Недействующий

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 июня 1997 года N 158-пг

О СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ РХБЗ ОБЛАСТИ

{УТРАТИЛ СИЛУ:
Постановление главы администрации Иркутской области от 04.02.2003 г. N 5-пг}

На основании пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", пунктов 4, 7, 14 постановления Правительства Российской Федерации от 05.11.95 г. N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", руководствуясь пунктом 4 статьи 33 Устава области, в целях обеспечения подготовки и содержания в готовности органов, на которые возложены обязанности по своевременному обнаружению и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражении (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды, постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о сети наблюдения и лабораторного контроля радиационного, химического, биологического (бактериологического) загрязнения (РХБЗ) Иркутской области и ввести его в действие с 20 мая 1997 года.

2. Общее руководство сетью наблюдения и лабораторного контроля области (СНЛК) возложить на штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области (Каменский А.И.).

И.о. главы администрации
В.И.ИВАНОВ


Утверждено
постановлением главы
администрации области
от 13.06.97 N 158-пг

ПОЛОЖЕНИЕ о сети наблюдения и лабораторного контроля радиационного, химического и биологического загрязнения Иркутской области

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Положение определяет организацию, основные задачи и порядок функционирования Сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) на территории Иркутской области и разработано в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.11.1995 г. N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. "

2. СНЛК области является составной частью сил и средств наблюдения и лабораторного контроля единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Общее руководство Сетью наблюдения и лабораторного контроля возлагается на Штаб по делам ГО и ЧС области. Непосредственное руководство подведомственными учреждениями СНЛК осуществляют государственные комитеты, ведомства и организации, включенные в структуру СНЛК.

3. Наблюдение и лабораторный контроль организуется и проводится в целях:

своевременного обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды открытых водоемов, растительности и др.) при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;


_______________________________

Наблюдение - способ разведки, обеспечивающих своевременное

обнаружение зараженности (загрязненности) объектов

окружающей среды, продовольствия, пищевого и

фуражного сырья, питьевой воды РВ, ОВ, СДЯВ и БС с

помощью технических средств.

Лабораторный - обнаружение в пробах объектов окружающей среды,

контроль продовольствии, пищевом и фуражом сырье,

питьевой воде, клиническом материале искомого

агента (Для БС - после проведения специфической

индикации)

Индикация - комплекс мероприятий, позволяющий подтвердить факт

заражения (загрязнения) РВ, ОВ, СДЯВ, БС и

определить их вид.

принятие экстренных мер по защите населения, сельскохозяйственного производства от радиоактивных (РВ), отравляющих (ОВ), сильнодействующих ядовитых (СДЯВ) веществ, биологических (бактериологических) средств - возбудителей инфекционных заболеваний.

4. Система наблюдения и лабораторного контроля сформирована на основе учреждений, организаций, служб, отраслевых научно - исследовательских учреждений, комитетов, надзорных органов, функционирующих на территории области.

В случаях ухудшения радиационной, химической или биологической обстановки решением Комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) к работе в интересах СНЛК привлекаются академические и отраслевые научно-исследовательские учреждения.

5. Штаб по делам ГО и ЧС Иркутской области организует и координирует деятельность учреждений, включенных в СНЛК, руководит их деятельностью при ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, контролирует состояние готовности сети наблюдения и лабораторного контроля к действиям в условиях мирного и военного времени, организует обучение, подготовку (переподготовку) специалистов, обеспечивает взаимодействие со специализированными учреждениями Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности России и Министерства внутренних дел Российской Федерации.

II. ОРГАНИЗАЦИЯ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ


6. В систему наблюдения и лабораторного контроля Иркутской области включены:

1. Иркутское территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (ЦГМС и ЦМС).

2. Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов.

3. Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

4. Унитарный государственный региональный специализированный комбинат радиационной безопасности "Радон".

5. Федеральный горный и промышленный надзор (Иркутский округ).

6. Иркутский центр стандартизации, метрологии и сертификации.

7. Главное управление сельского хозяйства области.

8. Областная ветеринарная лаборатория.

9. Государственный центр санитарно-эпидемиологического надзора на Восточно-Сибирской железной дороге.

10. Комитет по труду администрации области.

7. На учреждения СНЛК возлагается:

- измерение мощности доз радиоактивного излучения на подведомственной территории;

- установление наличия в воздухе, почве и растительности в районе расположения учреждения ОВ, СДЯВ и проведение их индикации;

- установление на контролируемой территории факта загрязнения РВ, ОВ, СДЯВ воды открытых водоемов, используемой для нужд рыбного хозяйства, питьевой воды на контролируемых городских водопроводных станциях, на выпусках сточных вод и осуществление идентификации ОВ и СДЯВ;

- установление наличия РВ, ОВ, СДЯВ в перерабатываемой, выпускаемой, перевозимой и хранящейся пищевой продукции, продовольствии, пищевом сырье;

- определение удельной и объёмной активности радионуклидов в пробах продовольствия, пищевого сырья, воды, пищевой продукции (перерабатываемой, выпускаемой, перевозимой и хранящейся);

- определение на контролируемых объектах зараженности продовольствия пищевого сырья, воды ОВ, СДЯВ, осуществление их окончательной идентификации (только для центральных лабораторий);

- установление радионуклидного состава исследуемых проб (только для центральных лабораторий);

- установление вида биологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных болезней при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени в пробах, отобранных из продовольствия, пищевого сырья, питьевой воды и др.

