Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ В НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011-2012 ГОДЫ"

Описание Программы


1. Технико-экономическое обоснование Программы

Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 28 июля 2010 года N 637 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке региональных программ развития торговли", областным законом от 01.02.2010 N 670-ОЗ "О разграничении полномочий областной Думы и Администрации области в области регулирования торговой деятельности на территории области".

За последние годы в сфере торговли на территории области происходят позитивные количественные и качественные изменения.

На 1 января 2009 года количество действующих на территории области торговых объектов составило 6000 единиц, в том числе 4100 магазинов, 950 отделов, 400 киосков, 550 павильонов.

Оборот розничной торговли за 2009 год по области составил 54,3 млрд.рублей, что выше уровня предыдущего года на 2,9% в сопоставимых ценах.

Ведущая роль в обеспечении населения области товарами принадлежит стационарной торговле, на долю которой приходится 86,6% объема оборота розничной торговли.

Обеспеченность населения области площадью торговых объектов на 1 января 2010 года составила 515,0 кв.м на 1 тыс.жителей. При достаточно высоком областном показателе имеет место неравномерность размещения торговых объектов в муниципальных образованиях. Существует проблема обеспечения доступности торговых объектов для лиц с ограниченными возможностями.

В настоящее время отдельные показатели, характеризующие состояние розничной торговли на территории области, приобретают тенденцию к снижению.

N п/п

Наименование показателя

Значение показателя по годам:

2007

2008

2009

1

2

3

4

5

1.

Оборот розничной торговли (млн.руб.)

34403,0

48130,0

54284,0

2.

Индекс физического объема оборота розничной торговли в % к предыдущему году

117,8

123,5

102,9

3.

Индекс физического объема оборота розничной торговли на рынках и ярмар ках в % к предыдущему году

106,2

83,6

82,1

4.

Оборот розничной торговли на душу населения (тыс.руб.)

52,5

74,1

84,0

5.

Индекс физического объема оборота розничной торговли на душу населения в % к предыдущему году

119,0

124,5

103,9

Индекс физического объема оборота розничной торговли в % к преды дущему году:

6.

продовольственные товары

115,3

121,6

104,3

непродовольственные товары

120,0

125,2

101,5

На протяжении 2009 года в области наблюдалась положительная, выше среднероссийской, динамика оборота розничной торговли. В настоящее время темп роста оборота розничной торговли по Российской Федерации увеличивается, а в области на фоне высоких значений прошлого года наблюдается снижение показателя.

Начиная с 2008 года показатель среднедушевого розничного товарооборота имел тенденцию к росту, что позволило области с предпоследнего девятого места по Северо-Западному федеральному округу переместиться на седьмое место в 2008 году и на шестое - в 2009 году.

Положительным фактором явился приход на территорию области федеральных торговых сетей. Если до 2008 года значительная доля денежных средств населения области вывозилась в Санкт-Петербург, то в настоящее время покупательские предпочтения остаются на стороне предприятий торговли, расположенных на территории области. На сегодняшний день в области размещены торговые объекты семи федеральных сетевых компаний, основная часть которых находится в областном центре.

Одной из основных причин невысокого объема среднедушевого оборота розничной торговли является низкий уровень денежных доходов на душу населения в области.

В 2009 году по уровню денежных доходов населения область находилась на седьмом месте по Северо-Западному федеральному округу.

Для увеличения показателя оборота розничной торговли на душу населения, кроме повышения уровня доходов населения области в целях увеличения покупательной способности, необходимо способствовать развитию конкуренции на потребительском рынке области, а также привлечению денежных средств из-за пределов области, в том числе за счет развития индустрии туризма.

В настоящее время розничную торговлю непродовольственными товарами на территории области осуществляют региональные операторы. Территориальная близость таких мегаполисов, как Москва и Санкт-Петербург, где непродовольственные товары представлены в более широком ассортименте по конкурентным ценам, способствует оттоку денежных средств из области. Покупку дорогостоящих товаров (автомобили, бытовая техника, видеотехника, мебель) многие жители области предпочитают совершать именно в этих городах.

На территории области организовано 50 розничных рынков, в том числе 32 универсальных, 15 специализированных сельскохозяйственных и 3 специализированных непродовольственных.

Несмотря на то, что количество розничных рынков на территории области увеличивается, оборот розничной торговли на них неуклонно снижается.

Необходимо дальнейшее развитие сельскохозяйственных розничных рынков на территории области, поскольку данный формат торговли является одним из основных путей по расширению возможностей реализации продукции сельхозтоваропроизводителей напрямую потребителям, минуя посредников, в целях обеспечения населения области продукцией высокого качества по доступным ценам.

Низкая эффективность использования торговых мест на сельскохозяйственных розничных рынках является следствием недостаточной работы, проводимой органами местного самоуправления по созданию условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Основными проблемами в области розничной торговли на территории области являются следующие:

недостаточный уровень покупательной способности, сложившийся вследствие как внутренних причин (низкие среднедушевые денежные доходы населения области), так и внешних (недостаточное привлечение денежных средств из-за пределов области);

низкий уровень конкуренции на рынке непродовольственных товаров области;