Современная система газоснабжения Курганской области состоит из проходящего по территории области магистрального газопровода "Уренгой-Челябинск", отходящих от него газопроводов-отводов, газораспределительных станций, газораспределительных сетей и прочих объектов газораспределения, обеспечивающих поставки природного и сжиженного газа промышленным и коммунальным потребителям области. Собственные запасы природного газа и мощности по производству сжиженного газа в Курганской области отсутствуют. Газоснабжение области осуществляется исключительно за счет внешних источников.
Общая протяженность участка газопровода "Уренгой-Челябинск", проходящего по территории Курганской области, составляет 163 км. Эксплуатацию объектов системы магистрального трубопроводного транспорта (включая газораспределительные станции), расположенных на территории области, осуществляют подразделения ООО "Уралтрансгаз" - дочернего предприятия ОАО "Газпром" - Шадринское и Далматовское линейно-производственные управления (ЛПУ).
Первый газопровод-отвод ("Кызылбай-Курган", протяженность - 127 км), обеспечивающий поставки природного газа в Курганскую область, был введен в эксплуатацию в 1987 году. Несмотря на ежегодное выделение средств из федерального и областного бюджетов на развитие газификации в области, по уровню газификации природным газом Курганская область занимает 79-е место из 89 субъектов Российской Федерации. Из 1 245 населенных пунктов области природным газом газифицировано только 55. В настоящее время сетевой газ проведен только в северные и центральные районы области, начата газификация западных и северо-западных районов. Остаются неохваченными сетевым газом южные и восточные районы области. Значительная доля населения, проживающего в г. Кургане и в других населенных пунктах области для газоснабжения использует сжиженный газ (от групповых установок и баллонный).
Финансирование газификации Курганской области осуществляется по трем основным направлениям:
- взаимодействие Администрации (Правительства) Курганской области и организаций системы ОАО "Газпром" по разработке и реализации схем газификации области (в настоящее время действует рамочное соглашение о сотрудничестве и договор на разработку схем газификации 4-х районов области);
- газификация сельских районов области в рамках областной целевой программы "Социальное развитие села Курганской области до 2010 года" (общий объем финансирования на период 2003-2010 годы - 431,7 млн. рублей, предполагается ввод в действие 1 896 км распределительных газовых сетей и газификация 5 450 квартир в сельской местности);
- газификация Щучанского и прилегающих к нему районов в рамках федеральных целевых программ "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года" (подпрограмма "Преодоление последствий аварий на производственном объединении "Маяк") и "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации" (осуществляется за счет средств федерального бюджета).
Перспективы дальнейшей газификации Курганской области связаны, прежде всего, с достижением договоренностей и налаживанием сотрудничества между Администрацией (Правительством) Курганской области и ОАО "Газпром" о разработке и реализации схем газификации первоочередных районов области.
Для принятия решений о финансировании проектов дальнейшей газификации области необходимо проведение комплексной технико-экономической оценки эффективности предполагаемых инвестиционных решений, опирающихся на долгосрочные прогнозы социально-экономического развития области и реалистичные оценки объемов потребления ТЭР в регионе. В качестве основы для таких оценок предлагается использовать разработанные прогнозные балансы топливно-энергетических ресурсов, представленные в Региональной энергетической программе Курганской области.
Газораспределительные сети и инфраструктура поставок природного и сжиженного газа, расположенные на территории Курганской области, находятся в собственности 3-х газораспределительных организаций: ОАО "Курганоблгаз", ОАО "Кургангоргаз" и ОАО "Шадринскмежрайгаз".
Доля государственной собственности Курганской области в уставном капитале газораспределительных организаций области составляет:
- в ОАО "Курганоблгаз" - 6,15%;
- в ОАО "Кургангоргаз" - 11,8%;
- в ОАО "Шадринскмежрайгаз" - 16,1%.
Общая протяженность газораспределительных сетей, имеющихся в Курганской области, в настоящее время составляет около 1 060 км; общее количество газораспределительных станций - 16. Уровень износа основных средств газораспределительных организаций составляет от 25% до 50%.
