АДМИНИСТРАЦИЯ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2010 года N 453
О ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА" НА 2011-2015 ГОДЫ
В целях реализации государственной политики в отношении инвалидов, создания условий для их реабилитации и социальной интеграции в обществе, повышения уровня жизни инвалидов в области Администрация Новгородской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить долгосрочную областную целевую программу "Доступная среда" на 2011-2015 годы (далее Программа).
2. Опубликовать постановление в газете "Новгородские ведомости".
Заместитель
Главы администрации области А.В.Смирнов
Утверждена | |
постановлением Администрации области от 30.09.2010 N 453 |
Наименование Программы: | долгосрочная областная целевая программа "Доступная среда" на 2011-2015 годы. |
Правовая основа Программы: | Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; |
Заказчик Программы: | комитет социальной защиты населения Новгородской области (далее комитет). |
Разработчики Программы: | комитет. |
Исполнители Программы: | комитет, комитет образования, науки и молодежной политики Новгородской области, комитет культуры, туризма и архивного дела Новгородской области, комитет по физической культуре и спорту Новгородской области, комитет труда и занятости населения Новгородской области, управление архитектуры и градостроительства Новгородской области, Новгородская региональная организация Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых" (далее ВОС) (по согласованию), Новгородское региональное отделение Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество глухих" (далее ВОГ) (по согласованию), Новгородская областная организация Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" (далее ВОИ) (по согласованию), государственные учреждения центры занятости населения (далее ГУ ЦЗН). |
Обоснование Программы: | в социальной структуре населения области около 13,0% занимают инвалиды. К данной категории граждан относится каждый восьмой житель области. Это свидетельствует о масштабности проблемы. В области предоставляются меры социальной поддержки, способствующие повышению уровня материального обеспечения и качества жизни инвалидов. Реализуются 8 областных целевых программ, в которых предусмотрены мероприятия, направленные на реабилитацию инвалидов. В результате принимаемых мер наметились положительные тенденции к улучшению социального и материального положения указанной категории граждан, приостановлен рост инвалидизации. Для решения задачи по созданию инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод требуется принятие комплекса мер по совершенство- ванию системы социальной защиты инвалидов. В первую очередь это создание условий, при которых возможно наиболее полное развитие способностей граждан, имеющих инвалидность, и их максимальная интеграция в общество. Результатом создания таких условий должно быть обеспе- чение доступности для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу, культуру, доступность информации и каналов коммуникации. В связи с этим в течение всего периода выполнения Программы необходимо реализовывать меры по обеспечению жизнедеятельности инвалидов, беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры, профессиональной подготовки и трудоустройства инвалидов, созданию условий для реализации интеллектуальных и культурных потребностей инвалидов . |
Цели Программы: | создание инвалидам условий для обеспечения равного доступа к объектам или услугам, предоставляемым насе-лению, беспрепятственного пользования транспортом, средствами связи и информации, возможности равного участия в жизни общества наряду с другими гражданами. |
Задачи Программы: | выявление существующих ограничений и барьеров, препятствующих доступности среды для инвалидов, и оценка потребности в их устранении; |
Механизм реализации Программы: | Программа реализуется в соответствии с прилагаемыми мероприятиями (приложение к Программе). |
Сроки реализации Программы: | 2011-2015 годы. |
Объемы и источники финансирования Программы по годам: | общий объем средств, необходимых для реализации Программы - 18650,0 тыс.рублей, в том числе по годам: 2011 год - 3730,0 тыс.рублей; |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы по годам: | организация приобретения транспорта для государст- венных учреждений социального обслуживания населения в целях организации транспортного облуживания инвалидов ("социальное такси"); |
Система организации контроля за реализацией Программы: | исполнители Программы представляют информацию о ходе ее реализации в комитет: ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным; |
1. Технико-экономическое обоснование Программы
В Новгородской области проживает более 82,0 тыс.инвалидов, что составляет около 13% населения области. Из них 60% - инвалиды 1 и 2 группы. Численность детей-инвалидов - 2312 человек или 2% общего числа детского населения. Наблюдается высокий уровень инвалидности в связи с болезнями системы кровообращения, онкологическими заболеваниями и болезнями костно-мышечной системы. На их долю приходится 61% общего количества граждан, которые получают инвалидность.
Фактически каждый 8-й человек, проживающий в Новгородской области - инвалид.