- отбор и доставка проб в соответствующие учреждения СНЛК для проведения экспертизы по определению их загрязнения РВ, ОВ, СДЯВ.

8. Учреждения и организации наиболее подготовленные к выполнению задач СНЛК являющиеся головными, кроме того выполняют следующие задачи:

- осуществляют сбор, обобщение и анализ информации о радиоактивном, химическом и биологическом (бактериологическом) заражений;

- разрабатывают нормативно-методические документы для подчиненных подразделений СНЛК;

- осуществляют методическое руководство подчиненными учреждениями СНЛК при проведении всех видов лабораторных исследований;

- организуют подготовку (переподготовку) специалистов СНЛК.

Головные учреждения СНЛК являются подразделениями повышенной готовности со сроками приведения в готовность 6-8 часов.

В целях повышения устойчивости функционирования СНЛК в мирное и военное время головные учреждения СНЛК должны иметь дублеров ведомственного подчинения на уровне городов (районов).

9. Учреждения СНЛК в зависимости от профиля деятельности должны иметь следующие документы:

- ведомственное Положение (инструкцию) о работе СНЛК, согласованную со штабом ГО и ЧС области (города, района);

- соответствующий штат и табель к штату;

- план-график перевода учреждения с мирного на военное положение;

- перечень особо опасных заболевание и поражений людей, сельскохозяйственных животных и растений ;

- перечень сильнодействующих ядовитых веществ, нарабатываемых на химических предприятиях и хранящихся на территории объекта (региона);

- перечень потенциально опасных объектов в радиационном, химическом и биологическом отношении;

- инструкцию о порядке ведения радиационного, химического, биологического наблюдения (разведки) и порядок оповещения о загрязнении объектов окружающей среды;

- инструкцию о порядке передачи информации о загрязнении объектов окружающей среды со схемой связи;

- нормы допустимых уровней радиоактивного загрязнения, предельно допустимых концентраций ОВ и СДЯВ в воздухе, питьевой воде, продовольствии, пищевом и фуражном сырье на мирное и военное время;

- журнал регистрации отобранных проб (поступивших) и учета результатов анализов;

- журнал радиационного, химического и биологического (бактериологического) наблюдения (разведки);

- план подготовки и развития учреждения СНЛК на текущий год и на перспективу;

- схему оповещения, сбора личного состава учреждения в рабочее и нерабочее время;

- функциональные обязанности специалистов учреждений ;

- переговорные таблицы, табели срочных донесений для передачи информации по подчиненности ив территориальный штаб по делам ГО и ЧС.

III. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ, ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ УЧРЕЖДЕНИЯМ СНЛК


10. Функционирование СНЛК осуществляется в трех режимах.

В режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальная радиационная, химическая, микробиологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотий, эпифитотий) наблюдение и лабораторный контроль проводится в объёме задач, установленных для данного учреждения директивным (вышестоящим) органом. Информация о результатах наблюдения и лабораторного контроля представляется по установленному регламенту в вышестоящую организацию по подчиненности.

В режиме повышенной готовности (ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, микробиологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, прогноз о возможном возникновении чрезвычайной ситуации к угрозе начала войны) наблюдение и лабораторный контроль проводится в объеме задач, предусмотренных настоящим Положением.

Информация об ухудшении обстановки, обнаружении в воздухе, почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом и фуражном сырье и др. РЗ, СДЯВ в концентрациях (уровнях радиации), превышающих фоновые значения или ПДК (ПДУ), а также ОВ и БС; о случаях опасных для жизни и здоровья инфекционных заболеваний людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения природной среды передается учреждениями СНЛК В вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующий территориальный штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Передача информации осуществляется в сроки, не превышающие 2-х часов с момента обнаружения признаков угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, и далее с периодичностью не более 4-х часов в формализованном и неформализованном виде по существующим каналам связи.

В режиме чрезвычайной ситуации (возникновение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в мирное время применение противником современных средств поражения в военное время наблюдение и лабораторный контроль проводится в объёме задач, предусмотренных настоящим Положением.

Экстренная информация об обнаружении в объектах окружающей среды (воздухе, почве, воде), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье РВ, СДЯВ в количествах, значительно превышающих фоновые значения или ПДК (ПДУ), а также ОВ и БС; о массовых вспышках особо инфекционных заболеваний (поражений) людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующий территориальный штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Передача экстренной информации (уведомления) осуществляется в формализованном и неформализованном виде по имеющимся каналам связи немедленно и с последующим письменным подтверждением (донесением) не позднее 2-х часов с момента уведомления о возникновении чрезвычайной ситуации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»