Финансовое положение газораспределительных организаций можно охарактеризовать как относительно стабильное. По итогам 2002 года чистая прибыль ОАО "Кургангоргаз" составила 1 405 тыс. рублей; ОАО "Курганоблгаз" и ОАО "Шадринскмежрайгаз" имели убытки в размере 1 858 тыс. рублей и 898 тыс. рублей соответственно. По состоянию на 01.01.2003 соотношение кредиторской и дебиторской задолженности составило: у "Курганоблгаз" - 1,34; у ОАО "Кургангоргаз" - 0,82; у ОАО "Шадринскмежрайгаз" - 1,22. Отношение кредиторской задолженности к годовой выручке: у ОАО "Курганоблгаз" - 0,79; у ОАО "Кургангоргаз" - 0,27; у ОАО "Шадринскмежрайгаз" - 0,47.
Одной из наиболее острых проблем в сфере газоснабжения Курганской области является компенсация выпадающих доходов газораспределительных организаций, возникающих от реализации газа населению по регулируемым, устанавливаемым на уровне, не покрывающем экономически обоснованные расходы, ценам, а также льгот, предоставляемых отдельным категориям граждан. По состоянию на 01.01.2003 общее число граждан, пользующихся льготами по оплате жилищно-коммунальных услуг (в части газоснабжения) в Курганской области, составило 190 455 человек, или 17,9% от общей численности населения области. Затраты газораспределительных организаций по предоставлению льгот в 2002 году составили 23 032,4 тыс. рублей, или 8,9% от общей суммы расходов данных предприятий. Из бюджетов всех уровней было компенсировано 20 590,8 тыс. рублей, или 89,3% расходов по предоставлению льгот.
Объем бюджетного финансирования по компенсации разницы между экономически обоснованными тарифами и фактически установленными тарифами на газ для населения в 2002 году составил 9 351,5 тыс. рублей, или 3,6% общей суммы расходов газораспределительных организаций. В 2004 году Администрация (Правительство) Курганской области планирует отказаться от практики предоставления бюджетного финансирования на компенсацию разницы между экономически обоснованными и фактическими тарифами на жилищно-коммунальные услуги, в том числе на услуги по газоснабжению, что потребует повышения тарифов на газ для населения.
В соответствии с распоряжением Администрации (Правительства) Курганской области от 08.10.2003 N 294-р газораспределительные сети, построенные за счет государственных средств или при долевом финансировании за счет государственных средств, планируется включить в реестр государственной собственности Курганской области и закрепить на праве хозяйственного ведения за областным государственным унитарным предприятием "Кургангазпром". Таким образом, в настоящее время в Курганской области происходит процесс создания новой газораспределительной организации - ОГУП "Кургангазпром" (о проблеме установления платы за услуги по газораспределению для ОГУП "Кургангазпром" - см. Раздел "Тарифообразование в сфере поставок природного и сжиженного газа").
До 1998 года поставки природного газа в Курганскую область обеспечивались ООО "Уралтрансгаз", которое продавало газ газораспределительным организациям, а те, в свою очередь, осуществляли его розничную реализацию потребителям. С 1998 года основным поставщиком газа в Курганскую область является ООО "Курганрегионгаз" (дочернее предприятие ООО "Межрегионгаз", входящего в систему ОАО "Газпром"), которое вначале поставляло газ только промышленным потребителям, а, начиная с 2003 года - осуществляет поставки природного газа также и населению. У газораспределительных организаций в настоящее время остались только функции по транспортировке природного газа и реализации сжиженного газа. В последние годы в поставках природного газа некоторым потребителям Курганской области (в частности ОАО "Курганэнерго"), наряду с ООО "Курганрегионгаз", участвуют независимые поставщики газа, получившие доступ к системе магистральных газопроводов ОАО "Газпром".
