Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 июля 2010 года N 625

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ И АДАПТАЦИЯ ЛИЦ, ОСВОБОДИВШИХСЯ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ, В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ"

Утратило силу в соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 31.12.2013 N 1187 НГР RU36000201301595

Изменения:

Постановление правительства Воронежской области от 15.04.2011 N 294 НГР ru36000201100413

Постановление правительства Воронежской области от 13.04.2012 N 287 НГР Ru36000201200375

Постановление правительства Воронежской области от 22.03.2013 N 215 НГР Ru36000201300244

Во исполнение Поручения Президента Российской Федерации от 25 февраля 2009 года N Пр-444 о разработке и принятии программы по оказанию помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, и содействию их социальной реабилитации правительство Воронежской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Социальная реабилитация и адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в Воронежской области на 2011 - 2015 годы".

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя правительства Воронежской области Агапову Г.В.

Исполняющий обязанности

губернатора Воронежской области А.Н.ГАНОВ

Утверждена
постановлением
правительства Воронежской области
от 29.07.2010 N 625

ДОЛГОСРОЧНАЯ ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ И АДАПТАЦИЯ ЛИЦ, ОСВОБОДИВШИХСЯ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ, В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ"

(В редакции постановления правительства Воронежской области от 22.03.2013 N 215 НГР Ru36000201300244)

Паспорт долгосрочной областной целевой программы

(В редакции постановления правительства Воронежской области от 22.03.2013 N 215 НГР Ru36000201300244)


Наименование
 программы

Долгосрочная  областная  целевая  программа
 "Социальная  реабилитация  и  адаптация  лиц,
 освободившихся  из  мест  лишения  свободы,  в
 Воронежской области на 2011 - 2015 годы" (далее  -
 Программа)

Дата принятия решения
 о разработке Программы
 (наименование и номер
 соответствующего
 нормативного акта
 правительства
 Воронежской области)

Распоряжение правительства Воронежской области от
 19.01.2010  N  14-р  "Об  утверждении  концепции
 областной  целевой  программы  "Социальная
 реабилитация и адаптация  лиц,  освободившихся  из
 мест лишения свободы,  в  Воронежской  области  на
 2011 - 2015 годы"

Государственный
 заказчик - координатор
 Программы

Департамент  труда  и  социального  развития
 Воронежской области

Государственные
 заказчики Программы

Департамент  труда  и  социального  развития
 Воронежской  области,  управление  занятости
 населения  Воронежской  области,  департамент
 здравоохранения Воронежской  области,  департамент
 образования,  науки  и  молодежной  политики
 Воронежской области

Основной разработчик
 Программы

Департамент  труда  и  социального  развития
 Воронежской области

Цели и задачи Программы

Цель Программы - создание условий  для  социальной
 реабилитации и адаптации  лиц,  освободившихся  из
 мест лишения свободы, в Воронежской области.
 Снижение  степени  рисков  практики  поведения  в
 отношении ВИЧ-инфекции у  лиц,  освободившихся  из
 мест лишения свободы,  испытывающих  множественные
 проблемы объективного и субъективного характера  и
 нуждающихся в комплексном подходе к их решению.
 Для  достижения  поставленных  целей  необходимо
 решение следующих задач:  
 - социальное сопровождение лиц, освобождающихся из
 мест лишения свободы, в том  числе  осужденных  за
 правонарушения,  связанные  с  потреблением
 наркотиков;

 - предоставление временного жилья  (для  категории
 лиц, не имеющих такового  или  лишившихся  его  за
 период отбывания срока наказания);
 ! BR! - помощь в восстановлении утраченных документов;

 -  оказание  единовременной  материальной  помощи
 лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы;

 -  профориентация  и  содействие  в  обеспечении
 трудовой занятости  лиц,  освободившихся  из  мест
 лишения свободы, с учетом имеющихся у них  рабочих
 навыков и потребностей  регионального  и  местного
 рынков труда;

