За последние три года растет число школ, разрабатывающих и внедряющих различные варианты содержания образовательного процесса через реализацию программ углубленного изучения отдельных предметов, развитие сети классов компенсирующего обучения, открытие профильных классов: военных, милицейских, педагогических, экономических, спортивных, введение в школьный компонент учебного плана новых предметов: риторики, психологии, экологии, валеологии, граждановедения, экономики, различных интегрированных курсов.
Муниципальные органы управления образованием уделяют должное внимание созданию условий для выбора учащимися и их родителями типа школы, уровня обучения, вида образовательной программы, учебников, формы получения образования. В общеобразовательных школах Камчатской области по каждому учебному предмету действует более двух вариативных программ, выбор которых обеспечен учебниками более 700 наименований.
Процент обеспеченности учащихся учебной литературой для начальной школы составляет 84 %, для основного - 80 и среднего общего образования 53 %. Вместе с тем, в фонде учебной литературы школьных библиотек 11 % учебников являются морально устаревшими, 60 % - физически изношенными, имеется острая потребность в новых учебниках и особенно для 4-х летней начальной школы. В общем числе школьных учебников доля новых учебников составляет лишь 8 %.
В 1999-2000 учебном году в 17 общеобразовательных школах открыто 69 классов по программам углубленного изучения предметов гуманитарного цикла, в которых изучается 1364 школьника, 34 класса естественно-научного профиля с контингентом учащихся 680 человек, 4 класса технического профиля углубленно изучающие черчение и 2 класса спортивной направленности.
В школах области успешно реализуются программы начального образования, образовательный процесс в которых строится как на использовании традиционных методик обучения, так и на системах развивающего обучения по методикам Эльконина-Давыдова, Занкова. 43,4 % учащихся в настоящее время обучаются по программам четырехлетней начальной школы.
В области проводится работа по осуществлению постепенного перехода начальной школы на четырехлетний срок обучения. В 2 школах апробируется комплект учебников нового поколения для начальной школы, разработанный Ассоциацией "Школа-2000".
В 60 общеобразовательных школах вечерней и дневной форм обучения функционирует 325 классов компенсирующего обучения, в которых обучаются 4189 школьников.
В 30 школах области открыты классы профильной подготовки учащихся, работающие на основе договоров о сотрудничестве с государственными и негосударственными учебными заведениями среднего и высшего профессионального образования гг. Петропавловск-Камчатского, Санкт-Петербурга, Москвы, Хабаровска.
В области накоплен определенный опыт работы по выявлению и созданию условий для самореализации детям, имеющим повышенную мотивацию к познавательной деятельности. Развиваются и совершенствуются областные очно-заочные физико-математическая и эколого-биологическая школы, школа юных литературных дарований при Камчатской писательской организации.
На отделениях математики, физики, химии областной очно-заочной физико-математической школы ежегодно обучается более 300 человек, из которых до 20 % занимаются по заочной форме. В Елизовском филиале открыто отделение математики восьмых, девятых, десятых классов, где обучается 63 человека. В 2000 году физико-математическую школу окончили 51 одиннадцатиклассник, в том числе 16 учащихся сельских школ области. Из них поступили в высшие профессиональные учебные заведения 42 человека (82 %). 5 учащихся девятых и десятых классов уехали продолжать обучение в специализированном учебно-научном центре Новосибирского государственного университета.
На биологическом и экологическом отделениях областной очно-заочной эколого-биологической школы обучаются 94 учащихся8-11-х классов, из них 42 человека - учащиеся сельских школ. Филиалы школы открыты в с. Мильково, Усть-Большерецком и Быстринском районах. Из 20 выпускников этой школы в 2000 г. в высшие и средние профессиональные учебные заведения биологического и медицинского профиля поступило 7 человек (35 %).
В системе общего и начального профессионального образования Камчатской области ежегодно проводится 14 предметных олимпиад, в которых в 1999-2000 учебном году приняло участие 649 школьников из гг. Петропавловска-Камчатского, Вилючинска, Елизовского, Мильковского, Усть-Большерецкого районов. Трое школьников стали победителями и призерами зонального этапа предметных олимпиад по математике, физике, биологии и один учащийся 10-го класса средней школы N 2 г. Вилючинска Исаков М. занял третье место на финальном этапе Всероссийской олимпиады по биологии.
