Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2007 - 2015 ГОДЫ"

Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА


Основополагающей задачей развития Воронежской области является создание условий для роста благосостояния населения. Сохранение и улучшение физического и духовного здоровья граждан в значительной степени способствует решению указанной задачи.

Физическая культура и спорт являются уникальными средствами воспитания физически и морально здоровых людей. Многочисленными исследованиями установлено, что занятия физической культурой и спортом оказывают позитивное влияние практически на все функции и системы организма, являются мощным средством профилактики заболеваний, способствуют формированию морально-волевых и гражданских качеств личности.

Особенно острыми проблемами, сдерживающими развитие физической культуры и спорта в Воронежской области и требующими неотложного решения, являются:

- недостаточное привлечение населения, особенно социально незащищенных слоев, к регулярным занятиям физической культурой (в Воронежской области - 10,5%, в Рязанской - 9,2%, в Курской - 8,3%, в Ярославской - 9,8%, в Российской Федерации - около 11%) и снижение их активности;

- несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта задачам развития физической культуры и спорта;

- нехватка профессиональных тренерских кадров;

- отсутствие потребности в активных занятиях физической культурой и спортом и осознанной необходимости здорового образа жизни.

Вышеуказанные проблемы обусловлены следующими факторами:

- отсутствием правовой и нормативной базы физической культуры и спорта, направленной на коренное улучшение и повышение эффективности средств физической культуры и спорта в решении государственных проблем и реализации государственной политики в области физической культуры и спорта;

- недостаточно эффективным взаимодействием между общественными спортивными организациями и исполнительными органами власти муниципальных образований;

- снижением вклада научных и образовательных учреждений в развитие физической культуры, спорта высших достижений, в подготовку и переподготовку специалистов;

- недостаточным финансированием физической культуры и спорта (в Воронежской области на душу населения приходится 112,7 рубля, в Российской Федерации - около 169,5 рубля);

- низким уровнем материально-финансового обеспечения спортивных образовательных учреждений, включая зарплату тренеров и специалистов;

- отсутствием в достаточном количестве необходимого спортивного инвентаря и оборудования на спортивных объектах для занятий массовой физической культурой и спортом;

- сокращением, а на многих предприятиях и учреждениях отсутствием специалистов по физической культуре и спорту, работающих в трудовых коллективах, особенно в сельской местности;

- ухудшением условий учебы, труда, отдыха и состояния окружающей среды, качества и структуры питания, увеличением чрезмерных стрессовых нагрузок;

- низкими темпами строительства, ремонта и реконструкции объектов физкультурно-оздоровительного и спортивного назначения; использованием не по назначению и продажей спортивных и оздоровительных объектов, находящихся в собственности предприятий и организаций;

- отсутствием у инвесторов заинтересованности для финансирования спорта и физической культуры;

- недостаточной пропагандой на региональном уровне ценностей физической культуры и спорта как составной части здорового образа жизни в средствах массовой информации, особенно на телевидении.

Спортивная база, имеющаяся в Воронежской области, не отвечает современным требованиям. Около половины спортивных сооружений являются приспособленными. С момента ввода зданий в эксплуатацию капитальный ремонт в них не проводился, в настоящее время они пришли в негодность и требуют ремонта. Дальнейшая эксплуатация многих сооружений небезопасна для детей. Технические возможности многих спортсооружений не удовлетворяют потребностям районов по своей мощности.

В 2004 и 2005 годах уменьшилось число спортивных сооружений по причине их закрытия из-за физического износа зданий либо объединения малокомплектных сельских общеобразовательных школ в связи с уменьшением рождаемости. Спортивные и оздоровительные объекты, находящиеся в собственности предприятий и организаций, используются не по назначению и продаются.

Из-за низких темпов строительства, ремонта и реконструкции объектов физкультурно-оздоровительного и спортивного назначения по-прежнему низкой остается обеспеченность населения Воронежской области плоскостными сооружениями (спортивными площадками, силовыми городками, хоккейными коробками, футбольными полями, стадионами) - 42%, спортивными залами - 41%, бассейнами - всего 2% от нормы (расчет произведен в соответствии с Методикой определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры, одобренной распоряжением Правительства РФ от 19.10.1999 N 1683-р).

Современное состояние материально-технической базы характеризуется следующими основными факторами и тенденциями:

- имеющейся широко разветвленной сетью государственных и муниципальных учреждений социальной сферы с низкой фондовооруженностью и устаревшим оборудованием;

- сокращением числа этих учреждений вследствие как структурных изменений отраслей, так и ограниченности финансовых средств на их содержание и поддержание материально-технической базы;

- снижением объемов капитальных вложений в социальную сферу, замедлением темпов ввода объектов в эксплуатацию, ростом незавершенного строительства;

- низкой обеспеченностью общеобразовательных и детско-юношеских спортивных школ спортивным инвентарем и оборудованием (20 - 35 процентов от необходимого минимума).

В 2003 году обозначилась самая серьезная в отрасли проблема нехватки физкультурно-спортивных кадров: