Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 05 мая 2012 года N 230-пп

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА РАБОТ ПО ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ В ЛЕСАХ И ТУШЕНИЯ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ НА ТЕРРИТОРИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

____________________________________________________________________
Утратил силу со дня издания Приказа Минприроды России от 08.07.2014 N 313.
____________________________________________________________________

В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьей 67 Устава Иркутской области, Правительство Иркутской области


ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемый Порядок работ по противопожарной профилактике в лесах и тушения лесных пожаров на территории Иркутской области.

2. Настоящее постановление действует до издания уполномоченным федеральным органом исполнительной власти нормативного правового акта по вопросу организации охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров).

3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.

Губернатор
Иркутской области
Д.Ф. Мезенцев


УТВЕРЖДЕН

постановлением Правительства

Иркутской области

от 5 мая 2012 года N 230-пп

ПОРЯДОК РАБОТ ПО ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ В ЛЕСАХ И ТУШЕНИЯ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ НА ТЕРРИТОРИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Глава 1. ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ПРОФИЛАКТИКА В ЛЕСАХ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

1. В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации в целях предотвращения и тушения лесных пожаров проводят комплекс организационно-технических мероприятий в соответствии с действующим законодательством.

Настоящий Порядок применяется к правоотношениям, связанным с тушением лесных пожаров, и в части не противоречащей нормативным правовым актам Российской Федерации.

Определения используемых в настоящем Порядке терминов содержаться в Приложении 1 к настоящему Порядку.

2. Обеспечение охраны лесов от пожаров, в том числе противопожарной профилактики, предотвращение и пресечение нарушений правил пожарной безопасности возложено на территориальные подразделения (управления) агентства лесного хозяйства Иркутской области. В районах, где отсутствуют возможности проведения противопожарных мероприятий наземным методом, профилактика, обнаружение и тушение лесных пожаров обеспечивается авиационной охраной лесов.

3. Мероприятия по противопожарной профилактике в лесах подразделяются на три основные группы: предупреждение возникновения лесных пожаров, ограничение распространения лесных пожаров и организационно - технические и другие мероприятия, обеспечивающие пожарную устойчивость лесного фонда.

4. Предупреждение возникновения лесных пожаров осуществляется посредством лесной пропаганды и агитации, регулирования посещаемости лесов населением, государственного пожарного надзора в целях контроля за соблюдением правил пожарной безопасности, организационно - технических и лесоводственных мероприятий, снижающих вероятность возникновения пожаров.

5. Ограничение распространения пожаров заключается в повышении пожароустойчивости насаждений (естественного и искусственного происхождения) за счет регулирования состава древостоев, очистки их от захламленности и своевременного проведения выборочных и сплошных санитарных рубок и рубок ухода, очистки лесосек от порубочных остатков, противопожарного обустройства лесов, включающего создание системы противопожарных барьеров, сети дорог и водоемов, а также в контролируемом выжигании не покрытых лесной растительностью участков лесного фонда.

6. Организационно - технические и другие мероприятия, повышающие пожарную устойчивость лесного фонда, заключаются: в закреплении участков леса за населенными пунктами, организациями, предприятиями; подготовке местного населения к работам по предупреждению, обнаружению, тушению лесных пожаров; строительстве и ремонте противопожарных объектов; работе с органами власти, арендаторами и т.д.

7. По времени и оперативности проведения профилактические мероприятия подразделяются на: плановые, выполняемые по заранее разработанному проекту независимо от уровня текущей пожарной опасности в лесу (противопожарная пропаганда, благоустройство лесной территории, устройство минерализованных полос, противопожарных дорог и водоемов), и регламентированные текущим уровнем пожарной опасности в лесу (в том числе, дежурство пожарных команд, регулирование посещаемости лесов населением, патрулирование).

Глава 2. РАБОТЫ ПО ТУШЕНИЮ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ НА ТЕРРИТОРИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

8. В целях обеспечения своевременного обнаружения лесных пожаров лесничества обязаны:

осуществлять в соответствии с планами противопожарного устройства лесов строительство наземных наблюдательных пунктов в виде вышек, мачт и других сооружений различной конструкции, позволяющих вести наблюдения за появлением над пологом леса признаков возникающего пожара;

организовать наблюдение за лесами с наблюдательных пунктов, патрулирование лесной охраны, в необходимых случаях с привлечением авиации;

проводить на территории лесничества все необходимые подготовительные работы к авиационному патрулированию лесов в районах, обслуживаемых базами авиационной охраны лесов, и обеспечить взаимодействие в работе по обнаружению и разведке возникших пожаров с соответствующими авиаотделениями;

проводить подготовку и инструктаж лесной охраны, работников лесопожарных формирований по вопросам обнаружения лесных пожаров и порядка передачи информации о них соответствующим пунктам (лесничество, леспожарное формирование, авиаотделение) для организации тушения;

проводить разъяснительную работу среди населения по вопросам предупреждения, обнаружения и тушения лесных пожаров.

