Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ"

4. Несоответствие школьной инфраструктуры современным условиям образовательного процесса


Одной из важнейших проблем системы образования является несоответствие школьной инфраструктуры современным условиям образовательного процесса.

На территории Воронежской области на сегодняшний день функционирует 81 учреждение образования областной формы собственности (школы-интернаты, учреждения начального, среднего, высшего профессионального образования) и 898 учреждений муниципальной формы собственности (школы).

Общий физический износ зданий учреждений образования областной и муниципальной формы собственности Воронежской области превышает 55%. Такой значительный процент износа зданий обусловлен не только отсутствием на протяжении многих лет проведения периодического комплексного и выборочного ремонта основных конструктивных элементов зданий и инженерных сетей, но и тем, что 28,89% зданий являются постройками до 1940 года, 61,48% - постройками до 1980 года и только 9,63% - постройками начала 1990-х годов.

Из 33 зданий школ-интернатов Воронежской области 46,9% учебных и спальных корпусов находятся в нетиповых приспособленных к общеобразовательному процессу зданиях.

Из-за недостаточного финансирования для проведения ремонта объектов учреждений образования, материально-техническая база учреждений образования безнадежно устаревает и приходит в негодность, вследствие чего более 65% всех объектов не соответствует современным требованиям, предъявляемым к организации учебного процесса. Несмотря на то, что в период с 2006 года по 2010 год наблюдается рост объемов финансирования на проведение ремонта, выделяемых денежных средств недостаточно для приведения объектов учреждений образования в соответствие СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" и нормам СНиП 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения".

Моральный и физический износ объектов учреждений образования - это не единственная проблема. В большинстве зданий инженерные и коммуникационные сети (канализация, водопровод, отопление, вентиляция, горячее водоснабжение) находятся в аварийном состоянии, а в некоторых отсутствуют. Не имеют центрального водопровода 70 общеобразовательных учреждений, 109 общеобразовательных учреждений не имеют централизованной канализации.

Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 19 октября 1999 года N 1683-р утверждена Методика определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры, где нормативная потребность в общеобразовательных учреждениях определяется на основе норматива числа мест в общеобразовательных учреждениях, рассчитываемого исходя из численности жителей поселений и жилых комплексов (85 мест на 100 детей в городе и 40 мест на 100 детей в сельской местности, при условии, что вторая смена составляет 10%).

При формировании перечня объектов нового строительства предпочтение отдавалось крупным населенным пунктам с развитой инфраструктурой и благоприятной демографической ситуацией. Кроме того, в данных населенных пунктах количество детей, обучающихся во вторую смену, составляет более 10% от общего числа обучающихся. В городском округе город Воронеж предусмотрено строительство новых общеобразовательных учреждений в густонаселенных районах города, где недостаточное количество общеобразовательных учреждений.

Строительство новых общеобразовательных учреждений в муниципальных образованиях позволит решить проблему организации современного процесса образования. Часть зданий общеобразовательных учреждений построены в конце 19-го и начале 20 века, не все общеобразовательные учреждения имеют спортивные залы и пищеблоки, что отрицательно сказывается на здоровье детей.

С помощью проведения реконструкции и капитального ремонта можно не только привести к надлежащему состоянию само здание, но и модернизировать его путем перепланировок, замены конструктивных элементов, восстановления или устройства нового внутреннего водопровода и канализации, устройства горячего водоснабжения, устройства центрального отопления взамен печного с приспособлением существующих помещений под котельную, монтажа котельной, замены кровли и др.

Планирование затрат на ремонт объектов учреждений образования играет огромную роль в эффективности использования государственных средств, выделяемых на развитие системы образования в целом и сохранение материально-технической базы сети образовательных учреждений в частности. Своевременно запланированные и вовремя проведенные проектно-изыскательские и ремонтно-строительные работы позволяют многократно сократить расходы на содержание и эксплуатацию зданий, строений и дворовых сооружений, необходимых для проведения учебного процесса, путем предвидения и недопущения возникновения аварий, разрушений, поломок, физического износа и необоснованных затрат, вызываемых простоями (по различным причинам) при производстве ремонтно-строительных работ.

Проблема 50-процентного физического износа материально-технической базы образовательных учреждений Воронежской области весьма неблагоприятно влияет на морально-психологическое состояние и здоровье обучающихся, тормозит общий образовательный процесс, что снижает качество образования и уровень успеваемости.

На объектах учреждений образования, физический износ которых составляет более 65%, при отсутствии ремонта возникнет угроза их выведения из учебно-воспитательного процесса и, как следствие, прекращение деятельности ряда учреждений образования. Это приведет к уплотнению и сокращению ученических мест, массовому нарушению санитарных требований к условиям обучения и проживания, в то время, когда немалая часть объектов учреждений образования находится в аварийном состоянии и требует реконструкции или строительства новых зданий. 38 учреждений областной и муниципальной областной формы собственности (школы, школы-интернаты, учреждения начального, среднего, высшего профессионального образования) сохраняют ветхость и аварийность.

Средства областного бюджета и бюджетов муниципальных образований, выделяемые на содержание объектов учреждений образования, в течение ряда лет покрывали затраты лишь на поддержание в рабочем состоянии объектов учреждений образования, а на модернизацию объектов учреждений образования и благоустройство окружающей среды выделение денежных средств не планировалось.

Осуществление программных мероприятий по капитальному ремонту позволит привести материально-техническую базу образовательных учреждений в соответствие современным требованиям к ведению образовательного процесса при условии достаточного финансирования, жесткого контроля за исполнением программы, постоянного мониторинга состояния объектов учреждений образования и своевременного предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.