Недействующий

Об утверждении региональной целевой Программы строительства на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера Чукотского автономного округа, на 2001 - 2006 годы

ОГЛАВЛЕНИЕ


1. Введение

2. Состояние занятости производственно-экономической сфере Чукотского автономного округа. Перспективы его развития.

3. Количество и социальный состав граждан, переселяемых в соответствии с региональной программой. Обеспечение социальной сбалансированности процесса переселения.

4. Основные объемные и структурные характеристики программы строительства жилья для переселенцев.

5. Подбор районов вселения граждан.

6. Расчет необходимых затрат на организацию переселения граждан. Финансовое и организационное обеспечение программы.

7. Экономическая эффективность программы.

В соответствии с Законом Российской Федерации "О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации" Чукотский автономный округ является субъектом Российской Федерации". Его территория, площадью 737,5 тыс. кв. км - неотъемлемая часть Российской Федерации и составляет 7% всей территории Крайнего Севера.

В состав округа входят 8 административных районов:

Анадырский, Беринговский, Билибинский, Иультинский, Провиденский, Чаунский, Чукотский и Шмидтовский; город окружного подчинения - Анадырь. На территории округа расположены 3 города, 18 поселков и 40 национальных сел.

Территория округа располагает богатейшими природными ресурсами: золото, олово, ртуть, вольфрам, медь, нефть, газ, уголь, встречаются серебро, полимерные руды, редкие и рассеянные элементы.

Уникальность природных ресурсов Чукотки имеет важное значение в укреплении национальной экономики страны, использование сырьевых ресурсов обеспечивает воспроизводственный процесс в народно" хозяйстве, а также поступление валютных средств в казну государства. Продукция цветной металлургии имеет общероссийское и межгосударственное значение. Богата Чукотка и морскими биологическими ресурсами.

Основные производительные силы региона - это цветная металлургия, угольная промышленность, энергетика и сельское хозяйство (оленеводство, морзверобойный промысел).

Традиционными для горнодобывающей промышленности округа с момента освоения считалось олово коренное и россыпное, золото, вольфрам и уголь.

Количество разведанных запасов угля промышленных категорий теоретически позволит сохранить существующий уровень добычи в течение 40-45 лет. Угледобывающий комплекс в 1999 году обеспечил 9% выпуска общего объема промышленной продукции. Его положение остается нестабильным по причине продолжающейся реструктуризации угольной отрасли округа.

В соответствии с Программой ликвидации неперспективных предприятий угольной промышленности Российской Федерации прекращают свою деятельность ОАО "Шахта "Анадырская" и ОАО "Шахта "Беринговская". Вместе с тем, с целью удовлетворения потребности Чукотского автономного округа в топливно-энергетических ресурсах до ввода в эксплуатацию местных альтернативных источников энергоносителей, остается необходимость в продолжении разработки угольных месторождений, расположенных на территории округа. Для этого созданы два новых акционерных общества, шахта "Угольная" и шахта "Нагорная".

Кроме того, в настоящее время в лавах Анадырского месторождения подготовлено к освоению всего около 40 тыс. тонн угля. Для ввода в отработку новой лавы необходимо пройти порядка 350 м горных выработок, реальная добыча угля в ней начнется в августе-сентябре 2000 года.

Количественная геолого-экономическая оценка ресурсов углеводородного сырья показывает, что Чукотский регион располагает ресурсами нефти и газа, рентабельными для их промышленного освоения. Суммарные извлекаемые ресурсы УВ в наземных частях нефтегазоносных структур Чукотки оцениваются в 107,3 млн.т нефти и 382,2 млрд.м3 газа. При учете сопредельной шельфовой зоны Берингова моря, где расположены бассейны с установленной нефтегазоносностью, приведенные цифры возрастут в 3-5 раз. Значительно выше перспективы арктического шельфа Чукотки, в пределах которого извлекаемые запасы УВ оцениваются в 3-10 млрд.т условного топлива.

Абзац 12 утратил силу постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 11.11.2002 N 253

Настоящая Программа разработана в рамках федеральной целевой программы "Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в соответствии с Указом Президента РФ от 23.09.92 г. N 122 "О мерах по ускорению строительства на территории жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и должна обеспечить механизм и источники финансирования процесса переселения населения округа цивилизованным способом с предоставлением социальных льгот и жилья.

Целью реализации настоящей Программы является сокращение расходов на содержание неработающих пенсионеров и незанятого населения, постепенный переход Чукотского автономного округа на бюджетную самообеспеченность.

Численность населения округа в 2000 году составила 70,3 тысяч человек, из них 47,5 тысяч человек - городское и 22,9 тысячи человек - сельское население. Из них заняты в экономике округа на крупных и средних предприятиях и малом бизнесе 28,4 тысячи человек. Структурная перестройка народного хозяйства вызвали рост безработицы. По состоянию на 1 июля 2000 года службами занятости населения округа поставлено на учет 1911 человек, не занятых трудовой деятельностью, из них 1742 получили статус безработного. Уровень безработицы по округу составляет 5,3 %. В структуре безработных 54,8% составляют граждане рабочих профессий, 13,8% - служащие, 31,4% - другие категории. За I полугодие 2000 года выплачено пособий по безработице 8807891 рублей.

В среднем по округу на одно высвобождающееся рабочее место приходится соответственно незанятых граждан и безработных 8 человек. Незаполняемость вакансий объясняется рядом факторов. Основными причинами отказа в принятии на работу некоторой части граждан, направляемых отделами занятости, являются их низкая квалификация, отсутствие необходимого трудового стажа и неспособность адаптироваться к рыночным отношениям. Граждане отказываются от трудоустройства, мотивируя отказ низкой заработной платой в организации, задержками по выплате заработной платы.

В течение пяти предстоящих лет ожидается небольшое увеличение предложения рабочей силы за счет реструктуризации экономики. Предложение рабочей силы будет зависеть от уровня жизни населения, динамики заработной платы, пенсий, пособий и других социальных выплат. Ожидается небольшое увеличение спроса на рабочую силу в условиях сохраняющейся неполной занятости. Спрос на рабочую силу увеличится в сельском хозяйстве. Ожидаемые в прогнозируемом периоде позитивные сдвиги в сельском хозяйстве позволят увеличить численность занятых в отраслях сельского хозяйства в среднем на 500 человек. Однако эти позитивные изменения отразятся на уровне безработицы среди коренного населения Чукотского автономного округа.

Серьезными проблемами современного рынка труда в регионе являются:

- несбалансированность спроса и предложения рабочей силы;

- потеря трудового потенциала квалифицированных и высококвалифицированных специалистов в результате недоиспользования их рабочего времени, отсутствия реальной связи между доходом и уровнем профессионализма работников;

- все более ощутимый разрыв между качеством рабочей силы, требуемой работодателями и квалификацией, которой обладают соискатели рабочих мест Масштабы "недозанятости" составляют около тысячи человек в таких отраслях, как здравоохранение, образование, где нужны специалисты высокой квалификации: хирурги, педиатры, медсестры, педагоги, работники культуры и искусства для работы в отдаленных селах и поселках;