жилищной ипотеки в области. В 2009 году объемы ипотечного кредитования по области по сравнению с 2008 годом сократились более чем в 4 раза. Это обусловливает необходимость принятия мер по оживлению областного рынка жилья.
Рынок жилья в области в основном формируют средства частных инвесторов и средства населения вкупе с привлеченными кредитными ресурсами. Бюджетные средства участвуют в основном в виде различных мер государственной поддержки граждан в приобретении жилья.
Реализация Программы позволит смягчить жилищную проблему, активизировать рынок жилья и улучшить социальный климат в области за счет развития системы ипотечного жилищного кредитования, опирающейся на привлечение финансовых ресурсов граждан, коммерческих банков - кредиторов, инвесторов, и эффективное расходование средств государственного бюджета.
Таким образом, мероприятия Программы будут ориентированы на решение следующих приоритетных проблем:
1. Повышение доступности жилья, сохранение социальной функции жилищной ипотеки, смягчение жилищной проблемы в области.
2. Компенсация недостаточности бюджетного инвестирования жилищной сферы вовлечением в экономический оборот приватизированного жилья, сбережений населения и других внебюджетных финансовых ресурсов. Активизация рынка жилья, обеспечение реализации экономической роли ипотечного кредитования, оживление строительного комплекса.
3. Улучшение социального климата и демографической ситуации в области.
4. Формирование позитивного отношения населения к рынку жилья, повышение степени его доверия к государственным и коммерческим институтам.
Задача развития ипотечного жилищного кредитования является важной составной частью приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и остается одной из наиболее социально значимых.
В комплекс задач, определенных Программой по формированию в области рынка доступного для населения жилья, входит обеспечение жильем учителей общеобразовательных учреждений в возрасте до 35 лет.
(абзац дополнен постановлением правительства Воронежской области от 08.11.2012 N 1007 НГР RU36000201201193)
Невысокий уровень заработной платы, высокие банковские ставки по ипотечным кредитам не позволяют учителям самостоятельно приобрести жилье и улучшить свои жилищные условия. Возникает угроза текучести кадров в системе образования, падения престижности профессии учителя, снижения качества образования детей и юношества - потенциала общества.
(абзац дополнен постановлением правительства Воронежской области от 08.11.2012 N 1007 НГР RU36000201201193)
Основные проблемы, решение которых призвана обеспечить Программа, - это обеспечение жильем молодых учителей в системе общего образования с помощью льготной ипотеки и закрепление молодых кадров в общеобразовательных учреждениях города Воронежа, на сельских и городских территориях районов области.
(абзац дополнен постановлением правительства Воронежской области от 08.11.2012 N 1007 НГР RU36000201201193)