Одной из важнейших проблем системы образования является несоответствие школьной инфраструктуры современным условиям образовательного процесса.
На территории Воронежской области на сегодняшний день функционирует 81 учреждение образования областной формы собственности (школы-интернаты, учреждения начального, среднего, высшего профессионального образования) и 898 учреждений муниципальной формы собственности (школы).
Общий физический износ зданий учреждений образования областной и муниципальной формы собственности Воронежской области превышает 55%. Такой значительный процент износа зданий обусловлен не только отсутствием на протяжении многих лет проведения периодического комплексного и выборочного ремонта основных конструктивных элементов зданий и инженерных сетей, но и тем, что 28,89% зданий являются постройками до 1940 года, 61,48% - постройками до 1980 года и только 9,63% - постройками начала 1990-х годов.
Из 33 зданий школ-интернатов Воронежской области 46,9% учебных и спальных корпусов находятся в нетиповых приспособленных к общеобразовательному процессу зданиях.
Из-за недостаточного финансирования для проведения ремонта объектов учреждений образования, материально-техническая база учреждений образования безнадежно устаревает и приходит в негодность, вследствие чего более 65% всех объектов не соответствует современным требованиям, предъявляемым к организации учебного процесса. Несмотря на то, что в период с 2006 года по 2010 год наблюдается рост объемов финансирования на проведение ремонта, выделяемых денежных средств недостаточно для приведения объектов учреждений образования в соответствие СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" и нормам СНиП 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения".
Моральный и физический износ объектов учреждений образования - это не единственная проблема. В большинстве зданий инженерные и коммуникационные сети (канализация, водопровод, отопление, вентиляция, горячее водоснабжение) находятся в аварийном состоянии, а в некоторых отсутствуют. Не имеют центрального водопровода 70 общеобразовательных учреждений, 109 общеобразовательных учреждений не имеют централизованной канализации.
Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 19 октября 1999 года N 1683-р утверждена Методика определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры, где нормативная потребность в общеобразовательных учреждениях определяется на основе норматива числа мест в общеобразовательных учреждениях, рассчитываемого исходя из численности жителей поселений и жилых комплексов (85 мест на 100 детей в городе и 40 мест на 100 детей в сельской местности, при условии, что вторая смена составляет 10%).
При формировании перечня объектов нового строительства предпочтение отдавалось крупным населенным пунктам с развитой инфраструктурой и благоприятной демографической ситуацией. Кроме того, в данных населенных пунктах количество детей, обучающихся во вторую смену, составляет более 10% от общего числа обучающихся. В городском округе город Воронеж предусмотрено строительство новых общеобразовательных учреждений в густонаселенных районах города, где недостаточное количество общеобразовательных учреждений.
Строительство новых общеобразовательных учреждений в муниципальных образованиях позволит решить проблему организации современного процесса образования. Часть зданий общеобразовательных учреждений построены в конце 19-го и начале 20 века, не все общеобразовательные учреждения имеют спортивные залы и пищеблоки, что отрицательно сказывается на здоровье детей.
С помощью проведения реконструкции и капитального ремонта можно не только привести к надлежащему состоянию само здание, но и модернизировать его путем перепланировок, замены конструктивных элементов, восстановления или устройства нового внутреннего водопровода и канализации, устройства горячего водоснабжения, устройства центрального отопления взамен печного с приспособлением существующих помещений под котельную, монтажа котельной, замены кровли и др.
Планирование затрат на ремонт объектов учреждений образования играет огромную роль в эффективности использования государственных средств, выделяемых на развитие системы образования в целом и сохранение материально-технической базы сети образовательных учреждений в частности. Своевременно запланированные и вовремя проведенные проектно-изыскательские и ремонтно-строительные работы позволяют многократно сократить расходы на содержание и эксплуатацию зданий, строений и дворовых сооружений, необходимых для проведения учебного процесса, путем предвидения и недопущения возникновения аварий, разрушений, поломок, физического износа и необоснованных затрат, вызываемых простоями (по различным причинам) при производстве ремонтно-строительных работ.
Проблема 50-процентного физического износа материально-технической базы образовательных учреждений Воронежской области весьма неблагоприятно влияет на морально-психологическое состояние и здоровье обучающихся, тормозит общий образовательный процесс, что снижает качество образования и уровень успеваемости.
На объектах учреждений образования, физический износ которых составляет более 65%, при отсутствии ремонта возникнет угроза их выведения из учебно-воспитательного процесса и, как следствие, прекращение деятельности ряда учреждений образования. Это приведет к уплотнению и сокращению ученических мест, массовому нарушению санитарных требований к условиям обучения и проживания, в то время, когда немалая часть объектов учреждений образования находится в аварийном состоянии и требует реконструкции или строительства новых зданий. 38 учреждений областной и муниципальной областной формы собственности (школы, школы-интернаты, учреждения начального, среднего, высшего профессионального образования) сохраняют ветхость и аварийность.
Средства областного бюджета и бюджетов муниципальных образований, выделяемые на содержание объектов учреждений образования, в течение ряда лет покрывали затраты лишь на поддержание в рабочем состоянии объектов учреждений образования, а на модернизацию объектов учреждений образования и благоустройство окружающей среды выделение денежных средств не планировалось.
Осуществление программных мероприятий по капитальному ремонту позволит привести материально-техническую базу образовательных учреждений в соответствие современным требованиям к ведению образовательного процесса при условии достаточного финансирования, жесткого контроля за исполнением программы, постоянного мониторинга состояния объектов учреждений образования и своевременного предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.