9. Система и порядок выполнения предупредительных (профилактических) противопожарных мероприятий, а также режим работы лесопожарных служб в зависимости от степени пожарной опасности в лесах по условиям погоды изложены в Рекомендациях по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб, утверждённых заместителем Федеральной службы лесного хозяйства России Одинцовым Д.И. 11 ноября 1997 года (далее - Рекомендации по противопожарной профилактике в лесах).

10. Для обнаружения и контроля за состоянием и динамикой развития лесных пожаров используется спутниковая информация, получаемая с искусственных спутников Земли (ИСДМ-Рослесхоз).

11. В целях повышения ответственности и эффективности использования авиационных и наземных сил и средств пожаротушения земли лесного фонда разделяют на зону авиационной и зону наземной охраны лесов. Зона авиационной охраны лесов подразделяется на районы, в которых обнаружение и тушение лесных пожаров проводится авиабазами (район авиационной охраны) и районы наземной охраны, в которых обнаружение и тушение лесных пожаров производится наземными лесопожарными формированиями.

12. В зоне наземной охраны лесной фонд также подразделяется на районы применения лесной охраны, пожарно - химических станций, механизированных отрядов и т.п., то есть все работы по охране лесов осуществляются только наземными силами и средствами.

13. Пожарные наблюдательные вышки, мачты и другие сооружения строятся в плановом порядке в лесных массивах, в которых проектируется развитие наземных сил и средств борьбы с лесными пожарами. Строительство и размещение наблюдательных пунктов, в том числе передвижных, должно вестись с учетом рельефа местности (выбираются возвышенные места) и с таким расчетом, чтобы вся их сеть позволяла обеспечить максимальный обзор охраняемой территории, своевременно обнаруживать возникающие пожары и определять их места методом засечек с двух-трех пунктов. При этом размещение пунктов и работа на них наблюдателей должны быть увязаны между соседними лесопожарными формированиями.

14. Наблюдательные пункты строятся в виде металлических и деревянных вышек или мачт, павильонов либо других сооружений по утвержденным типовым проектам. Чтобы сократить расходы на строительство и обеспечить наблюдение с одного пункта за большей территорией их размещают на возвышенных местах. Не следует располагать пункты далее 10-12 км друг от друга, так как большие расстояния ухудшают возможности обзора.

15. Для удобства обслуживания наблюдательные пункты по возможности размещают вблизи от населенных пунктов, кордонов, дорог и рек, а пункты, оснащенные телевизионными установками, - в местах с наличием электроэнергии.

16. Все наблюдательные пункты, как постоянные, так и временные (передвижные) обеспечиваются связью с ближайшим лесничеством, пожарно - химической станцией или лесопожарным формированием.

17. Для определения места лесных пожаров методом засечек следует использовать на наблюдательных пунктах геодезические угловые инструменты.

18. В регистрационном журнале (тетради) для записи обнаруженных очагов пожаров наблюдатель записывает следующую информацию:

время обнаружения пожара (месяц, число, час, минуты);

характеристика обнаруженного очага загорания (по видимым признакам);

отсчет по азимутальному кругу, в направлении которого обнаружен пожар (или номер квартала или условной клетки, где действует пожар);

время сообщения о пожаре в лесничество;

должность и фамилия лица, принявшего сообщение о пожаре.

19. В случае обнаружения пожара на территории соседнего лесничества дежурный, принявший соответствующую информацию с наблюдательного пункта, обязан немедленно передать ее в это лесничество.

20. При установке на пожарных вышках и мачтах телевизионной камеры наблюдение за лесом ведется оператором по экрану видеоконтрольного устройства.

21. Руководство работой наблюдателей на пожарных наблюдательных пунктах и ответственность за надлежащую организацию их работы возлагается на руководителя лесопожарного формирования.

22. Для своевременного обнаружения лесных пожаров организуется патрулирование работников лесопожарных формирований.

23. Патрулирование лесов проводится по маршрутам, установленным (запланированным) с учетом классов пожарной опасности насаждений, наличия источников огня и класса пожарной опасности по погодным условиям, а также других факторов, оказывающих влияние на возможность возникновения лесных пожаров.

24. Патрулирование проводится командами лесопожарных формирований на автомашинах, мотоциклах, мопедах, велосипедах, мотолодках, на верховых лошадях и др. При этом патрульный, патрульная группа должны иметь набор средств для тушения обнаруженного пожара.

25. Протяженность патрульных маршрутов, в зависимости от уровня пожарной опасности, может быть различной. Патрульные, как правило, обеспечиваются биноклями и средствами связи с лесничеством и лесопожарным формированием для сообщения обо всех обнаруженных лесных пожарах и принятых мерах по их тушению.

26. Лесничества и лесопожарные формирования обязаны принимать все необходимые меры по своевременному обнаружению и ликвидации лесных пожаров: обеспечивать получение в течение пожароопасного сезона информации о степени пожарной опасности в лесу по условиям погоды, своевременное доведение ее до работников лесной охраны и лесопожарных формирований, руководителей предприятий, организаций и учреждений, других юридических и физических лиц, осуществляющих использование лесов или имеющих объекты на территории лесного фонда, а также до населения.

27. Работники лесной охраны, работники лесопожарных формирований при обнаружении признаков лесного пожара (дыма, запаха гари) обязаны немедленно принять меры, чтобы найти очаг горения. При невозможности потушить возникший пожар немедленно сообщить о нем в диспетчерский пункт лесничества, лесопожарного формирования или на прямой номер лесной охраны 8-800-100-94-00, используя для этого имеющиеся у них средства связи или средства связи ближайших предприятий, организаций и учреждений (телефон, радио), независимо от ведомственной принадлежности.

28. Авиационное патрулирование входит в комплекс работ по авиационной охране лесов, осуществляемых базами авиационной охраны лесов в соответствии с Инструкцией по авиационной охране лесов, утверждённой приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 22 сентября 1993 года N 122 (далее - Инструкция по авиационной охране лесов).

29. В целях обеспечения более эффективной работы и повышения ответственности подразделений авиационной и наземной охраны лесов по обнаружению и тушению пожаров на землях лесного фонда, леса в зоне авиационной охраны разделяют на районы, в которых тушение должно производится авиационной или наземной охраной лесов от пожаров.

30. Отнесение территорий в зоне авиационной охраны лесов к районам авиационной или наземной охраны проводится лесничествами и авиаотделениями.

31. Авиационное патрулирование лесов заключается в систематическом наблюдении с воздуха за обслуживаемой лесной территорией с целью своевременного обнаружения лесных пожаров и выявления нарушений правил пожарной безопасности в лесах.

Авиапатрулирование проводится по утвержденным маршрутам.

32. При 1 классе пожарной опасности авиапатрулирование, как правило, не проводится. Могут назначаться эпизодические полеты для контроля за состоянием действующих пожаров и оказания помощи командам, работающим на тушении ранее возникших пожаров.

33. С наступлением пожарной опасности в лесу по условиям погоды и по мере ее усиления интенсивность авиапатрулирования увеличивается:

при малой пожарной опасности (2 класс) до начала горимости патрулирование проводится каждые 1-2 дня;

основанием для назначения ежедневного однократного патрулирования является наступление средней пожарной опасности (3 класс) или наличие пожаров в дни со 2 классом пожарной опасности;

основанием для назначения двухкратного ежедневного патрулирования является наступление высокой пожарной опасности (4 класс) или наличие пожаров в дни с 3 классом пожарной опасности;

основанием для назначения трехкратного ежедневного патрулирования является наступление высокой пожарной опасности (5 класс) или наличие пожаров в дни с 4 классом пожарной опасности.

Частота патрулирования зависит так же от размера финансирования этих работ.

34. В тех районах, где имеется достаточная сеть наземных наблюдательных пунктов, авиационное патрулирование может осуществляться в виде эпизодических патрульных полетов в периоды высокой пожарной опасности в лесах по условиям погоды для проведения контроля, противопожарной пропаганды и выполнения других специальных заданий.

Режим авиапатрулирования устанавливается в соответствии с Инструкцией по авиационной охране лесов. Для обнаружения скрытых очагов горения, которые могут явиться источником возникновения лесных пожаров, а также скрытых очагов высоких температур на кромках локализованных лесных пожаров применяют тепловизоры, устанавливаемые на патрульных самолетах и вертолетах.

35. Лесничества, в которых проводится авиационная охрана лесов от пожаров, обязаны:

совместно с авиаотделениями провести разделение охраняемой территории на районы пожаротушения;

организовать проведение инструктажа лесной охраны по всем вопросам взаимодействия с авиационной охраной лесов;

подготовить пункты приема донесений с самолета, а в районах работы вертолетов оборудовать своими силами посадочные площадки у лесопожарных формирований, лесничеств, в местах нахождения пожарно - химических станций и жительства работников лесной охраны, у лесных массивов, наиболее опасных в пожарном отношении, и др. (методическое руководство подготовкой площадок для вертолетов осуществляет авиаотделение);

иметь соответствующие радиосредства для связи с патрульным самолетом (вертолетом), если в месте расположения лесопожарного формирования нет радиостанций авиаотделений;

оказывать необходимую помощь работникам авиапожарной службы при возвращении их к месту базирования после ликвидации лесных пожаров.

36. Своевременное обнаружение и ликвидация возникающих пожаров в лесах может быть обеспечено лишь при наличии в лесничествах и лесопожарных формированиях достаточного количества средств связи и хорошо организованной работы лесничеств и лесопожарных формирований.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»