 -  профессиональное  обучение  и  переподготовка
 граждан,  не  имеющих  специальности  и  впервые
 выбирающих род занятия после освобождения из  мест
 лишения свободы;

 -  оказание  услуг  по  психологической  поддержке
 безработных граждан, относящихся к категории  лиц,
 освобожденных из мест лишения свободы;

 -  оказание  услуг  по  социальной  адаптации
 безработных граждан, относящихся к категории  лиц,
 освобожденных из мест лишения свободы;

 - оказание психологической поддержки лицам, трудно
 адаптируемым к условиям жизни на свободе  (имеющим
 психические  отклонения,  ВИЧ-инфекцию,  другие
 социально значимые заболевания или  освободившимся
 после длительного срока отбывания наказания);

 -  социальное  сопровождение  несовершеннолетних,
 освободившихся из воспитательных колоний,  и  лиц,
 не достигших 30-летнего возраста;

 - социальное  обслуживание  пожилых  и  малоимущих
 граждан;

 -  медико-социальное  сопровождение
 ВИЧ-инфицированных, освободившихся  из  учреждений
 исполнения наказаний;

 - реабилитация лиц, приобретших в  период  лишения
 свободы  инвалидность  и  социально  значимые
 заболевания;

 - укрепление связей медицинских и социальных служб
 с  государственными  и  негосударственными
 организациями,  а  также  содействие  развитию
 недостающих в области социальных и других сервисов

Важнейшие целевые
 индикаторы и
 показатели Программы

- 100-процентный охват лиц, отбывших  наказание  и
 обратившихся  за  содействием  по  оформлению
 утраченных документов, паспортов;

 -  увеличение  доли  трудоустроенных  лиц,
 освобожденных из мест лишения свободы (в процентах
 от числа обратившихся в органы службы занятости  -
 до 40% к 2015 году);

 - 100-процентный охват лиц, отбывших  наказание  и
 обратившихся в программу социального сопровождения
 (до-  и  послетестовое  консультирование,
 тестирование на ВИЧ,  вирусные  гепатиты  B  и  C,
 сифилис);

 - 100-процентный охват лиц, отбывших  наказание  и
 имеющих  диагноз  ВИЧ-инфекция  (диспансерное
 наблюдение в ГУЗ "Воронежский областной  центр  по
 профилактике и  борьбе  со  СПИД  и  инфекционными
 заболеваниями",  своевременное  назначение
 высокоактивной антиретровирусной терапии (ВААРТ  -
 по  показаниям),  социальное  сопровождение  для
 поддержания приверженности лечению)

Сроки и этапы
 реализации программы

В течение 2012 - 2015 годов.
 В один этап

Перечень мероприятий
 Программы

- Медицинская реабилитация лиц, освободившихся  из
 мест лишения свободы;

 - социальная реабилитация лиц,  освободившихся  из
 мест лишения свободы;

 - профессиональная реабилитация и  трудоустройство
 лиц, освободившихся из мест лишения свободы

Объемы и источники
 финансирования

Согласно прогнозам общий объем  финансирования  на
 реализацию Программы на 2011 - 2015 годы  составит
 34000,0 тыс. рублей (в ценах  2009  года),  в  том
 числе:
 на 2011 год -  9200,0  тыс.  рублей  (8200,0  тыс.
 рублей - областной  бюджет,  1000  тыс.  рублей  -
 внебюджетные источники), на 2012 год - 6200,0 тыс.
 рублей (6200,0 тыс. рублей - областной бюджет), на
 2013 год - 6200,0 тыс. рублей (6200,0 тыс.  рублей
 - областной бюджет), на 2014  год  -  6200,0  тыс.
 рублей (6200,0 тыс. рублей - областной бюджет), на
 2015 год - 6200,0 тыс. рублей (6200,0 тыс.  рублей
 - областной бюджет).  
 Источником  финансирования  Программы  являются
 средства  областного  бюджета  и  внебюджетные
 средства  общественных  организаций,
 специализирующихся  на  оказании  услуг  лицам,
 освободившимся из мест лишения свободы

Ожидаемые конечные
 результаты реализации
 Программы и показатели
 социально-экономической
 эффективности

Реализация Программы позволит:
 -  увеличить  количество  трудоустроенных  лиц,
 освободившихся из мест лишения свободы (с  23%  до
 40% в 2015 году);

 - создать (сохранить) 50 рабочих мест;

 -  увеличить  долю  лиц,  отбывших  наказание,
 обратившихся в программу социального сопровождения
 (до 100% в 2015 году).
 В  целом  реализация  Программы  по  Воронежской
 области позволит снизить социальную напряженность,
 социально  адаптировать  бывших  осужденных  к
 самостоятельной  жизни  в  обществе,  повысить
 качество  медицинского  обслуживания  больных
 ВИЧ-инфекцией,  туберкулезом  и  иными  социально
 значимыми заболеваниями.
 Социальный эффект от реализации Программы составит
 22988,73 тыс. рублей

1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом


Разработка Программы обусловлена необходимостью создания эффективной системы реабилитации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы.

Анализ состояния работы по социальной реабилитации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, профилактике рецидивной преступности показывает, что в этом направлении деятельности органов государственной власти существует еще много нерешенных проблем.

Социально-экономическая ситуация в условиях кризиса, рост числа потерявших работу, недостаточный уровень занятости населения, конкуренция на рынке труда, непривлекательность в качестве рабочей силы бывших осужденных и лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, отсутствие необходимых документов (паспорт, медицинский полис, ИНН и т.д.), утрата социальных навыков, неудовлетворительное состояние здоровья, социально значимые заболевания: ВИЧ-инфекция, туберкулез, наркотическая и алкогольная зависимость, вирусные гепатиты и т.д. усугубляют проблему ресоциализации указанных лиц.

В настоящее время в местах лишения свободы Российской Федерации содержится около 900 тысяч человек. Ежегодно освобождается примерно четверть миллиона, из которых от 40 до 70 процентов вскоре возвращаются обратно. Заболевания, отсутствие работы, документов, профессии, жилья, средств к существованию и социальных навыков являются основными причинами повторных преступлений после освобождения.

Воронежская область не является исключением. На ее территории функционирует 12 учреждений, непосредственно исполняющих наказание в виде лишения свободы, в которых находятся около 10 тысяч осужденных.

Ежегодно из мест лишения свободы в Воронежской области освобождается около 3 тысяч человек, большинство из них страдают тем или иным видом зависимости: алкогольной или наркотической, являются ВИЧ-инфицированными, имеют различные социально значимые заболевания. Исходя из цифр статистики, от 1200 до 2100 человек вернутся обратно.

Ежегодно из мест лишения свободы (далее - МЛС) в область прибывает в среднем 180 человек больных активным туберкулезом, из них 45% - больные с множественной лекарственной устойчивостью, что составляет 80 человек. Все прибывшие больные нуждаются в проведении комплексного лечения в условиях стационара (продолжительность стационарного лечения - 6 месяцев) с последующим проведением амбулаторного лечения (продолжительность амбулаторного лечения - 12 месяцев).

Пребывание в учреждениях УИН ослабляет защитные силы организма, подрывает иммунитет, человек становится легко восприимчивым к инфекциям и, находясь в тесном контакте с больным, может заразиться накануне освобождения и быть источником инфекции в обществе.

Распространенность среди лиц, содержащихся в местах лишения свободы, заболеваний туберкулезом и других социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, значительно осложняет эпидемиологическую ситуацию в области. В связи с этим необходимо проведение комплекса диагностических мероприятий по раннему выявлению заболеваний и своевременному их лечению.

Постоянно растет число обращений освободившихся лиц в службу занятости населения. Так, в 2008 году обратились 129 человек, в 2009 году - 281 человек. В то же время многие из ранее осужденных не обращаются в центры занятости населения по причине низкого уровня профессиональной и трудовой подготовки. Утрата навыков профессии за время отбывания наказания в местах лишения свободы не позволяет им конкурировать с законопослушными гражданами в вопросах трудоустройства. Работодатели не желают принимать на работу лиц с ВИЧ-инфекцией и другими социально значимыми заболеваниями, с криминальным прошлым. Не найдя работу, лица данной категории вновь совершают преступления и правонарушения.

Зачастую невозможность трудоустройства обусловлена отсутствием необходимых документов, отсутствием регистрации, т.к. по прежнему месту жительства человек снят с регистрационного учета. Отсутствие паспорта, медицинского полиса препятствует обращению за медицинской помощью. Длительное отсутствие в социуме (пребывание в МЛС) приводит к нарушению понимания реалий текущего времени.

Таким образом, социальное неблагополучие данной категории лиц является одной из основных причин совершения ими новых преступлений.

Целевые группы лиц, освобожденных из мест лишения свободы и нуждающихся в социальной реабилитации и адаптации, неоднородны, можно выделить:

- лиц, имеющих после освобождения элементарные бытовые и материальные проблемы, требующие безотлагательного решения (отсутствие документов, жилья, средств существования, проблемы со здоровьем (ВИЧ-инфекция, наркомания и другие социально значимые заболевания) и др.);

- лиц, не имеющих острых бытовых или материальных проблем, но нуждающихся в психологической поддержке, ресоциализации и повышении уровня мотивации к занятости как одной из эффективных мер профилактики рецидивной преступности.

К причинам, не позволяющим лицам, освободившимся из мест лишения свободы, самостоятельно решить вопрос с трудовым и бытовым устройством, следует отнести отсутствие у многих из них общегражданского паспорта.

К основным факторам, определяющим недостаточный уровень социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, в Воронежской области следует отнести:

- отсутствие документов;

- наличие хронических заболеваний;

- отсутствие необходимой профессиональной подготовки освободившихся;

- недостаточный уровень информации у работодателей об освободившихся, в том числе об их профессиональной подготовке, образовании, прежних местах работы, состоянии здоровья;

- отсутствие социальных навыков;

- сложность получения консультативной и другой помощи.

Среди лиц, освободившихся из мест лишения свободы, определенную долю составляют несовершеннолетние граждане. Выпуск подростков из мест лишения свободы и учебно-воспитательных учреждений закрытого типа должен сопровождаться мероприятиями, направленными на адаптацию подростка в обществе: возвращением необходимых возможностей и способностей, восстановлением связи с близкими родственниками, предоставлением комплекса услуг различными специалистами (юристами, педагогами, психологами, воспитателями, духовенством). При этом актуальным является соблюдение прав и свобод несовершеннолетнего в ходе ресоциализационного процесса.

Программный метод реализации задач социальной реабилитации осужденных представляется эффективным, так как предусматривает системность, преемственность, организацию совместной деятельности участвующих субъектов и прогнозируемые результаты.

Важными условиями реализации Программы являются координация усилий всех заинтересованных ведомств и общественных организаций в функционировании единой системы социальной реабилитации, и прежде всего организация преемственности усилий, начиная с нахождения осужденного в местах лишения свободы. В системе социального сопровождения большую роль играет партнерство организаций, вовлеченных в оказание медико-социальной помощи представителям уязвимых групп.

Программа направлена на решение острой социальной проблемы адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, в гражданском обществе. Эта проблема носит постоянный характер и не может решаться в пределах одного финансового года, поэтому предусматривается планомерное проведение долгосрочных мероприятий, направленных на оказание всесторонней помощи данной категории лиц.

Альтернативой программно-целевому методу является нормативно-правовой метод. Особенностью нормативно-правового метода является то, что он устанавливает общие принципы и закономерности государственной поддержки граждан. Данный подход не рассматривает конкретные мероприятия и не учитывает особенности их реализации. В отличие от него программно-целевой метод позволяет конкретизировать мероприятия, закрепить их выполнение за конкретными исполнителями и проконтролировать их реализацию.

