Действующий

Об областной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2004 год"

1. Обоснование необходимости разработки Программы


Программа разработана в соответствии с требованиями Положения о порядке разработки и реализации областных целевых программ, утвержденного постановлением администрации Воронежской области от 8 октября 2002 года N 863 "О порядке разработки и реализации областных целевых программ", рекомендациями Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту (пункт 1.6 протокола заседания указанной комиссии от 11 июня 2003 года N 1), Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" и на основании распоряжения администрации Воронежской области от 10 июля 2003 года N 1211-р "О разработке проекта областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2004 год".

Необходимость подготовки Программы и последующей реализации вызвана тем, что современная ситуация в России и области характеризуется неуклонным расширением незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, что представляет серьезную угрозу здоровью населения, экономике, правопорядку и безопасности области.

За последние пять лет количество лиц, состоящих на учете в ГУВД по линии незаконного оборота наркотиков, увеличилось более чем в 3 раза и составляет в настоящее время около 9,5 тыс. человек (1997 году - 2920 человек), при этом 7093 человека официально состоят на учете в органах здравоохранения Воронежской области.

По данным анкетирования, более 10% студентов-первокурсников и 3,2% старшеклассников употребляют наркотики, около 70% от общего количества наркоманов - молодые люди в возрасте до 30 лет, расширяется детская и подростковая наркомания.

Наркомания тесно связана с распространением ВИЧ-инфекции, гепатита "В" и "С". Поскольку более 90% больных наркоманией в Воронежской области страдают зависимостью от наркотиков опийной группы, которые применяются преимущественно внутривенно, данная проблема приобретает характер наркоэпидемии.

По мнению специалистов областной наркологической службы и социологических служб Воронежского государственного университета, на территории Воронежской области имеют опыт употребления наркотиков не менее 55 тысяч человек, а по оперативным данным правоохранительных органов эта цифра достигает 70 тысяч человек. Уровень заболеваемости наркоманией по области составляет 303 человека на 100 тысяч населения, что на 38% выше, чем в среднем по России.

По статистическим данным, в среднем по России ежегодная динамика заболеваемости наркоманией характеризуется приростом около 25%, а среди женщин - до 30%, в связи с чем очевидно, что распространение немедицинского употребления наркотиков представляет собой прямую угрозу безопасности не только Воронежской области, но и национальной безопасности в целом. Негативные последствия распространения наркомании проявляются в неуклонном ухудшении криминальной ситуации, снижении уровня здоровья населения в целом, и особенно среди молодежи, что в свою очередь повлечет за собой снижении возможности комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации и правоохранительных органов кадрами, снижения качества трудовых ресурсов. Прямое последствие описанных процессов - непосредственная угроза обороноспособности, общественной и экономической безопасности области и страны в целом.

В сравнении с 2000 годом заболеваемость хроническим алкоголизмом среди несовершеннолетних в Воронежской области увеличилась на 22%. Число пораженных наркоманией среди несовершеннолетних в области увеличилось за тот же период на 28%.

Количество несовершеннолетних, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения, увеличилось в 2002 году на 15% по сравнению с 2000 годом, отмечается устойчивый рост потребителей психоактивных веществ среди детей в возрасте до 14 лет (в 2002 году он составил 8,5% от всех потребителей в возрасте до 18 лет). По данным главного управления здравоохранения области, 90% потребляемых в области наркотических веществ - растительного происхождения, 7-8% потребляемых наркотических веществ составляют медицинские препараты: эфедрин, транквилизаторы. Употребление этих наркотиков получило наибольшую распространенность среди подростков и молодежи, проживающих в области центе и городах области.

На протяжении последних 5 лет ежегодно регистрируется большое количество преступлений, связанных с наркотиками. Однако существующая статистика в этой области не отражает реальную обстановку. По оценке российских и международных экспертов, реально выявляется не более 10-15% таких преступлений. В 2002 году было зарегистрировано 1351 преступление, связанное с незаконным оборотом наркотиков, из них 20, совершенных в составе организованных групп. За 5 месяцев 2003 года зарегистрировано уже 920 преступлений, связанных с незаконным обротом наркотиков, что в 1,6 раза выше по сравнению с аналогичным периодом 2002 года Отмечается значительный рост (в 1,8 раза) тяжких и особо тяжких преступлений данного вида. Устойчиво растет и количество преступлений, совершенных с целью получения средств для приобретения наркотиков.

Преступная среда, связанная с незаконным оборотом наркотических средств, консолидируется, усиливается ее организованность. Преступления и правонарушения в этой сфере приобретают массовый характер.

В области происходит интенсивная структурная перестройка нелегального рынка наркотиков. Высококонцентрированные и дорогостоящие опий, героин вытесняют маковую солому и марихуану.

Продолжается поступление наркотиков из сферы легального оборота на нелегальный рынок. Имеют место нарушения правил приобретения, хранения и реализации наркотиков.

Сложившееся положение явилось следствием:

Ослабления системы профилактики прступлений;

Недостатков в деятельности правоохранительных и контрольно-надзорных органов, прежде всего, в силу их разобщенности, оттока профессиональных кадров, нерешенности проблем материально-технического и финансового обеспечения

Все эти факторы сохраняются и сейчас, что дает повод прогнозировать развитие криминальной ситуации в сфере незаконного оборота наркотиков.

В ближайшей перспективе возможны:

Дальнейшая консолидация преступных наркогруппировок на территориальном и межрегиональном уровнях при одновременном разделе сфер влияния, в результате чего может быть установлен контроль наркоструктур за некоторыми отраслями экономики, включая финансовую сферу;

Расширение масштабов, повышение опасности, изощренности и дерзости преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, все большее использование в преступных целях специалистов различного профиля, усиление вооруженности и технической оснащенности преступников;

Возрастание тяжести и масштабов социально-экономических последствий немедицинского употребления наркотиков и их незаконного оборота, включая увеличение общего числа жертв наркомании, особенно в молодежной среде.

Тем не менее в области имеется потенциал для реализации мер целевого воздействия на преступность и контроля за нелегальным оборотом наркотиков.

Правоохранительные органы имеют опыт борьбы с наркопреступностью в новых социально-экономических условиях. В настоящее время идет их структурная перестройка в интересах решения таких задач.

Продолжается сбор и реализация оперативной информации о лидерах и активных членах организованных преступных наркогруппировок, а также об их связях.

Определены приоритетные направления и осуществляются меры по подрыву экономических основ организованной наркопреступности. Расширяются информационное обеспечение, межведомственное взаимодействие, международное сотрудничество в сфере борьбы с распространением наркотиков, в том числе с их контрабандой.

Практика реализации предыдущих программ по противодействию злоупотреблению наркотиками показала, что они являются эффективным инструментом комплексного решения на федеральном и областном уровнях указанных проблем.

В частности, создается единая межведомственная автоматизированная система сбора, анализа и обощения информации о фактах незаконного оборота наркотиков и причастных к нему лицах; совершенствуется процесс подготовки квалифицированных кадров в органах, ведущих борьбу с наркоманией и наркопреступностью; углубляется международное сотрудничество правоохранительных органов Воронежской и Луганской областей в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Первоочередными государственными задачами являются совершенствование структуры правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с незаконным оборотом наркотиков, укрепление их материально-технической базы, оснащение наркологических учреждений современным лабораторно-диагностическим оборудованием, совершенствование системы лечения и реабилитации лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков.