РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 23 августа 2007 года N 634-р
О РАЗРАБОТКЕ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008 - 2011 ГОДЫ"
В соответствии с постановлением администрации Воронежской области от 07.07.2005 N 582 (в редакции постановлений администрации области от 22.02.2006 N 123, от 28.06.2007 N 600) "О порядке разработки и реализации областных целевых программ", а также в целях повышения эффективности занятости населения и сбалансированности рынка труда области в целом и ее территориальных образований:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию областной целевой программы "Содействие занятости населения Воронежской области на 2008 - 2011 годы".
2. Определить государственными заказчиками областной целевой программы "Содействие занятости населения Воронежской области на 2008 - 2011 годы" (далее - программа) Главное управление государственной службы занятости населения области (Колесникова), Главное управление образования области (Львович), Главное управление по промышленности, транспорту, связи и инновациям области (Щипелев), Главное управление аграрной политики области (Котолевский), управление труда области (Домнич), Главное управление социального развития области (Попов). Государственным заказчиком-координатором программы - Главное управление государственной службы занятости населения области.
3. Главному управлению государственной службы занятости населения области (Колесникова) в срок до 01.09.2007 обеспечить разработку проекта программы.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя губернатора области Савинкова Ю.А.
Губернатор Воронежской области
В.Г.КУЛАКОВ
КОНЦЕПЦИЯ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008 - 2011 ГОДЫ"
Стратегией социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу обозначены следующие приоритетные направления:
- создание условий для долгосрочного роста конкурентоспособности экономики Воронежской области;
- формирование основы для долговременной капитализации человеческого потенциала территории;
- проектирование сбалансированного пространства развития Воронежской области;
- повышение эффективности государственного управления социально-экономическим развитием Воронежской области.
Исходя из этого, областная целевая программа "Содействие занятости населения Воронежской области на 2008 - 2011 годы" (далее - Программа) ориентирована в первую очередь на повышение эффективности использования трудовых ресурсов области и оптимизацию системы управления занятостью.
Актуальность Программы, ее цели и задачи определяются исходя из наличия не решенных в рамках предыдущих областных целевых программ содействия занятости населения проблем, которые обусловлены:
важностью проблемы занятости для социально-экономического развития области и благополучия всех категорий ее населения - как работодателей, так и ищущих работу граждан;
необходимостью и возможностью решения проблем занятости в сложившихся условиях с позиции объединенного интереса субъекта Российской Федерации, его населения, а также ведомств, предприятий и организаций, ведущих хозяйственную и иную предусмотренную законодательством на его территории;
значимостью координации на областном уровне мероприятий, проводимых в рамках областных целевых программ и мероприятий, затрагивающих вопросы обеспечения занятости населения области;
нерешенностью многих вопросов в данной сфере, недостаточной сбалансированностью трудовых ресурсов области и рынка труда как основного механизма обеспечения их сбалансированности и др.
Положение с занятостью населения области в 2008 - 2011 годах будет определяться следующими основными факторами:
структурные изменения, темпы роста и инвестиционная политика в экономике и социальной сфере;
средне- и долгосрочные тенденции, складывающиеся на рынке труда;
ожидаемые изменения в действии демографических факторов;
мотивационные характеристики ищущего работу населения.
Согласно прогнозу социально-экономического развития области на среднесрочную перспективу в дальнейшем продолжится экономический рост, темпы которого будут близки к среднероссийским. Позитивной динамикой будет характеризоваться инвестиционная политика. Развитие социальной сферы прогнозируется опережающими темпами.
Изменения на рынке труда будут определяться не только экономическим ростом, но и, как показали исследования службы занятости, начавшимся на каждом третьем - четвертом предприятии области процессом модернизации производства. В среднесрочной перспективе работодатели прогнозируют наращивание этой тенденции на каждом шестом - седьмом среднем или крупном, каждом третьем - четвертом малом предприятии, продолжатся процессы реструктуризации собственности, особенно в сельском хозяйстве, внедрение малолюдных технологий.
Под влиянием изменений демографических факторов несколько снизится приток на рынок труда молодежи, при этом среди них вырастет доля лиц с низким уровнем образования, особенно проживающих в сельской местности. Более активная, регулируемая миграционная политика обусловит усиление механического притока населения в область. Величина естественной убыли населения несколько снизится. Однако проявится негативная тенденция сокращения количества трудоспособного, а как следствие, и экономически активного населения.