Программно-целевой метод позволяет комплексно подойти к решению проблемы, обеспечить наиболее рациональную концентрацию финансовых, материальных, трудовых и прочих ресурсов по приоритетным направлениям оказания социальной поддержки лицам, освободившимся из мест лишения свободы.

Вместе с тем достижению поставленных задач могут помешать риски, связанные с нестабильностью социально-экономического развития региона, недостаточным объемом бюджетных средств, направляемых на указанные цели.

К наиболее серьезным рискам можно отнести недостаточную гибкость и адаптируемость Программы к изменениям в организации и деятельности органов государственной власти, трудности с координацией работ и особенно зависимость результатов совместных работ от объемов и порядка финансирования.

Внедрение в систему программных действий должных мер контроля, анализа и оценки минимизирует риски неэффективного расходования финансовых ресурсов и недостижения намеченных целевых показателей. В совокупности это свидетельствует об очевидных преимуществах программно-целевого метода по сравнению с остальными, что подтверждается практикой реализации областных целевых программ.

Возможны два варианта реализации Программы.

Первый вариант предусматривает выполнение всех программных мероприятий и финансирование Программы в полном объеме, что позволит достичь запланированных целевых индикаторов и показателей реализации Программы к концу 2015 года.

Второй вариант предусматривает реализацию Программы с уменьшенным объемом финансирования (от 70 до 90 процентов заявленного объема финансирования). Сокращение финансирования Программы приведет к реализации части мероприятий Программы не в полном объеме. В результате при сохранении намеченной тенденции в период реализации Программы не будет обеспечено достижение целевых индикаторов и показателей по планируемому численному значению.

В случае уменьшения общего объема финансирования Программы средства областного бюджета будут направлены в первую очередь на поддержку общественных, некоммерческих организаций, занимающихся реабилитацией и адаптацией лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

Анализ вариантов решения проблемы показывает, что наиболее предпочтительным по соотношению затрат и устойчивости к возможным рискам является вариант решения проблемы, предусматривающий финансирование Программы в полном объеме. Способом ограничения финансового риска является ежегодная корректировка программных мероприятий и показателей в зависимости от достигнутых результатов.

По мере реализации мероприятий Программы, поступления обоснованных предложений, направленных на улучшение оказания помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, и содействия их социальной реабилитации и адаптации, допускается внесение изменений в Программу в установленном порядке.

2. Основные цели и задачи Программы


Целями Программы является создание условий для социальной реабилитации и адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и сокращение факторов, способствующих рецидивной преступности в Воронежской области, контроль и снижение степени поведенческих рисков в отношении рецидива преступлений, ВИЧ-инфекции у лиц, освободившихся из мест лишения свободы, испытывающих множественные проблемы объективного и субъективного характера и нуждающихся в комплексном подходе к их решению.

Достижение цели Программы предусматривает решение ряда задач:

- социальное сопровождение лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, в том числе осужденных за правонарушения, связанные с потреблением наркотиков;

- предоставление временного жилья (для категории лиц, не имеющих такового или лишившихся его за период отбывания срока наказания);

- помощь в восстановлении утраченных документов;

- профориентация и содействие в обеспечении трудовой занятости освободившихся из мест лишения свободы с учетом имеющихся у них рабочих навыков и потребностей регионального и местного рынков труда;

- профессиональное обучение и переподготовка граждан, не имеющих специальности и впервые выбирающих род занятия после освобождения;

- оказание услуг по психологической поддержке безработных граждан, относящихся к категории лиц, освобожденных из мест лишения свободы;

- оказание услуг по социальной адаптации безработных граждан, относящихся к категории лиц, освобожденных из мест лишения свободы;

- профилактика рецидивной преступности;

- оказание психологической поддержки лицам, трудно адаптируемым к условиям свободы (имеющим психические отклонения, ВИЧ-инфекцию, другие социально значимые заболевания или освободившимся после длительного срока отбывания наказания);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»