В соответствии с областным законом от 05.12.2011 N 1129-ОЗ "О Концепции социально-экономического развития области на 2012-2014 годы" одной из основных задач социальной политики области является усиление социальной защиты, совершенствование системы социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов, проведение мероприятий по обеспечению их профессиональной подготовки и трудоустройству, создание условий для реализации их потребностей и индивидуальных программ реабилитации, в первую очередь детей-инвалидов.
В Программе предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на достижение поставленных задач по совершенствованию системы комплексной реабилитации детей-инвалидов с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии, проживающих в детском доме-интернате.
По состоянию на 01 января 2012 года в Новгородской области проживает 2290 детей-инвалидов (в 2010 году - 2314 детей-инвалидов, в 2009 году – 2310 детей-инвалидов) или 2,1 % численности детского населения.
Среди заболеваний, приводящих к инвалидности, лидирующее место занимают психические расстройства - 28,0 % (2009 год – 28,6 %, 2008 год – 29,7 %), врожденные аномалии – 22,7 % (2009 год – 22,4 %, 2008 год – 21,8 %), болезни нервной системы – 18,5 % (2009 год – 16,9 %, 2008 год – 16,2 %).
Таблица 1 - Возрастная структура детской инвалидности
Возраст | 2008 год | 2009 год | 2010 год |
До 4 лет | 13,9 % | 15,7 % | 16,9 % |
От 5 до 9 лет | 25,4 % | 25,5 % | 26,3 % |
От 10 до 14 лет | 32,4 % | 32,8 % | 32,3 % |
Подростки в возрасте 15-17 лет | 28,3 % | 26,0 % | 24,5 % |
В число наиболее актуальных задач в сфере защиты прав детей-инвалидов входит создание условий для их реабилитации, обеспечивающих комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение индивидуального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В области создана и успешно функционирует сеть учреждений социального обслуживания детей-инвалидов (далее учреждения социального обслуживания):
реабилитационный центр "Виктория";
реабилитационный центр "Юрьево";
5 отделений для детей с ограниченными возможностями в центрах социальной помощи семье и детям;
детский дом-интернат.
В 2011 году услугами учреждений социального обслуживания воспользовались 974 семьи, в которых воспитывается 1239 детей-инвалидов.
Стационарное социальное обслуживание детей-инвалидов с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии, нуждающихся по состоянию здоровья в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также в социально-трудовой реабилитации, осуществляет детский дом-интернат.
В детском доме-интернате проживает 104 ребенка-инвалида, для 59,6 % воспитанников доступна социальная адаптация и формирование навыков личной гигиены, для 29,0 % - привитие определенных трудовых навыков. Воспитанники детского дома-интерната находятся на полном государственном обеспечении.
Детский дом-интернат реализует права детей на охрану здоровья: оказывается бесплатная медицинская, стоматологическая и психиатрическая помощь, проводятся профилактические осмотры, делаются прививки, массаж, физиолечение, проводятся занятия лечебной физкультурой, ведется реабилитационная работа. Воспитанники обеспечены необходимыми средствами реабилитации.
В рамках социально-трудовой реабилитации воспитанники детского дома-интерната обучаются доступным профессиональным навыкам (дворник, санитарка-уборщица, грузчик), навыкам самообслуживания, поведению в быту и общественных местах.
Но, несмотря на проводимую специалистами детского дома-интерната работу, уровень освоения социально-бытовых и профессиональных навыков детьми-инвалидами, проживающими в детском доме-интернате, остается невысоким. Поэтому после достижения 18-летнего возраста воспитанники детского дома-интерната переводятся во взрослые психоневрологические интернаты области.
Таблица 2 - Показатели, характеризующие развитие воспитанников детского дома-интерната
N N п/п | Наименование показателя | Значение показателя | ||
первое полугодие 2009 года | первое полугодие 2010 года | первое полугодие 2011 года |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Количество детей-инвалидов, проживающих в детском доме-интернате (чел.) | 128 | 115 | 104 |
2. | Количество детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги, направленные на восстановление социально-бытовых навыков (чел.) | 45 | 47 | 62 |
3. | Уровень освоения воспитанниками детского дома-интерната социально-бытовых навыков (%) | 30 | 30 | 30 |
4. | Количество детей-инвалидов, получивших начальные навыки по предпрофессиональной подготовке (чел.) | 25 | 27 | 30 |
5. | Уровень освоения воспитанниками детского дома-интерната профессиональных навыков (%) | 25 | 25 | 30 |
6. | Количество детей-инвалидов, достигших 18-летнего возраста (чел.),в том числе проживающих: | 55 | 59 | 47 |
в семьях | 2 | 2 | 1 | |
самостоятельно | - | - | - | |
направлено в психоневрологические интернаты области | 53 | 57 | 46 |
Выполнение мероприятий Программы позволит обеспечить комплексный многопрофильный подход к организации социально-реабилитационного процесса, направленного на привитие ребенку навыков и умений бытовой и профессиональной деятельности на уровне, соответствующем его физическому, психологическому и социальному потенциалу, необходимых для самостоятельного проживания, а также планомерное решение задач по повышению квалификации специалистов, осуществляющих данный вид деятельности.
Выполнению поставленных задач могут помешать риски, сложившиеся в обществе под воздействием социально-экономических проблем, больше всего отражающихся на жизнедеятельности детей-инвалидов. Преодоление рисков возможно путем своевременного реагирования и корректировки мероприятий Программы, направленных на достижение поставленных задач.