Недействующий

ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 декабря 2007 года N 1152-IV-ОД

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "Содействие занятости населения Воронежской области на 2008-2011 годы"

Утратило силу постановлением Воронежской областной Думы от 24.12.2009 N 2063-IV-ОД НГР ru36000200900823

В соответствии с постановлением Воронежской областной Думы от 22 апреля 2004 года N 824-Ш-ОД "О Регламенте Воронежской областной Думы", рассмотрев областную целевую программу "Содействие занятости населения Воронежской области на 2008-2011 годы", внесенную губернатором Воронежской области, Воронежская областная Дума постановляет:

1. Утвердить областную целевую программу "Содействие занятости населения Воронежской области на 2008-2011 годы" (далее - программа) согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Финансирование мероприятий программы осуществлять в пределах средств, предусмотренных законом Воронежской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

3. Контроль за расходованием бюджетных средств в рамках программы возложить на председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области Дубикова А.Ф.

4. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.

5. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.

Председатель областной Думы В.И.Клчников

Приложение
к постановлению
Воронежской областной Думы
от 19.12.2007 N 1152-IV-ОД

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008 - 2011 ГОДЫ"

Паспорт областной целевой программы "Содействие занятости населения Воронежской Области на 2008 - 2011 годы"


Перечень характеристик

Содержание

Наименование программы

Областная целевая программа "Содействие
 занятости населения Воронежской области на
 2008 - 2011 годы" (далее - программа)

Дата принятия решения о
 разработке программы, дата
 ее утверждения
 (наименование и номер
 соответствующего
 нормативного акта)

Распоряжение администрации Воронежской
 области от 23.08.2007 N 634-р "О
 разработке областной целевой программы
 "Содействие занятости населения
 Воронежской области на 2008 - 2011 годы"

Государственный заказчик

Главное управление государственной службы
 занятости населения Воронежской области

Основной разработчик
 программы

Главное управление государственной службы
 занятости населения Воронежской области

Цель и задачи программы

Цель:
 повышение эффективности занятости
 населения и сбалансированности рынка труда
 Воронежской области в целом и ее
 территориальных образований.
 Задачи:
 сдерживание роста регистрируемой
 безработицы в пределах 2,5 процента на
 основе совершенс твования активных
 направлений содействия занятости, политики
 перераспределения нерегистрируемой
 безработицы в регистрируемый сектор рынка
 труда;

 обеспечение уровня трудоустройства ищущих
 работу граждан не менее 66 процентов от
 состоящих на учете;

 более полное и качественное удовлетворение
 спроса работодателей на рабочую силу, в
 том числе за счет обеспечения
 заполняемости не менее 58 процентов
 заявленных в районные центры занятости
 населения вакансий;

 совершенствование качества и структуры
 профессиональной подготовки,
 переподготовки и повышения квалификации
 безработных;

 внедрение новых форм работы с отдельными
 социально-демографическими категориями
 граждан, испытывающих трудности в поиске
 работы, в том числе психологического
 характера

Важнейшие целевые
 индикаторы и показатели

1) снижение уровня безработицы на полном
 рынке труда с 5,3 процента до 5 процентов;
 2) повышение сдерживания роста уровня
 безработицы с 3,5 процента до 3,6
 процента;

 3) увеличение удельного веса граждан,
 обратившихся в службу занятости, по
 отношению к экономически активному  
 населению Воронежской области с 36
 процентов до 41 процента;

 4) повышение удельного веса граждан,
 трудоустроенных при участии службы
 занятости с 60 процентов до 66 процентов;

 5) обеспечение заполняемости заявленных в
 службу занятости вакансий с 52 процентов
 до 58 процентов

Сроки и этапы реализации
 программы

2008 - 2011 годы.
 Программа реализуется в один этап

Перечень основных  
 мероприятий

1) организация временного трудоустройства
 безработных граждан;

 2) оказание содействия самозанятости
 безработным гражданам;

 3) организация временного трудоустройства
 несовершеннолетних граждан в возрасте от
 14 до 18 лет;

 4) информирование населения и
 работодателей о положении на рынке труда,
 включая организацию ярмарок вакансий и
 учебных рабочих мест;

