Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ОВОЩЕВОДСТВА ЗАЩИЩЕННОГО ГРУНТА В НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012-2013 ГОДЫ "

1. Технико-экономическое обоснование Программы

Рациональное питание человека предусматривает равномерное потребление овощей в течение года. По данным Российской академии медицинских наук минимальная норма потребления овощей в год должна составлять не менее 120 кг на человека, в том числе тепличных овощей (томаты, огурцы, баклажаны, перец и др.) - 12-15 кг на человека. Фактически в области в год потребляется 100 кг овощей на человека, в том числе тепличных – около 10 кг на человека. За счет собственного производства обеспечивается только 6 кг тепличных овощей на человека в год (50 % минимально необходимого количества).

Климатические условия области не позволяют производить овощи в открытом грунте круглый год. Производство их в межсезонный период возможно лишь в специальных культивационных сооружениях с использованием технологий овощеводства защищенного грунта. Одним из ключевых методов овощеводства закрытого грунта является производство овощей в теплицах.

Социальная значимость производства овощей, высокая рентабельность, наличие рынков сбыта являются важнейшими предпосылками к развитию овощеводства защищенного грунта.

Кроме того, развитие отрасли повлечет повышение эффективности всей отрасли овощеводства, так как овощеводство открытого грунта тесно связано с овощеводством закрытого грунта - дополняя друг друга, вместе они обеспечивают круглогодичный процесс производства овощей, а также повышение конкурентоспособности овощей за счет строительства новых тепличных комплексов и модернизации существующих.

Овощеводство защищенного грунта характеризуется высокой экономической эффективностью. При сложившейся структуре затрат и уровне цен рентабельность производства овощей защищенного грунта на протяжении последних 5 лет составляет не ниже 25-30 %. В области имеются благоприятные условия и возможности для развития этой отрасли.

Реализация мероприятий Программы будет способствовать повышению устойчивости и развитию экономики области, обеспечению экономического роста, привлечению инвестиций, повышению производительности труда, освоению собственной ресурсной базы области и привлечению дополнительных финансовых ресурсов в область, в том числе за счет более активного участия в реализации приоритетных национальных проектов и федеральных целевых программ, повышению эффективности расходования бюджетных средств, что соответствует Концепции социально-экономического развития области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, утвержденной областным законом от 31.12.2010 N 912-ОЗ.

Сдерживающим фактором увеличения производства овощей в защищенном грунте является малое количество тепличных комплексов для их производства и мощностей по переработке овощей.

В целях достижения устойчивого развития овощеводства защищенного грунта и увеличения производства конкурентоспособной продукции необходимо обеспечить государственную поддержку внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий.

Системный и взаимосвязанный характер актуальных проблем дальнейшего развития овощеводства защищенного грунта в области требует их решения на принципах программно-целевого метода государственного управления, которые предусматривают формулирование системы целей, задач, целевых показателей для оценки эффективности реализации Программы, разработку приоритетных направлений и программных мероприятий, определение необходимых объемов финансирования, разработку механизма управления Программой.

Выполнению поставленных задач в Программе могут помешать системные риски, являющиеся следствием воздействия негативных факторов и имеющихся в обществе социальных и экономических проблем. К основным рискам относятся следующие:

макроэкономические риски, обусловленные ухудшением внутренней и внешней конъюнктуры мировых цен на отдельные товары российского экспорта, снижением темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, которые не позволят интенсифицировать развитие овощеводства защищенного грунта в области и усилят зависимость развития отрасли от государственных инвестиций;

законодательные риски, выражающиеся в недостаточном совершенстве законодательной базы по регулированию сельскохозяйственной деятельности и в сложности процедуры оформления права собственности на землю из земель сельскохозяйственного назначения. При этом сложности юридического оформления права собственности на земельные участки ограничивают возможность сельскохозяйственным организациям использовать землю в качестве предмета залога и не позволяют сельскохозяйственным товаропроизводителям привлекать финансовые ресурсы на реальных рыночных условиях.