Оборот малых предприятий (без НДС, акцизов и других аналогичных платежей) в 2008 году составил 89,5 млрд.рублей, или 108,2% к уровню 2007 года.
Несмотря на наметившуюся тенденцию роста производства продукции, работ и услуг на малых предприятиях в сфере промышленности и строительства, инновационная деятельность в отраслях реального сектора экономики развивается недостаточно.
В малом предпринимательстве Воронежской области преобладают организации с небольшой численностью занятых. Среднее число работающих в одной организации в 2008 году составило 7,2 человек. В условиях уменьшения численности работающих на крупных и средних предприятиях области занятость на малых предприятиях продолжает выполнять социально-экономические функции создания и сохранения рабочих мест, обеспечения стабильным заработком значительной части населения.
Для закрепления и дальнейшего развития позитивных тенденций роста предпринимательства в области, изменения отраслевой структуры малых предприятий, расширения поля их деятельности правительством Воронежской области в рамках областных целевых программ "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Воронежской области на 2006-2010 годы", "Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2009-2012 годы" и "Развитие малой авиации Воронежской области на 2007 - 2011 годы" реализуется меры, направленные на создание благоприятной бизнес-среды и комплексное решение вопросов развития малого предпринимательства.
Сформированы и работают основные элементы системы государственной поддержки малого бизнеса: действует Государственный фонд поддержки малого предпринимательства области и 5 муниципальных фондов, 17 центров поддержки предпринимательства, три бизнес-инкубатора, фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно технической сфере. В сочетании областных и федеральных ресурсов создан и работает гарантийный фонд для субъектов МСП. Оказывается поддержка в реализации инвестиционных проектов малых предприятий в виде компенсации части процентных платежей по кредитам. Реализуются мероприятия по развитию региональной системы микрофинансирования, поддержке субъектов МСП, производящих товары, работы и услуги, предназначенные для экспорта.
Однако существует ряд проблем сдерживающих развитие субъектов малого и среднего предпринимательства. Основной проблемой является недоступность кредитных ресурсов. Наблюдается противоречие - кредитные ресурсы нужны, прежде всего, тем, кто собирается начинать свое дело, однако именно им занять средства труднее всего. В целях упрощения доступа субъектов МСП к кредитным услугам наиболее надежных банков, предъявляющих высокие требования к финансовой прозрачности заемщиков и экономической надежности финансируемых проектов, создан Гарантийный фонд Государственный фонд поддержки малого предпринимательства области. Гарантийный фонд представляет собой фонд денежных средств, размещаемых на расчетном счете ГФПМПВО, имеющем определенный режим использования, и расходуемых только на цели погашения просроченной задолженности малых предприятий по банковским кредитам, по которым ГФПМПВО выступает поручителем на основе специальных соглашений с выбранными банками.
Увеличение объемов гарантийного фонда позволит повысить объемы инвестиций банков в сектор МСП. В кризисных условиях гарантийный фонд, выполняет роль основного компенсатора кредитных рисков банков при кредитовании МСП, не имеющих достаточно ликвидных активов для передачи в залог. В рамках программы планируется пополнение гарантийного фонда за счет областного бюджета на сумму 12 млн.руб., за счет средств субсидий федерального бюджета - 48 млн.руб. Увеличение размера гарантийного фонда к концу 2010 года до 100 млн.руб. позволит СМП привлечь кредитные ресурсы, обеспеченные за счет гарантийного фонда, в размере не менее 400 млн.руб.
В кризисных условиях значительным сдерживающим фактором развития субъектов МСП, использующих банковские кредиты, является высокий уровень процентных ставок, устанавливаемых банками из-за возросших рисков обесценивания залогов и банкротства предприятий-заемщиков. Среди причин, препятствующих снижению процентных ставок по кредитам, необходимо учитывать не только высокие риски, но и отсутствие у многих заемщиков кредитной истории и их недостаточную имущественную базу.
Приоритетность развития системы субсидирования процентных платежей субъектов МСП по банковским кредитам обусловлена, с одной стороны, необходимостью поддержания оборотов деятельности конкурентоспособных предприятий, привлекающих банковские кредиты; с другой стороны - реальной способностью наиболее успешных российских банков, представленных в регионе, выделять кредиты субъектам МСП и осуществлять полноценный мониторинг их деятельности.
Решение данной проблемы будет обеспечено как за счет субсидирования процентных платежей предприятий, уже получивших кредиты в 2009 году, так и за счет поддержки субъектов МСП, получающих новые кредиты. Это позволит увеличить масштабы банковского кредитования субъектов МСП и обеспечить итоговую стоимость заемного капитала на уровне, позволяющем предприятиям вести безубыточную деятельность в условиях нестабильности потребительского спроса, роста тарифов естественных монополий и цен на сырье и материалы.
Субсидии будут предоставляться в порядке, определяемом постановлением правительства Воронежской области, с учетом следующих условий: предприятия - получатели поддержки принимают на себя обязательства сохранить рабочие мест на срок не менее 6 месяцев после получения поддержки.
Для активизации системы предоставления субсидий планируется направить средства областного бюджета в размере 15,23 млн.руб., а также субсидии федерального бюджета в размере 60,92 млн.руб.
В целях повышения заинтересованности граждан в создании и активизации собственного бизнеса, обеспечения занятости увольняемых работников крупных предприятий в рамках программы планируется обеспечить предоставление Грантов начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса.
В соответствии с прогнозом Департамента труда и занятости населения Воронежской области в 2009 году ожидается высвобождение более 4 тысяч работников крупных предприятий, действующих в сфере машиностроения, приборостроения, производства огнеупоров, текстильной промышленности. Не более 10% высвобождаемых работников крупных предприятий в состоянии создать собственный бизнес. Таким образом, не более 400 граждан заинтересованы в получении поддержки в рамках данного мероприятия. Интерес к созданию собственного бизнеса также демонстрируют многие выпускники вузов и средне-технических учебных заведений, вынужденные переселенцы и увольняемые военнослужащие.
Гранты предоставляться на безвозмездной и безвозвратной основе (не более 0,3 млн.р. на одного получателя поддержки) в форме субсидий индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг – на условиях долевого финансирования целевых расходов по регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, выплат по передаче прав на франшизу (паушальный взнос). Гранты предоставляться в порядке, определяемом постановлением правительства Воронежской области, с учетом следующих условий: субъект малого предпринимательства вновь зарегистрирован или действует менее 1 года и при наличии бизнес-проекта, оцениваемого комиссией, формируемой Департаментом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области с участием представителей некоммерческих организаций предпринимателей.
В целях обеспечения эффективного использования субсидий (грантов), предоставляемых на активизацию предпринимательской деятельности безработных граждан, выполнение мероприятия будет осуществляться совместно с Департаментом труда и занятости населения Воронежской области, в том числе, в рамках областной целевой программы "Содействие занятости населения Воронежской области на 2008-2011 годы". В рамках совместной деятельности планируется обеспечить:
- информирование граждан о возможностях организации самозанятости через подготовку и издание справочно-информационных материалов;
- предоставление организационно-консультационных услуг в сфере организации самозанятости, в том числе содействие в подготовке бизнес-проектов безработных граждан, проведении их экспертизы, предоставлении возможности использования каналов связи и средств оргтехники центров занятости населения и районных центров поддержки МСП;
- предоставление финансовой помощи безработным гражданам на организацию самозанятости (подготовка документов, предоставляемых при регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оплата государственной пошлины, нотариальных действий и услуг правового и технического характера, приобретение бланочной документации, изготовление печатей, штампов).
Предоставление грантов планируется обеспечить за счет средств областного бюджета в сумме 11 млн.р., а также за счёт субсидий федерального бюджета в сумме 44 млн.р.
Безработные граждане, принимающие решение организовать собственные предприятия с привлечением грантов смогут также воспользоваться поддержкой, предоставляемой в рамках региональной программы "Дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда Воронежской области на 2009 год", утвержденной Указом Губернатора Воронежской области от 19.02.2009 г. N 83-у, в рамках которой осуществляется: опережающее профессиональное обучение бывших работников крупных предприятий оказавшихся в условиях массового увольнения; организация временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта предпринимательства безработных граждан и выпускников образовательных учреждений; оказание адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов.