Недействующий

О целевой программе Курганской области "Региональная энергетическая программа Курганской области на период до 2010 года"

Прогноз выработки тепловой энергии и потребления топлива теплоснабжающими предприятиями ЖКХ в Курганской области в 2003-2004 годах


м3

плотн. м3

По результатам проведенного анализа реальное потребление тепловой энергии в жилищном фонде Курганской области (без гг. Кургана и Шадринска) примерно в 2 раза меньше отчетных данных. Это означает, что годовой потенциал экономии на топливе в секторе теплоснабжения для районов области составляет порядка 125-160 млн. рублей. В некоторых системах муниципального теплоснабжения себестоимость тепловой энергии на 50-100% и более превышает экономически обоснованный уровень, достижимый на современном оборудовании. Реальные причины этого могут быть определены на основании энергоаудита. Наиболее вероятными причинами этому могут являться как большой перерасход топлива и завышенные накладные расходы, так и низкая загрузка оборудования.

Проведенное в рамках Региональной энергетической программы Курганской области технологическое обследование жилых, общественных и административных зданий в г. Кургане выявило, что в условиях отсутствия приборов учета у потребителей имеются значительные расхождения между фактическим потреблением тепловой энергии и выставляемыми счетами. Так, счета, выставленные Департаменту сельского хозяйства Курганской области за тепловую энергию, потребленную в ноябре-декабре 2003 года, примерно на 10% превышают фактическое теплопотребление. Аналогичная ситуация зафиксирована при обследовании зданий 1-й городской больницы скорой помощи, средней школы N 22, жилых домов N 11 и N 30 5-го микрорайона города Кургана.

В условиях необоснованно завышенной стоимости услуг реальный уровень платежеспособного спроса можно оценить как относительно высокий. Так, в г. Шумихе Курганской области при себестоимости тепловой энергии на газовой котельной в размере 745 руб./Гкал населению предъявляется к оплате около 50% от этого уровня (370 руб./Гкал), что примерно соответствует экономически обоснованному уровню затрат на производство тепла для газовых котельных.

С учетом федерального стандарта платежей граждан за предоставленные жилищно-коммунальные услуги (90%) и фактического уровня их оплаты населением (около 78%), фактические платежи населения за теплоэнергию в Курганской области можно считать близкими к экономически обоснованному уровню.

Низкая эффективность функционирования муниципальных систем теплоснабжения Курганской области объясняется следующими причинами:

- высокий уровень физического износа основного теплопроизводящего оборудования (в среднем 60-70%);

- низкая степень автоматизации на большинстве котельных;

- низкая степень оснащенности котельных приборами учета тепловой энергии;

- значительный объем несанкционированного потребления тепловой энергии;

- низкая эффективность применяемых электроприводов;

- потери в тепловых сетях вследствие высокой степени их износа.

На большинстве котельных (прежде всего, на угольных котельных малой мощности), низкая степень автоматизации приводит к перерасходу энергетических и трудовых ресурсов. По некоторым котельным доля фонда оплаты труда доходит до 25% от общего уровня затрат.

Из-за низкого уровня предоставления услуг ГВС часто происходит прямой забор горячей воды из систем отопления, что, в свою очередь, ведет к завышению расходов на водоподготовку, либо (в случае подпитки сырой водой) сокращению сроков службы котельного оборудования и сетей. Кроме того, несанкционированный забор горячей воды потребителем не оплачивается, однако увеличивает себестоимость производства тепловой энергии.

В настоящее время на выработку 1 Гкал тепловой энергии в муниципальных котельных Курганской области затрачивается около 23 кВт.ч, хотя во многих муниципальных образованиях (например, в Кетовском и Шумихинском районах области) этот показатель составляет 40-60 кВт.ч/Гкал. Технически достижимым (при небольшой протяженности сетей) можно считать уровень 15 кВт.ч на 1 Гкал. Таким образом, при проведении технической модернизации, экономия средств затрачиваемых на оплату электроэнергии при производстве тепла может составить 20-25 млн. рублей в текущих ценах.

Потери в тепловых сетях составляют от 10% для малых населенных пунктов, где длина сетей минимальна и до 30-40% в крупных населенных пунктах, прежде всего, в райцентрах. Возможная экономия за счет ликвидации потерь в сетях оценивается в 15% от текущих затрат и выше.

Количество выбросов в атмосферу в результате неэффективной работы только угольных котельных в районах Курганской области, можно оценить примерно в 10 тыс. тонн (около 25 кг на тонну условного топлива) ежегодно. При этом общий объем зарегистрированных по области атмосферных выбросов составляет порядка 90 тыс. тонн. Выбросы только с угольных котельных по районам области составляют более 10% общего регистрируемого объема.

Экономия эксплуатационных расходов по муниципальным системам теплоснабжения районов Курганской области (без учета гг. Курган и Шадринск), может быть достигнута при условии глубокой модернизации всех этих систем, при условии сохранения нынешнего уровня отпуска тепловой энергии. Суммарную годовую экономию при этом можно оценить в 255 млн. рублей (в текущих ценах) против 507 млн. рублей, затраченных муниципальными системами теплоснабжения в 2002 году. Таким образом, общие расходы предприятий ЖКХ на теплоснабжение можно уменьшить примерно в два раза.

Учитывая, что в гг. Кургане и Шадринске ситуация более благополучна, а также принимая во внимание долю теплопотребления этих городов в областном потреблении, экономию расходов муниципальных предприятий на теплоснабжение в целом можно оценить на уровне 30% от текущих расходов, что может составить около 460 млн. рублей.

Проведение глубокой модернизации муниципальных систем теплоснабжения в Курганской области позволит значительно уменьшить расходы бюджета на оплату тепловой энергии, а также замедлить рост тарифов для потребителей.

Решение указанных выше проблем не может быть сведено к перечню технологических мероприятий. Должна быть принята комплексная областная программа, которая на основе системного подхода позволит обеспечить устойчивое и прогнозируемое развитие систем теплоснабжения. Основные аспекты такой программы представлены в разделе "Предложения по развитию и повышению эффективности ТЭК Курганской области на период до 2010 года".