Недействующий

Об утверждении долгосрочной региональной целевой программы "Дети - будущее Чукотки на 2013-2015 годы"

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Дети-инвалиды обладают особыми потребностями. Их полноценная жизнь невозможна не только без предоставления им различных видов помощи и услуг, в том числе реабилитационных, обеспечения вспомогательными средствами и приспособлениями, но и без круга общения. Развитие коммуникативного пространства способствует интеграции в общество детей данной категории, развитию их интеллекта и творческих способностей.

Получение детьми-инвалидами образования является их неотъемлемым конституционно закрепленным правом и основополагающим условием успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах профессиональной и социальной деятельности.

Согласно Закону Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" эти дети обладают дополнительными образовательными правами на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия.

Значительное улучшение экономического положения на территории Чукотского автономного округа не могло не отразиться положительным образом на социальной ситуации в регионе. Достаточное финансирование, целенаправленная политика Правительства Чукотского автономного округа позволили повысить качество жизни семей с детьми-инвалидами.

Основные три компонента: образование, социальная адаптация и трудоустройство - составляют шкалу жизненной активности человека, имеющего серьезные заболевания.

В целях формирования основ комплексного решения проблем детей с ограниченными возможностями здоровья, создания условий для их полноценной жизни и дальнейшей адаптации в общество, предотвращения роста инвалидности несовершеннолетних, пропаганды здорового образа жизни, Правительством Чукотского автономного округа была реализована подпрограмма "Дети-инвалиды" в рамках региональной целевой программы "Дети - будущее Чукотки".

Однако, несмотря на мероприятия по улучшению условий жизни, медицинского обслуживания и профилактике заболеваний, остается нерешенным целый комплекс социальных, экономических, медицинских и педагогических проблем детей-инвалидов, которые усугубляются отдаленностью их проживания от окружного и районных центров, сложной транспортной схемой, нехваткой квалифицированных специалистов по работе с детьми-инвалидами, неблагоприятными климатическими условиями Крайнего Севера.

Одной из главных проблем, с которой сталкиваются социальные педагоги, является нежелание родителей направлять своих детей в реабилитационные центры в связи с тем, что семьи лишаются субсидий, выделяемых из окружного бюджета, составляющих весомую часть семейного бюджета.

По этой же причине трудно решается проблема направления детей-инвалидов в детские дома-интернаты для детей с ограниченными возможностями здоровья, расположенные в других субъектах Российской Федерации.

В 2009 году в программу реализации приоритетного национального проекта "Образование" (одобрена на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 24 декабря 2008 года) включено новое направление - развитие дистанционного образования детей-инвалидов, предусматривающее поэтапное создание в течение 3 лет в каждом субъекте Российской Федерации условий для дистанционного обучения детей-инвалидов.

Организация дистанционного обучения детей-инвалидов позволяет обеспечить доступ детей данной категории к образовательным и иным информационным ресурсам, оказать поддержку семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья; получению ими качественного образования, расширению возможностей их последующей профессиональной занятости, как следствие, - их успешной социализации и интеграции в общество. Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми-инвалидами.

Главным образом, эффективность достигается за счет индивидуализации обучения: каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины. Кроме того, появляется возможность организовать щадящий режим обучения, сокращая число часов учебной нагрузки, нормируя количество времени, проводимого за компьютером, создавая возможность многократно возвращаться к изученному материалу.

У ребенка, обучающегося дистанционно, расширяются возможности пользования электронными библиотеками, информационными фондами, каналами и увеличиваются способы доступа к ним. Следовательно, расширяется информационно-познавательное поле ребенка, позволяющее поддерживать его мотивацию, интерес и интеллектуальное развитие.

Дистанционные технологии ориентированы на использование различных форм самостоятельного обучения. Переход к обучению, где инициативной стороной является не только преподаватель, но и, прежде всего, сам учащийся, ведет к разрушению образовательных стереотипов и к тому, что сам обучающийся может выбирать как формы, так и способы обучения, время и формы взаимодействия. Развитие навыков самостоятельного обучения расширяет возможности ребенка и может в дальнейшем обусловить его профессиональные интересы.

Следовательно, необходимо, продолжая работу по означенным направлениям, искать и новые пути взаимодействия с семьями детей-инвалидов, новые подходы к социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья и развития, в том числе и программно-целевыми методами.