Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013-2020 ГОДЫ"

Глава 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом


1. Постановка и развернутая характеристика системной проблемы в сфере сельского хозяйства в Иркутской области

Иркутская область входит в зону рискованного земледелия, высокой степени гибели урожая.

Сельское хозяйство в общем объеме валового регионального продукта занимает около 7%. Среди субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа, Иркутская область занимает пятое место по производству продукции сельского хозяйства.

Сельскохозяйственным производством в Иркутской области занимаются 190 организаций, 3311 крестьянских (фермерских) хозяйств, 176,4 тысячи личных подсобных хозяйств.

За период реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" (2006-2010) и областной государственной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и поддержка развития рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Иркутской области на 2009-2012 годы", утвержденной постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 22 ноября 2008 года N 3/65-ЗС (далее - программа), произошла стабилизация производства валовой продукции сельского хозяйства (в 2011 году по отношению к 2010 году был обеспечен рост 1,4%) и производства пищевых продуктов, несколько улучшилась экономика сельскохозяйственных организаций, получила развитие деятельность крупных агропромышленных формирований, активизировалась работа по социальному развитию сельских территорий Иркутской области.

Благодаря значительным инвестиционным вложениям и использованию инновационных технологий существенно возросли темпы восстановления производства свинины и мяса птицы.

В целях укрепления материально-технической базы за годы реализации программы сельскохозяйственными товаропроизводителями Иркутской области приобретено 574 трактора, 110 зерноуборочных комбайнов, 62 кормоуборочных комбайна. Построено, реконструировано и модернизировано 44 молочно-товарные фермы, 11 свинарников, молочный завод, построена откормочная площадка.

В то же время необходимо отметить, что снижение объемов финансирования мероприятий программы в 2009-2010 годах не позволило сельскохозяйственным товаропроизводителям Иркутской области достигнуть запланированного уровня по технической и технологической модернизации сельского хозяйства.

Обеспеченность основными видами сельскохозяйственной техники остается ниже нормативной в 2 и более раза. Обеспеченность по тракторам составляет 58%, по зерноуборочным комбайнам 49%, по кормоуборочным комбайнам 38% от потребности, что не позволяет сельскохозяйственным товаропроизводителям в агротехнические сроки и без потерь выполнять полевые работы.

Проблемы обеспечения поступательного экономического развития агропромышленного комплекса Иркутской области сохраняются. Мировой финансовый кризис, начавшийся в 2008 году, а также засуха в 2009 - 2010 годах, охватившая более 30% территории Иркутской области, в которых сосредоточено более 50% посевных площадей, негативно отразились на динамике развития сельскохозяйственного производства.

Основными проблемами развития агропромышленного комплекса Иркутской области являются:

технико-технологическое отставание сельского хозяйства Иркутской области из-за недостаточного уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления модернизации и перехода к инновационному развитию;

ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры, возрастающей монополизации торговых сетей, слабого развития кооперации в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции;

недостаточные темпы социального развития сельских территорий Иркутской области, сокращение занятости сельских жителей при слабом развитии альтернативных видов деятельности, низкая общественная оценка сельскохозяйственного труда, отток трудоспособного населения, особенно молодежи.

В этих обстоятельствах создание условий для устойчивого развития сельских территорий Иркутской области, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства, их ресурсной и производственной базы на основе повышения его конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности становится приоритетным направлением экономической политики Иркутской области.

2. Правовое обоснование решения проблемы: обоснование соответствия решаемой проблемы приоритетным целям и задачам социально-экономического развития Иркутской области, полномочиям исполнительных органов государственной власти Иркутской области, положениям нормативных правовых актов

Долгосрочная целевая программа Иркутской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Иркутской области на 2013-2020 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717, Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года N 120.

Программа определяет цель, задачи и мероприятия развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности.

Программа разработана в соответствии с приоритетными направлениями, определенными Программой социально-экономического развития Иркутской области на 2011-2015 годы, утвержденной Законом Иркутской области от 31 декабря 2010 года N 143-ОЗ (раздел "Резюме Программы социально-экономического развития Иркутской области на 2011-2015 годы").

Пунктом 9 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлены полномочия исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по поддержке сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами).

Программа направлена на поддержку зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность на территории Иркутской области:

1) организаций, индивидуальных предпринимателей (далее - сельскохозяйственные товаропроизводители), осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в их доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год;

2) вновь созданных сельскохозяйственных организаций, индивидуальных предпринимателей (далее - вновь созданные сельскохозяйственные товаропроизводители), зарегистрированных на территории Иркутской области в году, предшествующему году обращения за государственной поддержкой, либо в текущем году, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции, при условии, что в их доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за весь период деятельности, в году предшествующем году обращения за государственной поддержкой или за соответствующий период текущего года, но не менее, чем за отчетный квартал;

3) граждан, ведущих личное подсобное хозяйство - в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" (далее - Федеральный закон "О личном подсобном хозяйстве");

4) сельскохозяйственных потребительских кооперативов (перерабатывающих, сбытовых (торговых), обслуживающих (в том числе кредитных), снабженческих, заготовительных), созданных в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации";

5) крестьянских (фермерских) хозяйств, созданных в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве";

6) организаций потребительской кооперации, осуществляющих закуп сельскохозяйственной продукции у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство в соответствии с Федеральным законом "О личном подсобном хозяйстве", ее первичную и (или) последующую (промышленную) переработку;

7) организаций агропромышленного комплекса по производству пищевых продуктов (далее - организации агропромышленного комплекса).