Баланс производства и потребления электроэнергии в Воронежской области
млн. кВт/час
2006 год | 2007 год | 2008 год | |
Выработано электроэнергии | 14606,5 | 12503,6 | 14061,3 |
Получено электроэнергии из-за пределов области | 7782,4 | 11012,9 | 11060,5 |
Отпущено электроэнергии за пределы области | 13009,3 | 13818,7 | 15176,2 |
Потреблено электроэнергии - всего | 9379,6 | 9697,8 | 9945,6 |
в том числе: | |||
добыча полезных ископаемых | 90,4 | 94.5 | 96,2 |
обрабатывающие производства | 2249,2 | 2165,1 | 2217,8 |
производство и распределение электроэнергии, | 2378,7 | 1495,1 | 1681,4 |
В соответствии с балансом производства и потребления электроэнергии в Воронежской области в регионе ежегодно производится около 14 млрд. кВт/час электроэнергии, потребляется более 9 млрд. кВт/час, или 2,7% от общего потребления электроэнергии в России. В то же время потери электроэнергии в электросетях в процентном отношении от объема ее потребления составляют от 12,8% до 13,6%, или около 1,3 млрд. кВт/час в год, то есть близки к объемам потребления энергии населением Воронежской области (около 1,7 млрд. кВт/час в год).
В ближайшее время ценовая политика государства предусматривает рост цен на топливо-энергетические ресурсы. Согласно информационно-аналитическому докладу агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике "Функционирование и развитие электроэнергетики Российской Федерации в 2007 году" прогнозируется рост объемов потребления энергоресурсов во всех сферах народного хозяйства, в социальной сфере, населением. Как следствие, стоимость основных для Воронежской области топливно-энергетических ресурсов будет расти до 2015 года темпами, в 2 - 3 раза превышающими инфляцию, что приведет к снижению конкурентоспособности хозяйствующих субъектов.
Это тем более актуально, что в своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент РФ прямо указывает, что повышение энергоэффективности, переход к рациональной модели потребления ресурсов является приоритетом в модернизации нашей экономики.
Во исполнение п. 2 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам расширенного заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации 2 июля 2009 года N Пр-1802-ГС разработана и утверждена постановлением правительства Воронежской области от 13.11.2009 N 975 комплексная программа мер по повышению энергетической эффективности региональной экономики и сокращению энергетических издержек в Воронежской области в 2010 году, основной целью которой является обеспечение стабильного функционирования экономики, снижение затрат энергоресурсов на производство конкурентоспособной высокотехнологичной продукции в Воронежской области.
1.2. Факторы, препятствующие развитию энергосбережения в промышленности Воронежской области:
Сложившаяся ситуация в промышленном комплексе области во многом предопределена возрастанием объема условно-постоянных расходов, повлиявшим на ухудшение финансовых результатов деятельности предприятий и соответственно на объемы собственных средств, направляемых на разработку и внедрение энергосберегающих программ и проектов.
Для повышения эффективности производства, увеличения его объемов и выпуска конкурентоспособной продукции необходимо снижение энергозатрат на производство промышленными предприятиями продукции. Однако только за счет внутренних ресурсов предприятий обеспечение внедрения в производство наукоемкой энергосберегающей продукции является достаточно проблематичным. Получение долгосрочных кредитов на реализацию энергоэффективных проектов осложняется неустойчивым финансовым состоянием хозяйствующих субъектов, жесткой кредитной политикой коммерческих банков, дороговизной заемных ресурсов.
Другим существенным фактором является отсутствие достоверной и доступной всем заинтересованным предприятиям и организациям, работающим на территории области, информации о разрабатываемых и (или) находящихся в процессе внедрения перспективных энергосберегающих программах и проектах. В результате нарушается взаимосвязь между отдельными этапами инновационного цикла от рождения идеи до успешной коммерческой реализации конечного продукта на рынке.
Низкими темпами осуществляется установка на предприятиях и в организациях современных приборов учета и контроля энергоресурсов. И это несмотря на то, что установка, например, теплосчетчиков нового образца позволяет сократить расходы предприятия на 16%.
Пока не нашло широкого применения тепловизионное обследование предприятий и организаций. Не решены вопросы внедрения законченных разработок в области энергосбережения, в том числе заемных.
В связи с вышеперечисленными проблемами большое количество идей, энергоэффективных проектов так и не доходят до стадии своей коммерческой реализации. Исходя из сказанного выше возникает необходимость разработки и осуществления последовательной государственной (областной) поддержки энергосбережения в промышленности Воронежской области, которая обусловлена:
- фактическим исчерпанием экстенсивных факторов развития промышленного комплекса области;
- усилением как международной конкуренции, так и конкуренции на внутренних рынках России;
- необходимостью оптимизации затрат на производство и реализацию продукции на промышленных предприятиях Воронежской области посредством проведения энергосберегающих мероприятий.
Для решения вышеуказанной проблемы требуется осуществление комплекса мер в сфере энергоэффективности и энергосбережения, которые будут осуществляться в рамках настоящей ведомственной целевой программы.
2. Цели и задачи программы
Основная цель: создание благоприятных условий для эффективного использования энергетических ресурсов в промышленности Воронежской области.
Основные задачи:
- оптимизация энергопотребления в промышленности;
- использование альтернативных источников энергии в промышленности;
- разработка и внедрение новых энергосберегающих технологий;
- рост объемов производства энергосберегающей продукции (оказания услуг);
- привлечение значительных объемов инвестиций для реализации энергосберегающих проектов на предприятиях области.
В программе сформированы конкретные направления реализации энергосберегающей политики в промышленности Воронежской области. Программа призвана стать комплексным инструментом проведения в жизнь энергосберегающей политики в регионе, основанной на совершенствовании технологии и структуры снижения потерь при рациональном использовании энергии в промышленности. Энергосбережение предусматривает совокупность краткосрочных и долгосрочных мероприятий, целенаправленно реализующих экономию энергии всех видов.