Настоящая Программа разработана в соответствии с федеральной целевой программой "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 (далее - ФЦП "Жилище").
ФЦП "Жилище" является основанием для разработки Программы, создания благоприятных условий для ежегодного наращивания объемов жилищного строительства на территории муниципальных образований Иркутской области, что будет способствовать развитию строительной отрасли и достижению целей социально-экономического развития Иркутской области.
В Иркутской области по состоянию на 1 января 2010 года общая площадь жилых помещений составила 51 372,1 тыс. кв. м, в том числе общая площадь жилых помещений, непригодных для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа составляет 4 183,6 тыс. кв. метров, при этом доля жилых помещений, отнесенных к жилым помещениям с высоким уровнем износа, составляет 6,4%, жилых помещений, непригодных для проживания - 1,6%.
Строительство БАМа осуществлялось более 30 лет назад, но до настоящего времени в зоне БАМа находятся в эксплуатации построенные для строителей БАМа временные сборно-щитовые дома, жилые вагончики.
Существовавшая в годы строительства БАМа жилищная проблема решалась путем возведения временных поселков контейнерного типа со сборно-щитовыми домами, которые предназначались для строителей, геологоразведочных и изыскательских экспедиций, осуществлявших свою деятельность в зоне БАМа. Временные поселки существуют до сих пор, несмотря на то, что согласно документации они были предназначены для жилья на несколько лет - на период строительства БАМа.
В Иркутской области находятся шесть муниципальных районов, на территории которых проходит БАМ: муниципальное образование города Бодайбо и района, Усть-Кутское муниципальное образование, муниципальное образование "Жигаловский район", муниципальное образование Иркутской области "Казачинско-Ленский район", муниципальное образование Киренский район, муниципальное образование Мамско-Чуйского района. Жилищный фонд указанных муниципальных районов, расположенных в зоне БАМа, отнесенный к непригодному для проживания, и (или) жилищный фонд с высоким уровнем износа (более 70 процентов) составляет 503 тыс. кв. метров или 12% от всего жилищного фонда, непригодного для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа на территории Иркутской области.
Кроме того, на территориях муниципального образования города Братска и района, муниципального образования "Нижнеилимский район" и муниципального образования "Тайшетский район" в период строительства БАМа располагались производственные базы строительных организаций и временные жилые помещения для строителей, которые эксплуатируются до настоящего времени. Жилищный фонд, признанный на 1 января 2010 года непригодным для проживания, и (или) жилищный фонд с высоким уровнем износа (более 70 процентов) на этих территориях составляет 474 тыс. кв. метров или 11,3% от всего жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) с высоким уровнем износа (более 70 процентов) на территории Иркутской области.
С учетом всех территорий, расположенных в зоне БАМа, жилищный фонд, непригодный для проживания, и (или) жилищный фонд с высоким уровнем износа (более 70 процентов) составляет 23,3% (978 тыс. кв. метров) от всего жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) с высоким уровнем износа (более 70 процентов) на территории Иркутской области.
В Программе принимают участие шесть муниципальных районов и городских округов Иркутской области, которые смогли подтвердить наличие жилищного фонда, признанного на 1 января 2010 года непригодным для проживания, и (или) с высоким уровнем износа (более 70 процентов), расположенного в зоне БАМа (далее - участники мероприятий Программы), а именно:
муниципальное образование Иркутской области "Казачинско-Ленский район", в том числе: Магистральнинское муниципальное образование, Ульканское муниципальное образование;
Усть-Кутское муниципальное образование, в том числе: Усть-Кутское муниципальное образование (городское поселение), Звезднинское муниципальное образование;
муниципальное образование города Братска;
муниципальное образование "Братский район", в том числе: Вихоревское муниципальное образование, Зябинское муниципальное образование;
муниципальное образование "Тайшетский район", в том числе: Квитокское муниципальное образование;
муниципальное образование "Нижнеилимский район", в том числе: муниципальное образование "Железногорск-Илимское городское поселение", Видимское муниципальное образование.