Это свидетельствует о масштабности проблем, которые возникают в жизни инвалидов, и определяет необходимость принятия комплекса мероприятий по совершенствованию системы социальной защиты инвалидов, обеспечивающей интеграцию инвалидов в общество.
В последние несколько лет в области последовательно проводится работа по социальной защите инвалидов, направленная на улучшение их социального положения, повышение доходов и качества жизни, и не наблюдается рост инвалидизации населения.
В целях решения проблем инвалидов в Новгородской области применяется программно-целевой подход: реализуются 8 областных целевых программ, в которых предусмотрены мероприятия, направленные на создание для инвалидов равных с другими гражданами возможностей в социально-бытовой, образовательной, профессиональной, культурной, иных сферах.
Сложившаяся система в целом обеспечивает потребности инвалидов в реабилитации. Однако до настоящего времени в области не созданы в полной мере условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной и транспортной инфраструктур, общественным и производственным зданиям. Первым этапом решения данной проблемы будет проведение мониторингов и разработка методических рекомендаций по формированию доступной среды для инвалидов.
Инвалиды ежедневно сталкиваются с многочисленными проблемами, так как не могут вести полноценный образ жизни из-за существующих в обществе социальных и физических барьеров, препятствующих их полноправному участию в общественной жизни. Нерешенность проблемы доступа инвалидов к среде жизнедеятельности порождает ряд серьезных социально-экономических последствий. Среди них дестимуляция трудовой и социальной активности инвалидов, негативно отражающаяся на занятости, образовательном и культурном уровне инвалидов, уровне и качестве их жизни.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусматривает для инвалидов ряд мер государственной поддержки, но не решает всех проблем по комплексной реабилитации инвалидов. Согласно названному Федеральному закону государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, за счет средств федерального бюджета. Однако этот перечень лишь частично позволяет инвалиду решить проблему компенсации утраченных функций и не решает в полном объеме вопрос о социальной адаптации в сложившейся для него социально-бытовой среде.
В течение всего периода выполнения Программы будут реализовываться меры по обеспечению жизнедеятельности инвалидов, беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры, профессиональной подготовки и трудоустройства инвалидов, созданию условий для реализации интеллектуальных и культурных потребностей инвалидов. Кроме того, предусмотрены средства на предоставление субсидии общественным организациям, реализующим общественно значимые программы по реабилитации инвалидов по зрению или слуху. Для обеспечения индивидуальной мобильности инвалидов предусматривается организация "социального такси".
Конечной целью реабилитационных мероприятий должна стать социальная адаптация инвалидов, позволяющая им успешно приспосабливаться к социальной среде, заниматься общественно полезным трудом и чувствовать себя полноправными членами общества.
Решение этой проблемы может быть только комплексным с участием органов социальной защиты населения, органов здравоохранения, культуры, занятости, общественных организаций инвалидов в разработке и реализации единой системы непрерывной реабилитации инвалидов.
Программа носит социальный характер и предусматривает ряд дополнительных мероприятий, направленных на улучшение качества жизни людей с ограниченными возможностями.
Основным риском в реализации Программы является уменьшение средств областного бюджета, предусмотренных на ее реализацию.
2. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем средств областного бюджета для реализации Программы - 18650,0 тыс.рублей.
Затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектные разработки, капитальное строительство, подготовку и переподготовку кадров, модернизацию технологии, создание элементов инфраструктуры, производственно-эксплуатационные нужды, дополнительные материальные и трудовые ресурсы для реализации мероприятий Программы не потребуются.
3. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация мероприятий Программы позволит:
повысить уровень и качество жизни инвалидов, их конкурентоспособность на рынке труда;
определить социально значимые объекты, наиболее посещаемые инвалидами, для последующего создания в них доступной для инвалидов среды;
повысить эффективность реабилитации инвалидов с использованием технических средств реабилитации;
обеспечить доступность услуг "социального такси";
повысить социальную активность инвалидов и преодолеть их самоизоляцию при помощи занятий спортом и участия в культурно-массовых мероприятиях;
создать комфортную информационную среду для инвалидов;
повысить уровень социальной сплоченности и социальной стабильности инвалидов в обществе;
сформировать положительное отношение в обществе к инвалидам;
снизить уровень вторичной инвалидности.
