ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 01 июня 2007 года N 551
ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В ВИДЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ВРЕМЕННОГО ПРИЮТА"
{УТРАТИЛ СИЛУ:
Приказ министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 17.07.2009 г. N 738-мпр}
В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", Законом Иркутской области от 29 декабря 2004 года N 130-оз "О порядке и условиях социального обслуживания граждан в Иркутской области", руководствуясь положением о департаменте социальной защиты населения Иркутской области, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Установить государственный стандарт Иркутской области "Социальное обслуживание отдельных категорий граждан в Иркутской области. Социальное обслуживание в виде предоставления временного приюта".
2. Настоящий приказ подлежит официальному опубликованию в газете "Областная".
Заместитель главы администрации
Иркутской области - директор
департамента социальной защиты
населения Иркутской области
С.В. Круть
УСТАНОВЛЕН:
приказом департамента
социальной защиты населения
Иркутской области
от 01 июня 2007 N 551
Настоящий стандарт разработан в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", Законом Иркутской области от 29 декабря 2004 года N 130-оз "О порядке и условиях социального обслуживания граждан в Иркутской области".
1. Настоящий стандарт распространяется на социальные услуги, оказываемые гражданам областными государственными учреждениями социального обслуживания, предоставляющими временный приют (далее - учреждения), и устанавливает виды и объем социальных услуг при предоставлении временного приюта (далее - социальные услуги) и требования к порядку, качеству и условиям оказания этих услуг.
2. В соответствии с настоящим стандартом социальные услуги предоставляются следующим категориям граждан:
1) гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, в первую очередь гражданам пожилого возраста и инвалидам;
2) гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;
3) гражданам, утратившим социально полезные связи, в первую очередь гражданам, освобождаемым из мест лишения свободы.
3. Граждане, которым оказываются социальные услуги учреждениями, именуются в дальнейшем клиентами.
4. Действие настоящего стандарта не распространяется на осуществление социального обслуживания в виде предоставления временного приюта специализированными учреждениями социального обслуживания для несовершеннолетних.
Социальное обслуживание клиентов в учреждениях осуществляется путем оказания им социальных услуг по следующим видам:
1. Социально-бытовые услуги, направленные на поддержание жизнедеятельности клиентов социальной службы в быту:
а) предоставление клиентам жилой площади, помещений для организации реабилитационных и лечебных мероприятий, лечебно-трудовой деятельности, культурного и бытового обслуживания;
б) предоставление клиентам в пользование мебели согласно утвержденным нормативам;
в) предоставление клиентам мягкого инвентаря (одежды, обуви, нательного белья и постельных принадлежностей) согласно утвержденным нормативам;
г) организация питания;
д) оказание социально-бытовых услуг индивидуально обслуживающего и гигиенического характера клиентам, неспособным по состоянию здоровья выполнять обычные житейские процедуры, в том числе такие действия, как встать с постели, лечь в постель, одеться и раздеться, умыться, принять пищу, пить, пользоваться туалетом или судном, передвигаться по дому и вне дома, ухаживать за зубами или челюстью, пользоваться очками или слуховыми аппаратами, стричь ногти, брить бороду и усы;
е) предоставление транспорта при необходимости перевоза клиентов в учреждения для лечения, участия в культурных мероприятиях, если по состоянию здоровья клиент не может воспользоваться общественным транспортом;
ж) содействие в получении предусмотренных законодательством Российской Федерации льгот и преимуществ в социально-бытовом обеспечении;
з) содействие в направлении в стационарные учреждения социального обслуживания;
и) обеспечение сохранности вещей и ценностей, принадлежащих клиентам;
к) организация ритуальных услуг (при отсутствии у умерших клиентов родственников или их нежелании заняться погребением).
2. Социально-медицинские услуги, направленные на поддержание и улучшение здоровья клиентов:
а) проведение первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки;
б) обеспечение ухода с учетом состояния здоровья, в том числе оказание санитарно-гигиенических услуг (обтирание, обмывание, гигиенические ванны, стрижка ногтей, причесывание и т.п.);
в) содействие клиентам в получении медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых и территориальных программ обязательного медицинского страхования в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях;
г) оказание первой доврачебной помощи;
д) оказание первичной медико-санитарной помощи;
е) наблюдение за состоянием здоровья;
ж) содействие в госпитализации, сопровождение нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения;
з) содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;
и) проведение в соответствии с назначением лечащего врача медицинских процедур (прием лекарств, подкожные и внутримышечные введения лекарственных препаратов, наложение компрессов, перевязка, обработка пролежней, раневых поверхностей, выполнение очистительных клизм, забор материалов для проведения лабораторных исследований, оказание помощи в пользовании катетерами и другими медицинскими изделиями) при наличии лицензии на медицинскую деятельность данного вида;
к) содействие в прохождении медико-социальной экспертизы;
л) помощь в медико-социальной адаптации и реабилитации;
м) содействие в проведении или проведение реабилитационных мероприятий социально-медицинского характера, в том числе в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
н) содействие в обеспечении техническими средствами ухода и реабилитации;
о) организация лечебно-оздоровительных мероприятий;
п) организация лечебно-трудовой деятельности;
р) проведение санитарно-просветительной работы для решения вопросов возрастной адаптации;
с) оказание помощи в получении предусмотренных законодательством Российской Федерации социально-медицинских услуг.
