Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ЖИЛИЩНОГО ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ"

Таблица 1.4

Выполнение мероприятий долгосрочной областной целевой программы "Развитие системы жилищного ипотечного кредитования населения Воронежской области на 2005 - 2010 годы"


2005 - 2009 годы

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

по
 программе

факт

по
 программе

факт

по
 программе

факт

по
 программе

факт

по
 программе

факт

по
 программе

факт

Всего, млн. рублей

1542,809

18806,609

118

471

197,8

2296,7

328,2

5919,4

401,25

7869,05

497,559

2250,459

в  том  числе  по
 мероприятиям:

Развитие
 инфраструктуры
 жилищного  ипотечного
 кредитования

38,0

36,0

5,0

3,0

6,0

6,0

7,0

7,0

10,0

10,0

10,0

10,0

Государственная
 (областная)  поддержка
 системы  жилищного
 ипотечного
 кредитования

137,609

137,709

1,0

1,0

5,0

5,0

24,8

24,9

49,25

49,25

57,559

57,559

Привлечение
 дополнительных
 средств  в  систему
 жилищного  ипотечного
 кредитования

1367,2

18632,9

112,0

467

186,8

2285,7

296,4

5887,5

342,0

7809,8

430

2182,9

1.2. Развернутая постановка нерешенных проблем

1.2.1. Актуальность и значимость проблем, на решение которых будут направлены программные мероприятия

Основные проблемы, на смягчение которых направлена Программа, - это жилищная проблема и невозможность приобретения жилья большей частью населения ввиду низких доходов и высоких цен на жилье.

Купить жилье за счет текущих заработков и сбережений могут люди с высокими доходами, и этот фактор является источником социального напряжения в обществе. По данным статистики за 2009 год (предварительная оценка) среднедушевые денежные доходы в месяц свыше 25000 рублей имели всего 8,3% населения.

Возможность приобретения жилья зависит от распределения доходов и сбережений (накоплений) населения. Текущие и прогнозные доходы оказывают воздействие на будущую платежеспособность граждан, т.е. на возможность осуществлять обязательные платежи по кредиту, а сбережения определяют возможности домашних хозяйств по единовременной оплате стоимости приобретаемого жилья или оплате обязательного начального взноса.

При краткосрочном кредитовании доминирующую роль играют текущие доходы (значительный размер платежей по кредиту). В связи с этим необходимо активизировать работу финансовых механизмов, позволяющих гражданам улучшать жилищные условия не только за счет сбережений и текущих доходов, но и с учетом их будущей платежеспособности (возможность обслуживать кредит).

В связи с этим в числе первоочередных государственных задач определено формирование рынка доступного жилья с помощью развития ипотечного кредитования, позволяющего населению приобретать жилье с учетом будущих доходов. Разнообразные формы кредитования в сочетании с различными формами государственной поддержки (дотирование процентных ставок, субсидии на погашение части стоимости приобретаемого жилья) оказывают наибольшее влияние на сохранение платежного спроса населения на жилищном рынке.

Темпы и масштабы развития системы ипотечного жилищного кредитования определяются объективной экономической ситуацией в области, а также наличием необходимой нормативно-правовой базы и инфраструктуры.

Инфраструктура ипотечного рынка, включающая в себя кредитные, оценочные, страховые, риэлтерские организации, регистрационную и юридическую службы, в области сформирована. Федеральным агентством по ипотечному жилищному кредитованию сформированы стандарты процедуры выдачи, рефинансирования, сопровождения ипотечных кредитов и займов. Установлен порядок аккредитации участников вторичного рынка закладных. Развивается правовая нормативная база функционирования и финансового обеспечения системы жилищного ипотечного кредитования.

Однако финансовый кризис привел, как и в целом по России, к осложнению ситуации на рынке жилищной ипотеки в области. В 2009 году объемы ипотечного кредитования по области по сравнению с 2008 годом сократились более чем в 4 раза. Это обусловливает необходимость принятия мер по оживлению областного рынка жилья.

Рынок жилья в области в основном формируют средства частных инвесторов и средства населения вкупе с привлеченными кредитными ресурсами. Бюджетные средства участвуют в основном в виде различных мер государственной поддержки граждан в приобретении жилья.

Реализация Программы позволит смягчить жилищную проблему, активизировать рынок жилья и улучшить социальный климат в области за счет развития системы ипотечного жилищного кредитования, опирающейся на привлечение финансовых ресурсов граждан, коммерческих банков - кредиторов, инвесторов, и эффективное расходование средств государственного бюджета.

Таким образом, мероприятия Программы будут ориентированы на решение следующих приоритетных проблем:

1. Повышение доступности жилья, сохранение социальной функции жилищной ипотеки, смягчение жилищной проблемы в области.

2. Компенсация недостаточности бюджетного инвестирования жилищной сферы вовлечением в экономический оборот приватизированного жилья, сбережений населения и других внебюджетных финансовых ресурсов. Активизация рынка жилья, обеспечение реализации экономической роли ипотечного кредитования, оживление строительного комплекса.

3. Улучшение социального климата и демографической ситуации в области.

4. Формирование позитивного отношения населения к рынку жилья, повышение степени его доверия к государственным и коммерческим институтам.

Задача развития ипотечного жилищного кредитования является важной составной частью приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и остается одной из наиболее социально значимых.

В комплекс задач, определенных Программой по формированию в области рынка доступного для населения жилья, входит обеспечение жильем учителей общеобразовательных учреждений в возрасте до 35 лет.

(абзац дополнен постановлением правительства Воронежской области от 08.11.2012 N 1007 НГР RU36000201201193)

Невысокий уровень заработной платы, высокие банковские ставки по ипотечным кредитам не позволяют учителям самостоятельно приобрести жилье и улучшить свои жилищные условия. Возникает угроза текучести кадров в системе образования, падения престижности профессии учителя, снижения качества образования детей и юношества - потенциала общества.

(абзац дополнен постановлением правительства Воронежской области от 08.11.2012 N 1007 НГР RU36000201201193)

Основные проблемы, решение которых призвана обеспечить Программа, - это обеспечение жильем молодых учителей в системе общего образования с помощью льготной ипотеки и закрепление молодых кадров в общеобразовательных учреждениях города Воронежа, на сельских и городских территориях районов области.

(абзац дополнен постановлением правительства Воронежской области от 08.11.2012 N 1007 НГР RU36000201201193)