Эффективность реализации Программы оценивается по уровню достижения следующих целевых показателей:
N п/п | Наименование показателя | Единица измерения | Значение показателя по годам: | |||||
2010 (базовый) | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1. | Доля инвалидов, воспользовавшихся услугами "социального такси", от общего числа инвалидов | % | - | 1,3 | 1,4 | 1,5 | 1,6 | 1,7 |
2. | Доля учреждений социального обслуживания оборудованных (дооборудованных) приспособлениями, обеспечивающими доступность в них инвалидов, от общего числа учреждений социальной сферы | % | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 |
3. | Количество инвалидов, получивших доступ к Интернет-ресурсам и печат ным изданиям | чел. | 600 | 600 | 600 | 600 | 600 | 800 |
4. | Доля инвалидов, вовлеченных в культурно-массовые мероприятия, от общего числа инвалидов | % | 1,2 | 1,21 | 1,22 | 1,23 | 1,24 | 1,25 |
5. | Доля инвалидов, вовлеченных в спортивные мероприятия, от общего числа инвалидов | % | 0,22 | 0,23 | 0,24 | 0,25 | 0,26 | 0,26 |
6. | Доля трудоустроенных инвалидов от общего числа инвалидов, обратившихся в органы службы занятости населения области | % | 35,0 | 36,0 | 37,0 | 38,0 | 39,0 | 40,0 |
7. | Количество проведенных мониторингов по выявлению существующих ограничений и барьеров, препятствующих доступ-ности среды для инвалидов | шт. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
8. | Доля инвалидов, воспользовавшихся услугами пункта проката технических средств реабилитации | % | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 |
4. Механизм управления реализацией Программы
Контроль за реализацией Программы осуществляет заместитель Главы администрации области, организующий взаимодействие органов исполнительной власти области, организаций по вопросам социальной защиты населения.
Координацию выполнения мероприятий Программы и непосредственный контроль за ходом ее реализации осуществляет комитет.
Мониторинг Программы осуществляет экономический комитет Новгородской области.
Мероприятия Программы
N п/п | Наименование мероприятия | Исполнитель | Срок реализации | Источник финансирования | Объем финансирования по годам (тыс.руб.) | |||||
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1. | Организационные мероприятия | ||||||||
1.1. | Организация разработки методических рекомендаций по проектированию зданий и сооружений с учетом требо-ваний доступности для инвалидов | комитет | 2012 год | областной бюджет | - | 50,0 | - | - | - |
1.2. | Организация разработки и введение учебных курсов по формированию доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в образовательные программы для студентов архитектурных, дизайнерских, строительных специальностей | -//- | -//- | -//- | - | 50,0 | - | - | - |
1.3. | Организация проведения мониторинга и социологического исследования по определению потребностей инвалидов в беспрепятственном доступе к объектам социальной, транспортной инфраструктур | комитет, ВОИ, ВОГ, ВОС | 2011, 2012 годы | - | - | - | - | - | - |
1.4. | Формирование схемы объектов, наиболее посещаемых людьми с ограниченными возможностями, и разработка системы информационного пространства для инвалидов | комитет, НовГУ, ВОИ | 2011-2013 годы | - | - | - | - | - | - |
1.5. | Подготовка и проведение паспортизации и классификации действующих объектов социальной сферы, находящихся в областной собственности | комитет | -//- | - | - | - | - | - | - |
1.6. | Проведение мониторинга формирования доступной среды для инвалидов | комитет, ВОИ, ВОГ, ВОС | 2011-2015 годы | - | - | - | - | - | - |
1.7. | Проведение конкурса на лучшие муниципальные программы по созданию доступной среды для инвалидов, отобранные на конкурсной основе | комитет | 2013 год | областной бюджет | - | - | 200,0 | - | - |
1.8. | Организация подготовки педагогов общеобразовательных учреждений области для работы в условиях интегрированного обучения детей-инвалидов | комитет образования, науки и молодежной политики Новгородской области, Администрации городского округа, муниципальных районов области | 2011-2015 годы | - | - | - | - | - | - |
1.9. | Проведение конкурса "Поверь в себя" среди людей с ограниченными возможностями здоровья | комитет | -//- | областной бюджет | 90,0 | 90,0 | 90,0 | 90,0 | 90,0 |