3. Социально-психологические услуги, предусматривающие коррекцию психологического состояния клиентов для их адаптации в среде обитания (обществе):
а) оказание психологической помощи, в том числе беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса клиентов;
б) социально-психологическое и психологическое консультирование;
в) экстренная психологическая помощь.
4. Социально-педагогические услуги, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития клиентов социальных служб, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга:
а) анимационные услуги, организация и проведение клубной и кружковой работы для формирования и развития интересов клиентов;
б) услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией: создание условий для использования остаточных трудовых возможностей, участия в лечебно-трудовой деятельности; проведение мероприятий по обучению доступным профессиональным навыкам, восстановлению личностного и социального статуса;
5. Социально-экономические услуги, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня клиентов:
а) содействие в получении полагающихся льгот, пособий, компенсаций, алиментов, и других выплат в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) содействие в решении вопросов занятости: трудоустройстве, направлении на курсы подготовки, поиске временной (сезонной) работы и др.
6. Социально-правовые услуги, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов клиентов:
а) консультирование по вопросам, связанным с правом граждан на социальное обслуживание в государственной и негосударственной системах социальных служб и защиту своих интересов;
б) помощь в оформлении документов;
в) оказание помощи в вопросах, связанных с пенсионным обеспечением;
г) содействие в получении страхового медицинского полиса;
д) получение по доверенности пенсий, пособий, других социальных выплат.
При принятии решения об оказании клиентам конкретных социальных услуг в учреждениях учитываются интересы клиента, состояние его здоровья, специфика трудной жизненной ситуации, в которой находится клиент, содержание индивидуальной программы реабилитации (при наличии такой программы), кратковременность или длительность потребности в этих услугах, материальные возможности клиента и другие объективные факторы.
1. Деятельность учреждений в сфере обеспечения качества предоставляемых социальных услуг должна быть направлена на полное удовлетворение нужд клиентов, непрерывное повышение качества оказываемых социальных услуг и эффективности социальной адаптации и реабилитации клиентов, находящихся в трудной жизненной ситуации.
2. Основными факторами, влияющими на качество социальных услуг, оказываемых клиентам в учреждениях, являются:
1) наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует учреждение;
2) условия размещения учреждения;
3) укомплектованность учреждения специалистами, имеющими соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, знания и опыт, необходимый для выполнения возложенных на них обязанностей;
4) специальное и табельное техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура и т.д.);
5) состояние информации об учреждении, порядке и правилах оказания социальных услуг клиентам;
6) наличие собственной и внешней систем (служб) контроля за деятельностью учреждения.
3. Социальные услуги, оказываемые клиентам в учреждениях, должны отвечать следующим критериям:
1) полнота оказания социальных услуг в соответствии с установленными требованиями и их своевременность;
2) результативность (эффективность) оказания социальных услуг:
а) материальная (степень решения материальных или финансовых проблем клиента), оцениваемая непосредственным контролем результатов оказания социальных услуг;
б) нематериальная (степень улучшения психоэмоционального, физического состояния клиента, решения его правовых, бытовых и других проблем в результате оказания ему социальных услуг), оцениваемая косвенным методом, в том числе, путем проведения социальных опросов, при этом должен быть обеспечен приоритет клиента в оценке качества оказанных ему социальных услуг.
4. Социальные услуги, оказываемые клиентам в учреждениях, должны обеспечивать своевременное, полное и в соответствующей форме квалифицированное оказание помощи в решении проблем и вопросов, интересующих клиентов, удовлетворять их запросы и потребности в целях создания им нормальных условий жизнедеятельности.
5. Социальные услуги, оказываемые клиентам в учреждениях, должны соответствовать установленным нормам, нормативами, санитарно-гигиеническим требованиям и оказываться с учетом состояния здоровья клиентов.
6. Руководитель учреждения несет полную ответственность за политику в области качества социальных услуг, оказываемых клиентам, представляющую собой задачи, основные направления и цели учреждения в области качества. Он должен обеспечить разъяснение и доведение этой политики до всех структурных подразделений и сотрудников учреждения, четко определить полномочия, ответственность и взаимодействие всего персонала учреждения, осуществлять руководство и контроль за деятельностью по оказанию социальных услуг и их качеством.
1. Порядок и условия оказания социальных услуг в учреждениях установлены в соответствии с положениями Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", Федерального закона от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", Закона области, приказа департамента социальной защиты населения Иркутской области от 07.02.2007 г. N 141 "Об утверждении Положения о порядке и условиях осуществления социального обслуживания в виде предоставления временного приюта областными государственными учреждениями социального обслуживания" и других нормативных правовых актов Российской Федерации и Иркутской области.
2. Социальные услуги в учреждениях оказываются клиентам на основании договоров, заключаемых с учреждениями.
3. Заключение договора на социальное обслуживание в виде предоставления временного приюта осуществляется на основании заявления гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления или общественного объединения в учреждения социального обслуживания (в том числе в учреждения иных форм собственности), которые принимают решение о приеме на социальное обслуживание в виде предоставления временного приюта, либо об отказе в приеме.
4. При получении социальных услуг клиенты должны иметь право на: