Недействующий

О целевой программе Курганской области "Развитие физической культуры и спорта в Курганской области на 2011 - 2015 годы"

Раздел I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, роль физической культуры и спорта в развитии общества, его духовного и физического здоровья определена как значительная. Концепцией также определена стратегическая цель государственной политики в сфере физической культуры и спорта - создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры, а также повышение конкурентоспособности российского спорта. Содержательно и инструментально цель раскрывается в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 года N 1101-р, и Стратегии социально-экономического развития Курганской области до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Курганской области от 2 декабря 2008 года N 488-р.

В среднесрочной перспективе движение к заданным ориентирам в Курганской области планируется осуществить в рамках целевой программы Курганской области "Развитие физической культуры и спорта в Курганской области на 2011 - 2015 годы". Программа направлена на обеспечение поступательного, динамичного развития системы физической культуры и спорта Курганской области как условия укрепления здоровья населения, развития личности и социализации населения Курганской области, а также фактора, определяющего уровень социально-экономического благополучия населения Курганской области.

В период с 2007 по 2010 годы в Курганской области действовали две целевые программы, непосредственно определяющие направления развития системы физической культуры и спорта: целевая программа Курганской области "Развитие физической культуры и спорта в Курганской области на 2007 - 2010 годы", утвержденная постановлением Курганской областной Думы от 24 апреля 2007 года N 2239, и целевая программа Курганской области "Привлечение населения Курганской области к систематическим занятиям физической культурой и спортом на 2009 - 2010 годы", утвержденная постановлением Правительства Курганской области от 28 июля 2009 года N 433.

На протяжении всего периода действия указанных целевых программ целенаправленно осуществлялось совершенствование механизмов управления физической культурой и спортом. Это прежде всего связано с формированием нормативного правового обеспечения сферы физической культуры и спорта в Курганской области. В 2008 году Управлением по физической культуре, спорту и туризму Курганской области была проведена работа по приведению законодательства Курганской области в сфере физической культуры и спорта в соответствие с Федеральным законом от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". Итогом работы в данном направлении стало принятие Закона Курганской области от 10 ноября 2008 года N 405 "О физической культуре и спорте в Курганской области".

В течение трех лет была создана необходимая нормативная правовая база для реализации в Курганской области полномочий по управлению в сфере физической культуры и спорта. Были утверждены общие требования и порядок утверждения положений (регламентов) об официальных физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях Курганской области, административные регламенты исполнения Управлением по физической культуре, спорту и туризму Курганской области государственных функций по организации и проведению региональных и межмуниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, по присвоению спортивных разрядов "Кандидат в мастера спорта" и "Первый спортивный разряд", по присвоению квалификационной категории "Спортивный судья первой категории". Ежегодно Правительством Курганской области утверждался календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Курганской области. Введена в практику процедура государственной аккредитации спортивных федераций Курганской области, что позволило систематизировать их деятельность.

В целях мотивирования и поощрения эффективной работы субъектов физической культуры и спорта Управлением по физической культуре, спорту и туризму Курганской области совместно с органами исполнительной власти Курганской области, осуществляющих отраслевое либо межотраслевое управление, проводились разнообразные конкурсы. "Спортивная элита Зауралья", смотр-конкурс на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди районов и городов Курганской области, областные этапы всероссийского конкурса на звание лучшего специалиста в области физической культуры и спорта, всероссийского смотра-конкурса учреждений дополнительного образования детей и образовательных учреждений среднего профессионального образования, осуществляющих деятельность в сфере физической культуры и спорта. Конкурсное движение в системе физической культуры и спорта позволяет выявлять точки роста, резервы в работе и адресно поддерживать эффективный опыт организации физкультурно-спортивной деятельности.

Наряду с положительными результатами совершенствования механизмов управления системой физической культуры и спорта, достигнутыми в рамках реализации целевых программ Курганской области, сохраняется ряд проблем:

- имеющаяся в Курганской области структура управления сферой физической культуры и спорта не в полной мере отвечает потребностям Курганской области. Структурные подразделения, курирующие вопросы развития сферы физической культуры и спорта, имеются в администрациях 12 районов Курганской области и городах Кургане и Шадринске. Муниципальные целевые программы развития физической культуры и спорта имеются не во всех районах Курганской области;

отсутствие альтернативных каналов получения информации (обратной связи) о деятельности субъектов системы физической культуры и спорта Курганской области (социологические исследования, мониторинг), необходимой для принятия наиболее эффективных управленческих решений;

по ряду актуальных вопросов деятельности системы физической культуры и спорта Курганской области имеются несогласования между заинтересованными органами исполнительной власти Курганской области. Прежде всего это касается вопросов аттестации тренеров-преподавателей, организации спортивных соревнований для различных категорий населения Курганской области.

В ходе реализации целевых программ Курганской области в сфере физической культуры и спорта на протяжении трех лет с 2007 года по 2010 год имело место поступательное увеличение общего количества финансовых средств, выделяемых на развитие физической культуры и спорта в Курганской области. Положительная динамика обеспечивалась в основном за счет увеличения ассигнований из областного бюджета.

Основной проблемой в финансировании физической культуры и спорта в Курганской области является уменьшение средств, выделяемых органами местного самоуправления Курганской области для осуществления полномочий по развитию массовой физической культуры и спорта в соответствии с Федеральным законом от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". В 2009 году по сравнению с 2008 годом финансирование сократилось практически на 30%.