Широко реализуя принцип вариативности, позволяющий педагогическим коллективам образовательных учреждений выбирать и конструировать образовательный процесс по любой модели, заниматься научной разработкой и практическим обновлением новых педагогических идей и технологий, ряд образовательных учреждений Камчатской области работают в инновационном режиме, имея статус Федеральной, областной и городской экспериментальных площадок. На Федеральном уровне с 1998 года работает УВК "Детский сад, школа, гимназия" N 33 г. Петропавловск-Камчатский по проблеме "Последовательность и преемственность в развитии индивидуальных способностей ребенка 5-17 лет в условиях отдаленных территорий", в 1999 году статус Федеральной экспериментальной площадки присвоен сш N 42 г. Петропавловска-Камчатского по проблеме "Роль гармонизации в развитии личности ребенка в условиях педагогического процесса".
Осуществляя отработку общих подходов к целям и содержанию лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений различных типов и видов, являющихся основой государственной системы контроля, управлением в 1999 году пролицензировано 40 государственных и 32 негосударственных образовательных учреждения, проведена государственная аттестация Камчатского политехнического техникума, лицея N 46 г. Петропавловска-Камчатского, общеобразовательных школ Мильковского района.
Практически все образовательные учреждения имеют лицензии, вместе с тем не все образовательные учреждения прошли государственную регистрацию как юридические лица. Обозначилась проблема организации контроля за соблюдением образовательными учреждениями контрольных лицензионных нормативов.
В стадии становления находится система аттестации и аккредитации образовательных учреждений. В соответствии с Законом Камчатской области ."О лицензировании и аттестации образовательных учреждений в Камчатской области", отработана методика проведения аттестации общеобразовательных учреждений.
Основными препятствиями для широкого разворачивания процедуры аттестации является отсутствие государственных образовательных стандартов, пробелы в правовом регулировании организации аттестации, ограниченные штатные возможности органов управления образованием в проведении аттестационных процедур, сложность разработки качественных педагогических измерительных материалов, тестов, применяемых для оценки уровня и качества подготовки учащихся по отдельным учебным дисциплинам.
Специальное (коррекционное) образование.
Система специального (коррекционного) образования области представлена учреждениями для детей с интеллектуальными нарушениями (VIII вида), составляющими наиболее многочисленную группу детей с ограниченными возможностями здоровья, учреждением для глухих и слабослышащих детей (1 вида), классами выравнивания при общеобразовательных школах для детей, имеющих задержку психического развития (VII вида).
За последние годы произошли следующие изменения в структуре специального (коррекционного) образования:
- сократилось общее число школ и школ-интернатов для детей с особыми нуждами: с пяти в 1992 году до 4 в 1999 г, соответственно уменьшилась численность воспитанников в них - с 979 в 1992 г. до 606 в 1999;
- значительно увеличилось число специальных (коррекционных) классов в общеобразовательных школах районов области - если в 1992 г. таких классов было 3, то в 1999 г. их число составило 39, численность обучающихся в них возросла с 31 до 396 человек. .
Одной из причин этих изменений является улучшение условий для медико-психолого-педагогической диагностики, что привело к открытию дошкольных групп для умственно отсталых детей, детей с задержкой психического развития, детей с общим недоразвитием речи в дошкольных учреждениях, а также классов выравнивания в общеобразовательных школах. Уже в 1992 г. было открыто 37 классов выравнивания в общеобразовательных школах области, в 1999 г. их насчитывается 43.
Другой причиной структурных изменений в системе специального образования явился процесс интеграции детей с особыми нуждами и нормально развивающихся учащихся, вызванный естественным желанием родителей воспитывать и обучать своих детей в условиях общеобразовательной школы и на территории своего района.
Слаба материально-техническая база коррекционных образовательных - учреждений. В школах и школах-интернатах не хватает учебно-производственного оборудования - станков и инструментов, наглядных пособий, что отражается на качестве учебного процесса и трудовой подготовки.
Ощущается острый дефицит профессионально подготовленных кадров в специальных (коррекционных) учреждениях области. В среднем, только 1,8 % от общего числа учителей коррекционных школ и школ-интернатов имеют высшее специальное образование, остальные имеют высшее и среднее профессиональное педагогическое образование, что сказывается на эффективности процесса обучения данной категории детей.