Нормативные документы, регулирующие деятельность общеобразовательного учреждения в сфере образования, разработаны в середине девяностых годов ХХ века или в начале первого десятилетия ХХI века. Содержательно они уже устарели. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", утвержденная Президентом Российской Федерации от 4 февраля 2010 года N Пр-271, Федеральный закон от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", новые ФГОС предъявляют к содержательной деятельности и результатам образования новые требования, делают необходимыми создание и реализацию общеобразовательным учреждением программы своего развития и совершенствования.
В то же время существующая система деятельности общеобразовательных учреждений и её финансирования, направленная на обеспечение сегодняшнего дня школы, не позволяет обеспечить ей работы на развитие. Принятие в скором времени нового закона "Об образовании" и нового типового положения об общеобразовательном учреждении потребует от общеобразовательного учреждения измениться в сжатые сроки. Для адаптации общеобразовательного учреждения к этим необходимым изменениям в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации разработана настоящая Программа. Она предусматривает оказание программно-целевым способом по наиболее важным направлениям помощи общеобразовательным учреждениям в создании условий для осуществления необходимых кардинальных изменений в деятельности и реализации программ развития.
Программный характер решения задач настоящей Программы обусловлен результативностью программных методов решения важных вопросов развития образования в Чукотском автономном округе в период 2001-2010 годов. Программными методами были решены вопросы кадрового обеспечения образовательной отрасли, оснащения её современными средствами обучения на уровне, превосходящем среднероссийские показатели. Целевая деятельность в сфере строительства, реконструкции и ремонта зданий и сооружений, создания в них нормативных и безопасных условий обучения позволила довести уровень количества детей, обучающихся в современных условиях в общеобразовательных учреждениях до 80 процентов.
Программно-целевые методы решения задач настоящей Программы позволят общеобразовательным учреждениям, сохраняя достигнутый уровень функционирования, одновременно получить дополнительную помощь для обеспечения стратегических направлений развития, что, в свою очередь, должно позволить общеобразовательным учреждениям и органам местного самоуправления, начиная с 2014 года самостоятельно обеспечивать поддержку модернизационного развития общего образования в режиме повседневной деятельности.