Позитивные процессы в экономике и социальной сфере обусловят устойчивый спрос на рабочую силу, объем которого возрастет с 291 - в 2008 году до 297 тыс. чел. - в 2011 году. Повысится потребность в работниках для замещения вновь создаваемых рабочих мест (с 8% до 10% общего спроса соответственно). Однако дальнейшему его росту будет противостоять сохраняющийся под влиянием реструктуризации собственности процесс сокращения численности работников предприятий, особенно в начале прогнозируемого периода. Улучшение положения в реальном секторе экономики обусловит также снижение в прогнозируемом периоде текучести рабочей силы; в структуре спроса не менее чем на 1,5 - 2,0 процентных пункта (до 84,0 - 86,2%) снизится доля потребности в замещении выбытия персонала с действующих рабочих мест.
В целом при активном движении рабочей силы оборот ее несколько замедлится под влиянием большей стабилизации трудовых коллективов, а также преобладания среди части безработных склонности к длительному поиску работы. Сохранят свою остроту профессиональные и территориальные диспропорции, избыточное предложение труда в сельской местности. Увеличение оплаты труда приведет к некоторому снижению неудовлетворенного спроса на рабочую силу. Кардинальное решение проблемы потребует внесения изменений в структуру и механизм профессиональной подготовки кадров, а также активизации территориального перераспределения рабочей силы.
Анализ сложившейся ситуации свидетельствует о том, что возможно несколько сценариев развития на рынке труда области. Варианты прогноза численности безработных и уровня регистрируемой безработицы зависят в первую очередь от развития ситуации с занятостью в сельской местности. При дальнейшем усложнении положения в муниципальных районах области.
Первый - сохранение основных тенденций, сложившихся на рынке труда к настоящему времени: сокращение уровня безработицы на полном рынке труда при стабилизации уровня безработицы в регистрируемом секторе на уровне 2,0 - 2,1%. Соответственно среднемесячная численность безработных будет относительно стабильна: не более 24 тыс. чел.
Второй - усложнение ситуации, в первую очередь, за счет ухудшения положения с занятостью в муниципальных районах области. Рост числа безработных граждан до 25,0 - 25,2 тыс. чел. (среднемесячно).
И при первом, и при втором сценариях прогнозируется усложнение структуры безработных, среди которых увеличится доля лиц со сниженными мотивациями к труду, не имеющих опыта работы, длительно и ранее не работавших.
Наименование | Ед. | 2006 | 2007 | Прогноз | |||||||
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | ||||||||
1-й | 2-й | 1-й | 2-й | 1-й | 2-й | 1-й | 2-й | ||||
Уровень | % | 2,1 | 2,1 | 2,1 | 2,2 | 2,0 | 2,3 | 2,1 | 2,1 | 2,0 | 2,2 |
Численность | тыс. | 22,9 | 22,8 | 23,3 | 25,2 | 23,1 | 25,2 | 22,9 | 23,2 | 21,6 | 23,1 |
Численность | чел. | 2,6 | 2,2 | 2,0 | 2,7 | 1,6 | 2,6 | 1,5 | 2,0 | 1,4 | 1,9 |
Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (ред. от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ) (пункт 4 части 1 статьи 7.1) предусматривает передачу полномочий по разработке и реализации региональных программ содействия занятости населения с федерального на региональный уровень.
Программа направлена на реализацию основных направлений государственной политики занятости населения, а также ее конкретизации на региональном уровне с учетом условий Воронежской области, особенностей факторов, действующих в ее экономике и на рынке труда, а также нерешенных или не вполне решенных специфических проблем занятости.
Программа призвана обеспечить комплексный подход к созданию благоприятных условий для смягчения ситуации на областном рынке труда.
Ранее действовавшая областная целевая программа "Содействие занятости населения Воронежской области на 2004 - 2005 годы", направленная на улучшение положения на рынке труда Воронежской области, предусматривала координацию усилий заинтересованных структур и объединение различных ресурсов для решения проблем занятости, возникающих в новых социально-экономических условиях.
Программно-целевой метод в реализации мер по улучшению положения на областном рынке труда доказал свою эффективность.
Основные задачи в сфере занятости населения региона решались в ходе реализации также ведомственных программ содействия занятости населения Воронежской области.