1.10. | Организация и проведение семинаров, конференций по проблемам инвалидов | комитет, ВОГ, ВОС, ВОИ | 2011-2015 годы | областной бюджет | - | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 |
1.11. | Организация разработки, издания и распространения на территории области методических и информационных материалов по вопросам реабилитации инвалидов, обучения, воспитания детей-инвалидов | комитет, комитет образования, науки и молодежной политики Новгородской области | -//- | -//- | 50,0 | 50,0 | 50,0 | 50,0 | 50,0 |
2. | Создание доступной среды жизнедеятельност и инвалидов | ||||||||
2.1. | Осуществление государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иных объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектов транспорта, торговли, общественного питания, объектов делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектов жилого фонда (при наличии соответствующей проектной документации, прошедшей государственную экспертизу в соответствии с законодательством) в части выполнения мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры | управление архитектуры и градостроительства Новгородской области | 2011-2015 годы | - | - | - | - | - | - |
2.2. | Организация оборудования (дооборудования) учреждений социального обслуживания областной формы собственности приспособлениями, обеспечивающими беспрепятственный доступ к ним инвалидов | комитет | 2012-2015 годы | областной бюджет | - | 77,0 | 154,4 | 250,9 | 223,9 |
2.3. | Разработка экскурсионных маршрутов для инвалидов- колясочников | комитет культуры, туризма и архивного дела Новгородской области, ВОИ | 2012 год | - | - | - | - | - | - |
2.4. | Разработка областного нормативного правового акта, регламентирующего оказание мер социально й поддержки инвалидов для осуществления их транспортного обслуживания ("социальное такси") | комитет | 2011 год | - | - | - | - | - | - |
2.5. | Приобретение автотранспорта, оборудованного подъемниками, для перевозки инвалидов- колясочников | -//- | 2011-2015 годы | областной бюджет | 1932,9 | 1832,9 | 1303,5 | 1300,0 | 1302,0 |
2.6. | Организация оснащения звуковыми приставками светофорных объектов в местах компактного проживания инвалидов | комитет, ВОС | 2013 год | -//- | - | - | 85,0 | - | - |
2.7. | Организация оказания услуг по прокату технических средств реабилитации | комитет | 2011-2015 годы | -//- | 250,0 | 250,0 | 250,0 | 250,0 | 250,0 |
3. | Обеспечение доступности для инвалидов средств информации и коммуникации | ||||||||
3.1. | Организация разработки цикла передач об инвалидах "Талант жить" | комитет | 2013-2015 годы | областной бюджет | - | - | 57,0 | 53,0 | 58,0 |
3.2. | Организация подписки для инвалидов по слуху на журнал "В едином строю" | комитет, ВОГ | 2011-2015 годы | -//- | 75,0 | 75,0 | 75,0 | 75,0 | 75,0 |
3.3. | Организация для инвалидов по зрению читательских форумов в государственном учреждении культуры "Новгородская областная специализированная библиотека для незрячих и слабовидящих "Веда", посвященных знаменательным датам России | комитет, ВОС | -//- | -//- | 7,0 | 7,0 | 7,0 | 7,0 | 7,0 |
3.4. | Заключение договоров со средствами массовой информации в целях телевещания с субтитрами для инвалидов с нарушением слуха | комитет, ВОГ | -//- | -//- | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 00,0 |
3.5. | Комплектование книжного фонда государственного учреждения культуры "Новгородская областная специализированная библиотека "Веда" книгами на специальных носителях | комитет культуры, туризма и архивного дела Новгородской области | -//- | -//- | 89,0 | 90,0 | 300,0 | 300,0 | 300,0 |
3.6. | Организация мест доступа инвалидов к Интернет-ресурсам на базе государственных учреждений социального обслуживания | комитет | 2015 год | -//- | - | - | - | - | 216,0 |
3.7. | Организация и проведение конкурса на лучший проект социальной рекламы по проблемам реабилитации инвалидов | комитет | 2011-2015 годы | областной бюджет | 75,0 | 75,0 | 75,0 | 75,0 | 75,0 |
4. | Социокультурная реабилитация | ||||||||
4.1. | Проведение областного фестиваля художественного творчества инвалидов | комитет, комитет культуры, туризма и архивного дела Новгородской области, ВОИ, ВОС, ВОГ | 2011, 2013, 2015 годы | областной бюджет | 80,0 | - | 80,0 | - | 80,0 |