 5) социальная адаптация безработных
 граждан на рынке труда;

 6) профессиональная подготовка,
 переподготовка, повышение квалификации
 безработных граждан;

 7) профессиональная ориентация населения и
 психологическая поддержка безработных
 граждан;

 8) социальная поддержка безработных
 граждан;

 9) реконструкция государственного
 учреждения центра занятости населения  
 Богучарского муниципального района

Объемы и источники
 финансирования

Общие затраты на реализацию программы
 составляют 1691561,9 тыс. рублей, из них:
 федеральный бюджет - 1465646,4 тыс.
 рублей, областной бюджет - 55444,0 тыс.
 рублей, внебюджетные источники - 170471,6
 тыс. рублей.
 В том числе по годам (тыс. рублей):
 2008 год - 408707,7 (федеральный бюджет -
 360641,7;
областной бюджет - 8950,0;

 внебюджетные источники - 39116,0;

 2009 год - 431215,8 (федеральный бюджет -
 370214,7;
областной бюджет - 19538,0;

 внебюджетные источники - 41463,1);

 2010 год - 414441,3 (федеральный бюджет -
 357562,0;
областной бюджет - 13136,0;

 внебюджетные источники - 43743,3);

 2011 год - 437197,1 (федеральный бюджет -
 377228,0;
областной бюджет - 13820,0;

 внебюджетные источники - 46149,2)

Ожидаемые конечные
 результаты реализации
 программы и показатели
 социально-экономической
 эффективности

Реализация программы позволит:
 оказать содействие в трудоустройстве не
 менее 320 тыс. чел.;

 обеспечить возможность участия в
 общественных работах не менее 32 тыс.
 чел.;

 оказать различные виды информационных
 услуг не менее 800 тыс. чел.;

 оказать содействие в трудоустройстве на
 временные рабочие места не менее 47 тыс.
 несовершеннолетних граждан в возрасте от
 14 до 18 лет;

 направить на профессиональное обучение
 11,2 тыс. безработных граждан с целью
 последующего их трудоустройства;

 провести профориентационную работу с 272
 тыс. чел.;

 оказать социальную поддержку не менее 288
 тыс. безработных граждан.
 Экономический эффект от реализации
 программы составит 3,6 млрд. рублей, в том
 числе социальный эффект - 2,2 млрд.
 рублей, бюджетный эффект - 1,4 млрд.
 рублей. Срок окупаемости - 1 год

Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА


В 2005 - 2007 годах в Воронежской области продолжилось закрепление тенденции экономического роста. Валовой региональный продукт имеет положительную динамику, растут выплаты социального характера, начисленная среднемесячная заработная плата работающего, реальные доходы населения. Снижение общей безработицы сопровождается перетеканием ее в регистрируемый сектор рынка труда. Одновременно среди ищущих работу при содействии службы занятости растет доля лиц, испытывающих трудности в поиске работы, не нацеленных на активный поиск вариантов занятости. Каждый четвертый безработный гражданин уволен с предприятия в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников. Удельный вес граждан, нуждающихся в специальных мерах содействия занятости, превысил 70 процентов.

Анализ социально-экономического положения Воронежской области и тенденций его развития позволяют выделить основные проблемы регионального рынка труда, смягчение которых требует усилий службы занятости и ее социальных партнеров.

В числе первых - проблемы, актуальность которых не снижается в течение последних лет. К ним относятся:

сохранение, а в ряде случаев и усиление несоответствий профессионально-квалификационной и территориальной структуры спроса на рабочую силу и ее предложения;

дальнейшее усложнение структуры безработных граждан, увеличение среди них доли лиц, не имеющих профессионального опыта, с низкими трудовыми мотивациями;

сохраняющийся на предприятиях и в организациях дефицит квалифицированной рабочей силы, усиливающийся влиянием начавшейся модернизации производства;

стабильно высокая востребованность безработными гражданами профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, эффективное удовлетворение которых требует совершенствования профессиональной структуры и механизмов профобучения, а также его финансирования;

сохранение на рынке труда дискриминации при трудоустройстве молодежи, не имеющей опыта работы, женщин с малолетними детьми и инвалидов.

С другой стороны, в ряду новых проблем наиболее значимыми являются:

увеличение среди ищущих работу и безработных граждан доли уволенных в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников;

рост среди клиентов службы занятости доли проблемных категорий, нуждающихся в особых мерах поддержки и содействия в поиске работы (освобожденных из мест лишения свободы, молодежи, не имеющей профессионального образования, межтерриториальных мигрантов и др.);

ужесточение требований работодателей к качеству рабочей силы;

трудоустройство лиц, претендующих на прохождение альтернативной гражданской службы.

Стратегией социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу обозначены следующие приоритетные направления:

создание условий для долгосрочного роста конкурентоспособности экономики Воронежской области;

формирование основы для долговременной капитализации человеческого потенциала территории;

проектирование сбалансированного пространства развития Воронежской области;

повышение эффективности государственного управления социально-экономическим развитием Воронежской области.

Исходя из этого, областная целевая программа "Содействие занятости населения Воронежской области на 2008 - 2011 годы" ориентирована в первую очередь на повышение эффективности использования трудовых ресурсов Воронежской области и оптимизацию системы управления занятостью.

Актуальность программы, ее цели и задачи определяются исходя из наличия не решенных в рамках предыдущих областных целевых программ содействия занятости населения проблем, которые обусловлены:

важностью проблемы занятости для социально-экономического развития Воронежской области и благополучия всех категорий ее населения - как работодателей, так и ищущих работу граждан;

необходимостью и возможностью решения проблем занятости в сложившихся условиях с позиций социального партнерства;

значимостью координации на областном уровне мероприятий, проводимых в рамках областных целевых программ и мероприятий, затрагивающих вопросы обеспечения занятости населения Воронежской области (далее - область);

нерешенностью многих вопросов в данной сфере, недостаточной сбалансированностью трудовых ресурсов области и рынка труда как основного механизма обеспечения их сбалансированности и др.

Положение с занятостью населения области в 2008 - 2011 годах будет определяться следующими основными факторами:

структурные изменения, темпы роста и инвестиционная политика в экономике и социальной сфере;

средне- и долгосрочные тенденции, складывающиеся на рынке труда;

ожидаемые изменения в действии демографических факторов;

мотивационные характеристики ищущего работу населения.

Согласно прогнозу социально-экономического развития области на среднесрочную перспективу в дальнейшем продолжится экономический рост, темпы которого будут близки к среднероссийским. Позитивной динамикой будет характеризоваться инвестиционная политика. Развитие социальной сферы прогнозируется опережающими темпами.

Изменения на рынке труда будут определяться не только экономическим ростом, но и, как показали исследования службы занятости, начавшимся на каждом третьем-четвертом предприятии области процессом модернизации производства. В среднесрочной перспективе работодатели прогнозируют наращивание этой тенденции на каждом шестом-седьмом среднем или крупном, каждом третьем-четвертом малом предприятии, продолжатся процессы реструктуризации собственности, особенно в сельском хозяйстве, внедрение малолюдных технологий.

Под влиянием изменений демографических факторов несколько снизится приток на рынок труда молодежи, при этом среди них вырастет доля лиц с низким уровнем образования, особенно проживающих в сельской местности. Более активная, регулируемая миграционная политика обусловит усиление механического притока населения в область. Величина естественной убыли населения несколько снизится. Однако проявится негативная тенденция сокращения количества трудоспособного, а как следствие, и экономически активного населения.

Позитивные процессы в экономике и социальной сфере обусловят устойчивый спрос на рабочую силу, объем которого возрастет с 291 тыс. чел. в 2008 году до 297 тыс. чел. в 2011 году. Повысится потребность в работниках для замещения вновь создаваемых рабочих мест (с 8 процентов до 10 процентов общего спроса соответственно). Однако дальнейшему его росту будет противостоять сохраняющийся под влиянием реструктуризации собственности процесс сокращения численности работников предприятий, особенно в начале прогнозируемого периода. Улучшение положения в реальном секторе экономики обусловит также снижение в прогнозируемом периоде текучести рабочей силы; в структуре спроса не менее чем на 1,5 - 2,0 процентного пункта (до 84,0 - 86,2 процента) снизится доля потребности в замещении выбытия персонала с действующих рабочих мест.

В целом при активном движении рабочей силы оборот ее несколько замедлится под влиянием большей стабилизации трудовых коллективов, а также преобладания среди части безработных склонности к длительному поиску работы.

Сохранят свою остроту профессиональные и территориальные диспропорции, избыточное предложение труда в сельской местности. Увеличение оплаты труда приведет к некоторому снижению неудовлетворенного спроса на рабочую силу. Кардинальное решение проблемы потребует внесения изменений в структуру и механизм профессиональной подготовки кадров, а также активизации территориального перераспределения рабочей силы.

Анализ сложившейся ситуации свидетельствует о сохранении основных тенденций, сложившихся на рынке труда к настоящему времени: сокращение уровня безработицы на полном рынке труда при стабилизации уровня безработицы в регистрируемом секторе на уровне 1,8 - 2,1 процента. Соответственно среднемесячная численность безработных будет относительно стабильна: не более 23 тыс. чел. Увеличение спроса на рабочую силу приведет к снижению напряженности в регистрируемом секторе рынка труда (2,6 незанятых граждан в расчете на одну вакансию в 2006 году до 1,4 к концу прогнозируемого периода). Однако предусматривается усложнение структуры безработных, среди которых увеличится доля лиц со сниженными мотивациями к труду, не имеющих опыта работы, длительно и ранее не работавших (таблица 1).

Таблица 1

Основные показатели прогноза рынка труда Воронежской области на 2008 - 2011 годы


Наименование  
 показателя

Ед.
 изм.

2006,
 факт

2007,
 оценка

Прогноз

2008
 год

2009
 год

2010
 год

2011
 год

Уровень регистрируемой
 безработицы (в среднем за
 год)

процент

2,1

2,1

1,8

1,8

1,7

1,7

Численность безработных,
 зарегистрированных в
 органах государственной
 службы занятости

тыс.
 чел.

22,9

22,8

20,4

19,5

18,8

18,3

Численность незанятых
 граждан, зарегистри-
 рованных в органах
 государственной службы
 занятости, в расчете на
 одну заявленную вакансию

чел.

2,6

2,2

2,0

1,6

1,5

1,4

Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (статья 7.1, часть 1, пункт 4) предусматривает передачу полномочий по разработке и реализации региональных программ содействия занятости населения с федерального на региональный уровень.

Программа направлена на реализацию основных направлений государственной политики занятости населения, а также ее конкретизацию на региональном уровне с учетом условий Воронежской области, особенностей факторов, действующих в ее экономике и на рынке труда, а также нерешенных или не вполне решенных специфических проблем занятости.

Программа призвана обеспечить комплексный подход к созданию благоприятных условий для смягчения ситуации на областном рынке труда.

Ранее действовавшая областная целевая программа "Содействие занятости населения Воронежской области на 2004 - 2005 годы" (утверждена постановлением областной Думы от 15.12.2004 N 1072-III-ОД) была направлена на улучшение положения на рынке труда области и предусматривала координацию усилий заинтересованных структур и объединение различных ресурсов для решения проблем занятости, возникающих в новых социально-экономических условиях.

Программно-целевой метод в реализации мер по улучшению положения на областном рынке труда доказал свою эффективность.

Основные задачи в сфере занятости населения региона решались в ходе реализации также ведомственных целевых программ содействия занятости населения Воронежской области.

В рамках реализации целевых программ было установлено, что решение проблемы смягчения ситуации на областном рынке труда опирается на учет и анализ его основных тенденций. Положительно повлияли на формирование рынка труда:

более устойчивый (в 2002 - 2007 годах) характер экономического роста (объем валового регионального продукта с 2001 до 2004 года увеличился в 1,8 раза) и концентрация точек роста, в том числе во многих муниципальных образованиях области и городских округах;

развитие в экономике области инновационных процессов, во многом обусловленных притоком инвестиций: общий объем инвестиций в основной капитал за 2001 - 2006 годы составил 131,6 млрд. рублей;

улучшение показателей уровня жизни населения: только за 2006 год среднемесячная номинальная начисленная заработная плата увеличилась на 23,1 процента, реальные денежные доходы населения выросли на 15,8 процента.

Отрицательно влияют на рынок труда следующие факторы:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»