В рамках реализации программ было установлено, что решение проблемы смягчения ситуации на областном рынке труда опирается на учет и анализ его основных тенденций. Положительно повлияли на формирование рынка труда:
более устойчивый (в 2002 - 2007 годах) характер экономического роста (объем валового регионального продукта с 2001-го до 2004 года увеличился в 1,8 раза) и концентрация точек роста, в том числе во многих муниципальных районах области;
развитие в экономике области инновационных процессов, во многом обусловленных притоком инвестиций: общий объем инвестиций в основной капитал за 2001 - 2006 годы составил 131,6 млрд. рублей;
улучшение показателей уровня жизни населения: только за 2006 год среднемесячная номинальная начисленная заработная плата увеличилась на 23,1%, реальные денежные доходы населения выросли на 15,8%.
Отрицательно влияют на рынок труда следующие факторы:
недостаточно высокие темпы экономического роста и значительные колебания, как по годам, так и в отраслевом и территориальном разрезах, что требует изучения специфики развития отраслей городских округов и муниципальных районов области;
основные фонды предприятий и организаций в высокой степени изношены;
уровень оплаты труда в ряде отраслей экономики по сравнению со средними по области не является привлекательным. Так, в 2006 году среднемесячная заработная плата в текстильном и швейном производстве составляла только 42% от средней по области, в сельском хозяйстве - 57%, в оптовой торговле - 58%, в образовании - 73%.
Отмеченные противоречивые факторы обусловливают неоднозначность ситуации на рынке труда, причем в его регистрируемом и нерегистрируемом секторах она существенно различается.
Общими положительными тенденциями, нуждающимися в дальнейшем исследовании и конкретизации, являются:
продолжающийся рост спроса на рабочую силу, улучшение его качественной структуры: число вакантных рабочих мест на конец 2006 года выросло по сравнению с началом года почти на 40%;
повышение степени сбалансированности предложения рабочей силы со спросом, предъявляемым работодателями, - выбытие кадров предприятий и организаций количественно почти полностью компенсируется их приемом, так, в I квартале 2007 года на предприятия принято на 6,3% больше, чем за тот же период 2006 года, доля компенсации выбытия персонала ее приемом составила 103%;
снижение дискриминационных требований работодателей при приеме на работу соискателей отдельных социально-демографических групп, например, по данным социологического мониторинга в настоящее время только 20% женщин получают отказы в приеме на работу по гендерному признаку, а также из-за наличия малолетнего ребенка, что почти в 2 раза ниже аналогичного показателя 2000 года;
снижение риска вынужденной безработицы среди представителей квалифицированных профессий и специальностей: количество вакансий для квалифицированных рабочих в базе данных службы занятости в 2006 году в среднем в 4 раза превышало численность ищущих работу этой категории граждан.
Вместе с тем сохраняется ряд негативных и даже опасных тенденций:
снижение численности населения и ухудшение его возрастно-трудовой структуры: ежегодно численность населения области снижается на 20 - 25 тысяч человек;
большие качественные диспропорции внутри трудовых ресурсов области - профессионально-квалификационные, территориальные, гендерные;
неэффективная структура занятости населения области - значительная доля трудовых ресурсов занята малопроизводительным трудом, в мелкотоварном производстве или личном подсобном хозяйстве;
повышенная доля экономически неактивного населения (56,7% - по области, 50% - по Центральному федеральному округу);
дефицит кадров предприятий, в первую очередь среди квалифицированных рабочих;
низкое качество многих рабочих мест - по содержанию, технической оснащенности и условиям труда, а также его оплате;
высокие масштабы теневой занятости: в неформальном секторе экономики области занято 33% от общей численности занятости против 13% по Центральному федеральному округу.
Особенно тревожное положение складывается в сельской местности, где все еще продолжаются процессы реструктуризации собственности, занятость сокращается и, по прогнозам, будет падать и дальше, в ряде районов сохраняется высокая напряженность на рынке труда ввиду отсутствия рабочих мест, идет отток наиболее активной части молодежи в города. Если в г. Воронеже число вакантных рабочих мест в 2,3 раза превышает число безработных (по состоянию на 01.04.2007), то на сельском рынке труда ситуация прямо противоположная, а в 6 районах области на 1 вакансию претендует от 15 до 95 человек. В 40% районов области уровень официальной безработицы превысил 3%. Показатели уровня экономической активности населения и эффективности занятости его различных категорий особенно низки в сельской местности и сильно дифференцированы по муниципальным районам области.
В рамках ранее действовавших в области программ областной службой занятости предпринят ряд мер для улучшения положения в данной сфере.