4.2. | Проведение областного фестиваля художественного творчества детей-инвалидов | комитет, комитет культуры, туризма и архивного дела Новгородской области, комитет образования, науки и молодежной политики Новгородской области, ВОИ, ВОС, ВОГ | 2012, 2014 годы | -//- | - | 80,0 | - | 80,0 | - |
4.3. | Оказание адресной социальной помощи к Международному дню инвалидов в порядке, утверждаемом областным нормативным правовым актом | комитет | 2011-2015 годы | -//- | 335,0 | 335,0 | 335,0 | 335,0 | 335,0 |
4.4. | Проведение акций в связи с Международным днем белой трости | комитет, ВОС | -//- | -//- | 15,0 | 15,0 | 15,0 | 15,0 | 15,0 |
4.5. | Проведение акций в связи с Международным днем глухих | комитет, ВОГ | -//- | -//- | 15,0 | 15,0 | 15,0 | 15,0 | 15,0 |
4.6. | Организация и проведение областной фотовыставки "Я и мой мир" | комитет, ВОИ, ВОС, ВОГ | 2011-2015 годы | областной бюджет | 50,0 | 50,0 | 50,0 | 50,0 | 50,0 |
4.7. | Проведение областного конкурса-выставки среди инва-лидов "Особая мода" | комитет, ВОИ | 2014 год | -//- | - | - | - | 80,0 | - |
5. | Спортивная реабилитация инвалидов | ||||||||
5.1. | Проведение областного туристического слета молодых инвалидов | комитет, комитет по физической культуре и спорту Новгородской области, ВОИ | 2011-2015 годы | областной бюджет | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
5.2. | Проведение международного турнира по настольному теннису на приз А.Невского среди инвалидов с наруше-нием опорно-двигательного аппарата | комитет, комитет по физической культуре и спорту Новгородской области, ВОИ | -//- | -//- | 40,0 | 40,0 | 40,0 | 40,0 | 40,0 |
5.3. | Проведение областных соревнований по настольным видам спорта для инвалидов по слуху и зрению | комитет, ВОС, ВОГ | -//- | -//- | 16,0 | 16,0 | 16,0 | 27,0 | 16,0 |
5.4. | Проведение региональных соревнований для инвалидов по зрению по ориентированию в пространстве | комитет, ВОС | -//- | -//- | 8,0 | 8,0 | 8,0 | 8,0 | 8,0 |
5.5. | Проведение Межрегионального турнира среди слабослышащих по мини-футболу, посвященного 1155-летию Великого Новгорода | комитет, ВОГ | 2014 год | -//- | - | - | - | 55,0 | - |
5.6. | Организация сплава на рафтах по реке Мста для инвалидов | комитет, ВОИ | 2011-2015 годы | областной бюд жет | 9,1 | 9,1 | 9,1 | 9,1 | 9,1 |
6. | Развитие социального партнерства в сфере реабилитации инвалидов | ||||||||
6.1. | Предоставление субсидий общественным организациям, реализующим общественно полезные программы по реабилитации инвалидов по зрению, в порядке, утверждаемом областным нормативным правовым актом | комитет | 2011-2015 годы | областной бюджет | 83,0 | 65,0 | 65,0 | 65,0 | 65,0 |
6.2. | Предоставление субсидий общественным организациям, реализующим общественно полезные программы по реабилитации инвалидов по слуху, в порядке, утверждаемом областным нормативным правовым актом | -//- | -//- | -//- | 310,0 | 240,0 | 240,0 | 290,0 | 240,0 |
7. | Профессиональная реабилитация инвалидов | ||||||||
7.1. | Оказание содействия в трудоустройстве (в том числе временном) инвалидам, обратившимся в органы службы занятости с целью поиска подходящей работы | комитет труда и занятости населения Новгородской области, ГУ ЦЗН | 2011-2015 годы | - | - | - | - | - | - |
7.2. | Предоставление профориентационных услуг и оказание психологической поддержки безработным гражданам с ограниченными возможностями здоровья | комитет труда и занятости населения Новгородской области | -//- | - | - | - | - | - | - |
7.3. | Проведение специализированных ярмарок и мини-ярмарок вакансий, собеседований для безработных граждан, являющихся инвалидами | комитет труда и занятости населения Новгородской области, ГУ ЦЗН | 2011-2015 годы | - | - | - | - | - | - |
7.4. | Совершенствование оказываемых инвалидам государственных услуг по информированию, профессиональной ориентации и социальной адаптации на рынке труда | -//- | -//- | - | - | - | - | - | - |
7.5. | Содействие безработным инвалидам в приобретении навыков самостоятельного поиска работы через участие в клубах "ищущих работу" | -//- | -//- | - | - | - | - | - | - |