Стратегической целью государственной политики, определенной Программой социально-экономического развития Иркутской области на 2011 - 2015 годы, является повышение качества человеческого потенциала, создание условий для нового экономического роста Иркутской области, обеспечение пространственного и инфраструктурного развития области, повышение устойчивости системы государственного управления.
Достижение этой цели во многом зависит от эффективности системы образования, её интеграции с наукой и производством, обеспеченности экономики высокопрофессиональными кадрами.
Развитие системы образования Иркутской области во многом определяется сложившейся демографической и социально-экономической ситуацией в регионе и характеризуется следующими особенностями:
1. По состоянию на 1 февраля 2012 в Иркутской области функционирует 975 общеобразовательных учреждений, из них 930 муниципальных и 45 областных государственных общеобразовательных учреждений. Число обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях составляет 265 250 чел., из них 57 786 чел. обучается в учреждениях, расположенных в сельской местности.
В 2011 году, впервые за последние 10 лет, в Иркутской области произошло увеличение контингента обучающихся (за счет школьников городских общеобразовательных учреждений). Вместе с тем, в сельской местности количество обучающихся продолжает сокращаться. Кроме этого, наблюдается снижение темпов роста численности обучающихся в первых классах.
В общеобразовательных учреждениях области не решена кадровая проблема. Уровень обеспеченности школ кадрами составляет 99,4% и численность учителей продолжает снижаться. По состоянию на 20 сентября 2011 года в общеобразовательных учреждениях области работало 19 752 учителя, что на 588 чел. меньше по сравнению с 2010 годом (в 2007 году данный показатель составлял 22 915 чел., в 2008 году- 24 479 чел., в 2009 году - 21 179 чел., в 2010 году - 20 340 чел.).
Негативным фактором является и "старение коллектива". В школах области увеличилось количество учителей, достигших пенсионного возраста. В 2011 году данный показатель составлял 24,8% и увеличился по сравнению с предыдущим годом на 5% (в 2007 году - 21,5 %, в 2008 году - 22,5 %, в 2009 году - 19,9%, в 2010 году - 19,8%). Наряду с этим, отмечены некоторые положительные тенденции: увеличение численности учителей общеобразовательных учреждений, имеющих стаж педагогической работы до 5 лет. В 2011 году их численность составила 9,2%, что на 0,2% больше чем в 2010 году (в 2008 году - 9,2%, в 2009 году - 8,9%, в 2010 году - 9%).
2. Подсистема дошкольного образования представлена 965 учреждениями, из них 59 учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Учреждения посещает 105 752 ребенка или 57% от общей численности детей в возрасте от 1 года до 7 лет, проживающих в области.
Спрос населения на услуги дошкольного образования не соответствует имеющемуся предложению мест в учреждениях дошкольного образования.
В целях удовлетворения потребности населения в дошкольном образовании детей в области реализуется областная государственная целевая программа поддержки и развития учреждений дошкольного образования на 2009 - 2014 годы, утвержденная постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 25.06.2008 N 44/52-ЗС. За период реализации программы предусмотрен ввод дошкольных образовательных учреждений общей мощностью 17 980 мест.
Вместе с тем, принимаемые меры, в том числе по открытию дополнительных групп в действующих дошкольных образовательных учреждениях, строительству к ним пристроев, реконструкции ранее закрытых и введению вариативных форм дошкольного образования, пока не решают проблему удовлетворения спроса населения в указанных услугах.
3. Подсистема профессионального образования области представлена сетью из 55 образовательных организаций среднего профессионального образования.
Более 15% выпускников организаций профессионального образования ежегодно не продолжают обучение в данных организациях. Доля выпускников средней школы, поступающих в профессиональные образовательные организации, постепенно снижается, что является одним из следствий демографического спада. Между тем, основной спрос на рынке труда составляют квалифицированные рабочие кадры.
В сфере профессионального образования накоплен определенный опыт реализации программ профессиональной подготовки школьников на базе Учебно-производственных комбинатов, Центров образования, организаций дополнительного образования детей, организаций среднего профессионального образования (далее - СПО), вечерних (сменных) и общеобразовательных школ.
{абз. 12-14 разд. 1 Программы в редакции приказа министерства образования Иркутской области от 08.11.2013 N 108-мпр}
В области не создана единая слаженная система мониторинга и прогнозирования структуры подготовки квалифицированных рабочих, специалистов, бакалавров и магистров, служащих в соответствии с требованиями рынка труда. Не отработаны механизмы реагирования системы общего и профессионального образования на изменяющиеся требования рынка труда, конкретного работодателя и потребности абитуриентов.
С целью частичного решения данных проблем в 2011 году в соответствии с распоряжением министерства образования Иркутской области проведена оптимизация сети учреждений НПО и СПО: 10 образовательных учреждений НПО и СПО были реорганизованы в 4 учреждения СПО, 6 учреждений НПО повысили статус и стали учреждениями СПО. Основная цель данной оптимизации - создание многоуровневых учреждений профессионального образования.
4. В подсистеме дополнительного образования детей в области функционирует 125 учреждений, в том числе 118 муниципальных учреждений дополнительного образования детей и 7 областных учреждений дополнительного образования.
В связи с сокращением сети учреждений дополнительного образования детей (на 9 учреждений) отмечается сокращение числа обучающихся, охваченных дополнительным образованием. Если в 2009 учебном году дополнительное образование получало 128 286 детей и подростков Иркутской области (64,8% от общего числа обучающихся), то в 2010 году - 126 721 обучающийся (64,2%), в 2011 году - 122 057 чел. (46%).
Наиболее востребованными и преобладающими в деятельности учреждений дополнительного образования детей из 7 реализуемых направлений являются художественное (31,8% от общего числа обучающихся, охваченных дополнительным образованием) и спортивное (26,1%).
В некоторых общеобразовательных учреждениях области отмечено использование ставок педагогов дополнительного образования для углубленного изучения отдельных предметов, при этом занятия в рамках дополнительного образования ведут учителя школы.
5. Подсистема специального образования представлена различными общеобразовательными учреждениями.
В Иркутской области 17 675 детей (6,7% от общего количества обучающихся образовательных учреждений) с ограниченными возможностями здоровья, которые обучаются в 258 общеобразовательных школах и 37 специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, с задержкой психического развития, умственной отсталостью. Большая часть детей с нарушениями интеллекта легкой степени (59%) обучаются в муниципальных образовательных учреждениях, в том числе для 28% детей образовательный процесс организован в 524 классах-комплектах, 37% детей данной категории обучаются интегрировано, 35% - в областных специальных коррекционных образовательных учреждениях.
В подсистеме образовательных учреждений для детей, нуждающихся в особой заботе государства, стабильно растет количество воспитанников.
Анализ результатов проведенного в 2009 году первичного мониторинга "Подготовка воспитанников интернатных учреждений к самостоятельной жизни" показал, что только 49% воспитанников имеют средний уровень подготовки к самостоятельной жизни, 47% - средний уровень социально-правовой компетентности, 39% - средний уровень профессионально-трудовой готовности.
Таким образом, эффективное функционирование системы образования Иркутской области сдерживается имеющимися проблемами. Однако самой важной из них остается проблема недостаточной эффективности кадровой политики.
В области управления кадровыми ресурсами системы образования Иркутской области выявлены:
1) низкие темпы обновления педагогических кадров, большая доля преподавателей пенсионного возраста (2009 год - 20,6%, 2010 год - 19,9%, 2011 год - 19,6%);