При этом жилищный фонд, расположенный в зоне БАМа, признанный на 1 января 2010 года в установленном порядке непригодным для проживания, и (или) жилищный фонд с высоким уровнем износа (более 70 процентов) (далее - жилищный фонд, непригодный для проживания, и (или) жилищный фонд с высоким уровнем износа, расположенный в зоне БАМа), на этих территориях составляет 79,305 тыс. кв. метров, в нем проживает 1 591 семья или 4 227 человек. Показатели участников мероприятий Программы приведены в таблице 1.
Таблица 1. Показатели участников мероприятий Программы
N | Наименование муниципального образования Иркутской области | Жилищный фонд, непригодный для проживания, и (или) жилищный фонд с высоким уровнем износа, расположенный в зоне БАМа, | Количество проживающих в жилищном фонде, непригодном для проживания, и (или) жилищном фонде с высоким уровнем износа, расположенном в зоне БАМа, в том числе: | |
семей | человек | |||
1. | Муниципальное образование Иркутской области "Казачинско-Ленский район", в том числе: | 18, 407 | 371 | 989 |
1.1. | Магистральнинское муниципальное образование | 5, 414 | 100 | 272 |
1.2. | Ульканское муниципальное образование | 12, 993 | 271 | 717 |
2. | Усть-Кутское муниципальное образование, в том числе: | 28, 651 | 572 | 1 539 |
2.1. | Усть-Кутское муниципальное образование (городское поселение) | 27, 691 | 551 | 1 487 |
2.2. | Звезднинское муниципальное образование | 0,960 | 21 | 52 |
3. | Муниципальное образование города Братска | 25, 350 | 509 | 1 321 |
4. | Муниципальное образование "Братский район", в том числе: | 1, 935 | 47 | 106 |
4.1. | Вихоревское муниципальное образование | 0,381 | 13 | 30 |
4.2. | Зябинское муниципальное образование | 1,554 | 34 | 76 |
5. | Муниципальное образование "Тайшетский район", в том числе: | 0,974 | 17 | 42 |
5.1. | Квитокское муниципальное образование | 0,974 | 17 | 42 |
6. | Муниципальное образование "Нижнеилимский район", в том числе: | 3,986 | 75 | 230 |
6.1. | муниципальное образование "Железногорск-Илимское городское поселение" | 1, 987 | 39 | 123 |
6.2. | Видимское муниципальное образование | 1, 999 | 36 | 107 |
Итого: | 79, 305 | 1 591 | 4 227 |
Жилищная проблема остается одной из наиболее актуальных в социальной сфере Иркутской области. В настоящее время дефицит жилых помещений усугубляется большой степенью износа жилищного фонда, несоответствием условий проживания в нем нормативным требованиям.
Прекращение финансирования строительства в зоне БАМа привело к тому, что объемы постоянного жилищного фонда на территории Иркутской области, построенного для обслуживания БАМа и социальной инфраструктуры поселков, не позволили разместить строителей, оставшихся после остановки работ на БАМе. Поэтому они вынуждены проживать в сборно-щитовых домах, срок амортизации которых давно истек.
Недостаточные темпы обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в жилищном фонде, непригодном для проживания, и (или) жилищном фонде с высоким уровнем износа, расположенном в зоне БАМа, влекут обращения граждан в органы государственной власти Иркутской области. За последние пять лет на территории Иркутской области, расположенной в зоне БАМа, улучшение жилищных условий осуществляется в рамках реализации областной целевой программы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Иркутской области на период до 2019 года", утвержденной постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 30 октября 2003 года N 31/7-ЗС, и долгосрочной целевой программы "Социальное развитие села Иркутской области на 2011-2014 годы", утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 18 октября 2010 года N 267-пп.
Финансовые возможности областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Иркутской области, несмотря на финансирование за счет средств федерального бюджета, не позволяют решить в рамках данной Программы проблему переселения всех граждан, проживающих в жилых помещениях, непригодных для проживания, и (или) жилых помещениях с высоким уровнем износа, расположенных в зоне БАМа.