Поставки сжиженного газа в Курганскую область осуществляются, в основном, с заводов, принадлежащих АК "Сибур" (Тобольский НХК) и ООО "Оренбурггазпром" (Оренбургский ГПЗ), с использованием железнодорожных цистерн, принадлежащих Федеральному государственному унитарному предприятию "СГ-транс" и ООО "Газпромтранс".
Общий объем потребления природного газа в Курганской области в 2002 году составил 934,8 млн. м3. По сравнению с 1996 годом объем потребления газа в области практически не изменился (снижение - 2,9 млн. м3, или менее 1%).
В структуре потребления природного газа основную долю занимают промышленные потребители - в 2002 году они потребили 855,0 млн. м3 газа, или 91,2% от общего объема регионального объема потребления. Крупнейшим потребителем газа в Курганской области является ОАО "Курганэнерго", использующее газ при производстве электрической и тепловой энергии на Курганской ТЭЦ и Шадринской котельной. В 2002 году объем потребления газа ОАО "Курганэнерго" составил 609,5 млн. м3, или 65,0% от общего объема потребления природного газа в области. Объем потребления газа населением в 2002 году составил 30,2 млн. м3, или 3,2% от общего объема потребления.
Общий объем потребления сжиженного газа в Курганской области в 2002 году составил 36,2 тыс. т. Основной объем сжиженного газа (75%) отпускается населению и используется в быту для приготовления пищи. Остальные 25% используются на АЗС и в качестве топлива в котельных. По сравнению с 1996 годом объем потребления сжиженного газа в области снизился на 27,4 тыс. т (на 43,0%). Основная причина - низкий уровень платежеспособности населения (преимущественное потребление сжиженного газа - в сельской местности).
Одной из серьезных проблем в сфере газоснабжения области является ограниченная пропускная способность газораспределительных станций, расположенных в г. Кургане. В пиковые месяцы загрузка ГРС-1, через которую проходят основные объемы поставок газа, достигает 75-80%. В случае увеличения объемов потребления газа в г. Кургане (в том числе на Курганской ТЭЦ), может потребоваться расширение пропускной способности газопровода-отвода "Кызылбай-Курган".
Ситуация с платежами за газ в области в последние годы практически нормализовалась. В 2002 году средний уровень платежей со стороны потребителей области составил 103,8%. Наиболее недисциплинированными покупателями газа являются газораспределительные организации (поставки населению), уровень платежей которых ОАО "Курганрегионгаз" в 2002 году составил 51,7%. Задолженность потребителей за газ в последние годы также значительно сократилась: если по состоянию на 01.01.1999 задолженность потребителей области перед ООО "Курганрегионгаз" составляла 247,2 млн. рублей, то в начале 2003 года она снизилась до 21,2 млн. рублей, из которых 16,0 млн. рублей (75,5%) составляет задолженность газораспределительных организаций.
В соответствии с "Правилами поставки газа в Российской Федерации", Администрация (Правительство) Курганской области ежегодно утверждает графики перевода потребителей на резервные виды топлива, что необходимо в случае сокращения поставок газа в область при похолоданиях. Однако не все потребители области выполняют установленные требования по наличию резервного топлива и техническому состоянию хранилищ для его использования. По данным ООО "Курганрегионгаз" имеются факты отсутствия у некоторых потребителей резервного топлива. К их числу относятся: Варгашинское МУП ЖКХ, Ново-Сидоровское ЖКХ, Мехонский, Усть-Миасский и Колташевский сельские советы, МУП "Районные тепловые сети" (Шадринский район), Каргапольский дом-интернат престарелых.
Неудовлетворительное состояние оборудования, необходимого для использования резервного топлива, зафиксировано на Шадринской котельной ОАО "Курганэнерго", в МУП "Районные тепловые сети" (г. Шадринск), ОАО "Каргапольское молоко", МП "Городские тепловые сети" (г. Катайск). Особенно настораживающей данная ситуация выглядит в связи с тем, что большинство данных предприятий обеспечивают теплоснабжение населения и других объектов жилищно-коммунальной сферы.