Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010 - 2014 ГОДЫ"

Раздел 2. РАЗВЕРНУТАЯ ПОСТАНОВКА НЕРЕШЕННЫХ ПРОБЛЕМ


Анализ социально-экономического положения Воронежской области и тенденций его развития позволяют выделить основные проблемы регионального рынка труда, смягчение которых требует усилий службы занятости и ее социальных партнеров.

В числе первых - проблемы, актуальность которых не снижается в течение последних лет. К ним относятся:

сохранение, а в ряде случаев и усиление несоответствий профессионально-квалификационной и территориальной структуры спроса на рабочую силу и ее предложения;

дальнейшее усложнение структуры безработных граждан, увеличение среди них доли лиц, не имеющих профессионального опыта, с низкими трудовыми мотивациями;

сохраняющийся на предприятиях и в организациях дефицит квалифицированной рабочей силы, усиливающийся влиянием начавшейся модернизации производства;

стабильно высокая востребованность безработными гражданами профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, эффективное удовлетворение которых требует совершенствования профессиональной структуры и механизмов профобучения, а также его финансирования;

сохранение на рынке труда дискриминации при трудоустройстве молодежи, не имеющей опыта работы, женщин с малолетними детьми и инвалидов.

С другой стороны, в ряду новых проблем наиболее значимыми являются:

увеличение среди ищущих работу и безработных граждан доли уволенных в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников;

рост среди клиентов службы занятости доли проблемных категорий, нуждающихся в особых мерах поддержки и содействия в поиске работы (освобожденных из мест лишения свободы, молодежи, не имеющей профессионального образования, межтерриториальных мигрантов и др.);

ужесточение требований работодателей к качеству рабочей силы;

трудоустройство лиц, претендующих на прохождение альтернативной гражданской службы.

Актуальность Программы, ее цели и задачи определяются исходя из наличия не решенных в рамках предыдущих областных целевых программ содействия занятости населения проблем, которые обусловлены:

важностью проблемы занятости для социально-экономического развития области и благополучия всех категорий ее населения - как работодателей, так и ищущих работу граждан;

необходимостью и возможностью решения проблем занятости в сложившихся условиях с позиции объединенного интереса субъекта Российской Федерации, его населения, а также ведомств, предприятий и организаций, ведущих хозяйственную и иную деятельность, предусмотренную законодательством на его территории;

значимостью координации на областном уровне мероприятий, проводимых в рамках областных целевых программ и мероприятий, затрагивающих вопросы обеспечения занятости населения области;

недостаточной сбалансированностью трудовых ресурсов области и рынка труда как основного механизма обеспечения их сбалансированности и др.

Положение с занятостью населения области в 2010 - 2014 годах будет определяться следующими основными факторами:

структурными изменениями, темпами роста и инвестиционной политикой в экономике и социальной сфере;

средне- и долгосрочными тенденциями, складывающимися на рынке труда;

ожидаемыми изменениями в действии демографических факторов;

мотивационными характеристиками ищущего работу населения.

Хозяйственный комплекс области в период до конца 2008 года развивался достаточно динамично. Ключевые социально-экономические показатели развития области сохранили в 2008 году положительный знак, но ощутимо снизились темпы роста. Однако в IV квартале стало заметно проявляться влияние мирового финансового кризиса, обусловив негативную динамику многих показателей экономического развития.

Положение в сфере занятости области складывается в общем русле тенденций, имеющих место в Российской Федерации. Негативные процессы стали явными в декабре 2008 года и особенно усилились в I квартале 2009 года. Режимы неполной занятости, отпуска без сохранения заработной платы и простои охватывают около 15 тыс. человек. К концу III квартала 2009 года (с начала финансово-экономического кризиса) около 150 предприятий заявили о планируемом массовом увольнении 11,5 тыс. человек.

В результате комплекса мер, в том числе направленных на наращивание объемов информационных услуг населению и работодателям, на полном рынке труда области безработица продолжала сокращаться и достигла к ноябрю 2008 года 5,2% (58 тыс. человек). Однако в связи с нарастанием негативных тенденций в экономике, обусловленных мировым финансовым кризисом, в целом по итогам 2008 года уровень безработицы на полном рынке труда достиг 5,3%.

По характеру распространения усилился очаговый характер безработицы, т.е. она в еще большей степени, нежели в предыдущие годы, охватила отдельные секторы, ниши рынка труда или категории населения. Это усложняет характер работы по содействию занятости населения, так как на смену массовым технологиям должны все больше использоваться малогрупповые и индивидуальные.

Уровень официальной безработицы снизился к сентябрю 2008 года до 1,4% против 1,9% на его начало. Средняя продолжительность безработицы снизилась с 4,8 мес. до 3,6 мес., но, в основном за счет существенного роста числа граждан, признанных безработными в течение ноября - декабря 2008 года. К концу 2008 года уровень безработицы вновь достиг 1,9%.

Сравнительные данные показателей по уровням безработицы на полном рынке труда и в его регистрируемом секторе показывают, что их рост в Воронежской области соответствует общей тенденции по ЦФО и граничащим с Воронежской областью субъектами Российской Федерации (таблица 4).