В последние годы в Курганской области сделан значительный шаг в строительстве спортивных объектов. По состоянию на 31 декабря 2009 года на территории Курганской области насчитывалось 1925 действующих спортивных сооружений всех форм собственности (2007 год - 1715 объектов, 2008 год - 1826 объектов). В Курганской области функционируют 33 стадиона, 719 спортивных залов, 892 плоскостных сооружения. Единовременная пропускная способность данных объектов на 31 декабря 2009 года составила 53846 человек (2007 год - 43437 человек 2008 год - 51856 человек).

В декабре 2009 года состоялось торжественное открытие спортивного комплекса "Молодежный". Финансирование строительства осуществлялось за счет средств федерального бюджета в рамках реализации федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы" и областного бюджета. Стоимость строительства составила 229000 тысяч рублей.

Завершилось строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в городе Макушино. За 2009 год из областного бюджета на указанные цели было выделено 9900 тысяч рублей. В рамках реализации социального проекта "Строительство физкультурно-оздоровительных комплексов" всероссийской политической партии "Единая Россия" для оснащения физкультурно-оздоровительного комплекса в городе Макушино было поставлено спортивное оборудование в комплекте "универсальный спортивный зал".

В марте 2010 года началось строительство крытого ледового катка в городе Кургане по ул. Савельева. Каток будет включать в себя ледовую арену размером 30 х 60 метров, трибуны на 200 зрительских мест, зал силовой подготовки. Стоимость строительства по государственному контракту составляет 203000 тысяч рублей. Из областного бюджета на строительство катка в 2010 году выделены средства в размере 70000 тысяч рублей. В рамках реализации федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" из федерального бюджета выделены средства в размере 40000 тысяч, рублей на строительно-монтажные работы. Торжественное открытие крытого ледового катка запланировано на декабрь 2010 года.

В рамках подпрограммы "Развитие футбола в Российской Федерации на 2008 -2015 годы" федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" ведутся работы по устройству футбольного поля в 3 микрорайоне города Кургана с трибунами на 200 зрительских мест. Размер футбольного поля составляет 100 х 70 метров. Поставка искусственного покрытия футбольного поля осуществлена за счет средств федерального бюджета. Подготовка основания и укладка покрытия осуществляется за счет средств бюджета города Кургана.

Проходят государственную экспертизу проект строительства Центра зимних видов спорта в поселке Увал и проект реконструкции стадиона "Центральный" в городе Кургане.

В рамках реализации программы открытого акционерного общества "Газпром" "Газпром - детям" в 2009 году построены 2 детских спортивных стадиона (в культурно-оздоровительном комплексе "Космос" и в селе Звериноголовское). В настоящее время ведется строительство стадиона в селе Белозерское. Завершается строительство объекта "Быстровозводимое каркасное здание для закрытия трех теннисных кортов в физкультурно-оздоровительном комплексе по адресу: город Курган, ул. 7-я Больничная, 40".

Несмотря на позитивную динамику в вопросах строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию спортивных сооружений, острота проблем в данном направлении сохраняется, так как обеспеченность спортивными залами остается низкой и составляет 52,5% от норматива, плоскостными сооружениями - 61,6%, плавательными бассейнами - 1,2%.

По результатам мониторинга эксплуатации спортивных объектов Курганской области, проведенного Управлением по физической культуре, спорту и туризму Курганской области, выявлены резервы в обеспечении оптимальной эксплуатации спортивных объектов.

В 2007 - 2010 годах имело место расширение сети специализированных учреждений физкультурно-спортивной направленности. В Курганской области функционирует 2 областные специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва, 32 детско-юношеские спортивные школы, 24 спортивных клуба. В течение трех последних лет сеть данных учреждений приобрела тенденцию к расширению: открыта детско-юношеская спортивная школа в городе Кургане. В 2010 году начали работу детско-юношеские спортивные школы в Макушинском районе и Сафакулевском районе Курганской области. Однако для обеспечения потребности населения в занятиях физической культурой и спортом, а также полноценного решения задач по подготовке спортивного резерва имеющихся в Курганской области учреждений

дополнительного образования детей физкультурно-спортивнои направленности недостаточно. Лицензия на право ведения образовательной деятельности имеется только у половины детско-юношеских спортивных школ. Техническое оснащение методических кабинетов и общий уровень организации методической работы в спортивных школах не способны удовлетворить возрастающие потребности тренеров-преподавателей. Спортивные школы Курганской области не имеют собственных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, крайне медленно внедряются различные формы государственно-общественного управления учреждениями (ежегодный публичный отчет, создание органов общественного самоуправления: попечительских советов, советов выпускников).

Является актуальной задача поиска и внедрения механизмов повышения роли общеобразовательных школ как центров физкультурно-спортивнои жизни. В настоящее время эффективный механизм реализации данной функции школ, связанный с открытием школьных спортивных клубов, широко не используется.

В целях социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов средствами физической культуры и спорта проводятся занятия в специализированных центрах и клубах адаптивной физической культуры и спорта.

В государственных образовательных учреждениях дополнительного образования детей занимаются дети-инвалиды на отделениях, лыжные гонки, легкая атлетика, греко-римская борьба, настольный теннис, конькобежный спорт, плавание, шахматы. Спортивной и оздоровительной работой охвачено 135 человек.

В муниципальных районах и городских округах Курганской области в 2009 - 2010 годах в учреждениях дополнительного образования детей физкультурно-спортивнои направленности открыты 19 учебных спортивных групп для занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Также спортивно-массовую и реабилитационную работу с инвалидами проводят общественные организации: