Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 августа 2010 года N 401

О ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ МЯСНОГО ЖИВОТНОВОДСТВА В НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011-2020 ГОДЫ"

В целях развития отраслей мясного животноводства в области Администрация Новгородской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Развитие мясного животноводства в Новгородской области на 2011-2020 годы" (далее Программа).

2. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Главы администрации области Филиппова А.Н.

3. Опубликовать постановление в газете "Новгородские ведомости".

Губернатор области С.Г.Митин

Утверждена
постановлением Администрации
области от 27.08.2010 N 401



Долгосрочная областная целевая программа "Развитие мясного животноводства в Новгородской области на 2011-2020 годы"

Паспорт Программы

Наименование Программы:

долгосрочная областная целевая программа "Развитие мясного животноводства в Новгородской области на 2011-2020 годы".

Правовая основа Программы:

Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства";
Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года N 120 .

Заказчик Программы:

комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Новгородской области (далее комитет).

Разработчики Программы:

комитет.

Исполнители Программы:

комитет, комитет ветеринарии Новгородской области, экономический комитет Новгородской области.

Обоснование Программы:

несбалансированность обеспечения насел ения отдельными видами мяса;
снижение объема производства мяса говядины в области .

Цели Программы:

создание условий для эффективного развития мясного животноводства в области.

Задачи Программы:

увеличение валового объема производства мяса скота и птицы на убой;
увеличение обеспеченности населения области мясом говядины;
увеличение объема вывоза мяса и мясной продукции .

Механизм реализации Программы:

Программа реализуется в соответствии с прилагаемыми мероприятиями (приложение к Программе).

Сроки реализации Программы:

2011-2020 годы.

Объемы и источники финансирования Программы по годам:

общий объем финансирования Программы составляет 15135,87  млн.рублей, в том числе по годам:


(млн.рублей)

Год

Всего

В том числе:

из областного бюджета

из внебюджетных источников

1

2

3

4

2011 год

2332,0

-

2332,0

2012 год

9900,0

-

9900,0

1

2

3

4

2013 год

1137,4

22,4

1115,0

2014 год

149,02

34,02

115,0

2015 год

160,33

45,33

115,0

2016 год

450,62

105,62

345,0

2017 год

292,2

92,2

200,0

2018 год

257,16

107,16

150,0

2019 год

247,5

97,5

150,0

2020 год

209,64

109,64

100,0

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы по годам:

производство мяса в 2020 году составит 300,0 тыс.т;
удельный вес племенного скота в общем поголовье крупного рогатого скота специализированных мясных пород в 2020 году увеличится до 19,0 %;
производство на душу населения мяса говядины в 2020 году увеличится до 100,0 % от медицинской нормы потребления;
уровень самообеспечения населения области мясом и мясной продукцией в 2020 году составит 356,0 %. Соответственно, создается значительный потенциал для вывоза мяса и мясной продукции за пределы области.

Система организации контроля за реализацией Программы:

исполнители Программы ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, и ежегодно до 15 февраля года, следующего за отчетным, до 2021 года включительно представляют в комитет отчеты о реализации Программы. Комитет обобщает отчеты исполнителей Программы и ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, и ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным, до 2021 года включительно представляет отчет о ходе реализации Программы в экономический комитет Новгородской области по формам, утвержденным постановлением Администрации области от 17.05.2010 N 205 "О разработке и реализации областных целевых программ и порядке проведения оценки их эффективности".



Описание Программы


1. Технико-экономическое обоснование Программы


В течение последних 3-х лет сельское хозяйство области развивается высокими темпами. При этом локомотивом развития выступает мясное животноводство. За это время производство мяса скота и птицы на убой в живом весе в области увеличилось в 2,8 раз ? с 22,0 тыс.т в 2006 году до 62,0 тыс.т в 2009 году. В 2010 году по оценке оно должно составить более 100,0 тыс.т, что на 12,7 % выше уровня 1990 года. Таким образом, мясное животноводство в настоящее время стало одним из важнейших направлений развития сельского хозяйства области.

В 2009 году в области произведено 62,0 тыс.т мяса скота и птицы на убой в живом весе (230,0 % к 2008 году), в том числе мяса говядины - 7,8 тыс.т (95,1 % к 2008 году), свинины – 13,8 тыс.т (97,2 % к 2008 году), птицы – 39,2 тыс.т (1090,0 % к 2008 году), баранины – 0,8 тыс.т (95,3 % к 2008 году), других видов мяса – 0,4 тыс.т (100,0 % к 2008 году).

Основными производителями мяса птицы в области являются 3 птицефабрики.

В период 2011-2013 годов планируется строительство еще 4-х птицефабрик по выращиванию и переработке мяса бройлеров, строительство 3-х репродукторов второго порядка, реконструкция 2-х комбикормовых заводов и строительство одного нового, что позволит создать значительный потенциал для поставки мяса птицы в другие регионы.

Основное производство мяса свиней в области сосредоточено в 2-х свинокомплексах.

В настоящее время имеются инвестиционные проекты по расширению действующих производств и строительству новых свиноводческих комплексов и репродукторных свиноферм.

Свиноводство также является отраслью, продукция которой будет поставляться в другие регионы.

Базой для производства мяса говядины в области было и остается молочное животноводство. В настоящее время поголовье специализированного мясного скота составляет 0,1 % общего поголовья крупного рогатого скота.

Производство говядины в области убыточно. При этом уровень убыточности в целом по сельскохозяйственным организациям области год от года возрастает.

Главными препятствиями для успешной реализации имеющегося потенциала устойчивого развития мясного скотоводства являются:

малочисленность мясного скота;

недостаточный уровень технического и технологического оснащения отрасли;

неудовлетворительное состояние и использование естественных кормовых угодий;

слабая кормовая база откорма;

невысокий потенциал продуктивности скота;

низкая экономическая мотивация сельскохозяйственных производителей в откорме скота и производстве говядины;

неурегулированность экономических отношений в цепочке "сельскохозяйственный производитель - мясоперерабатывающая промышленность – оптовая и розничная торговля";

недостаточная государственная поддержка мясного скотоводства.

Неблагоприятная ситуация с производством говядины может быть решена на основе создания новой отрасли - специализированного мясного скотоводства. Решающим условием развития мясного скотоводства является наличие неиспользуемых сельскохозяйственных угодий. Таким образом, мясное скотоводство в области будет развиваться в двух направлениях:

создание специализированной отрасли на основе разведения скота мясных пород;

использование малопродуктивного и выранжированного маточного поголовья дойного стада для получения помесного приплода от скрещивания с быками специализированных мясных пород и выращивания его на мясо.

Развитие данной отрасли будет ориентировано, прежде всего, на удовлетворение внутренних потребностей области.

Потребление мяса населением области представлено в таблице 1.

Таблица 1

Потребление мяса населением области

(кг на душу населения)


Наименование вида мяса

Медицинская норма

2009 год (факт)

% от медицинской нормы

2010 год (оценка)

% от медицинской нормы

Всего, в том числе:

83,0

64,4

77,6

102,0

123,0

говядина

27,5

6,2

23,0

5,8

21,0

свинина

31,5

16,2

51,0

18,4

58,4

птица

22,4

40,4

180,0

77,1

340,0

прочие (в том числе баранина и крольчатина)

1,6

1,6

100,0

0,7

44,0

При росте общего объема производства мяса в области наблюдается несбалансированность обеспечения населения отдельными его видами. Если в 2009 году потребление в области мяса на душу населения составило 64,4 кг, что на 22,4 % ниже медицинской нормы, то потребление мяса говядины и свинины ниже на 77,0 % и 49,0 % соответственно. Удовлетворение потребностей населения в мясе в основном осуществлялось за счет мяса птицы.

Аналогичная ситуация складывается в 2010 году. Планируется выход на медицинскую норму потребления по мясу, но в разрезе видов мяса дисбаланс усилится - снизится потребление мяса по говядине и прочим его видам, а потребление мяса птицы будет в 3,4 раза выше медицинской нормы.

Таким образом, необходимо создать экономические и технологические условия развития мясного животноводства для увеличения валового объема производства мяса с целью вывоза его в другие регионы Российской Федерации и снижения дисбаланса обеспечения населения отдельными видами мяса.

Реализовать это можно на основе решения проблемы программными методами, то есть посредством реализации системы мероприятий, направленных на повышение валового объема производства мяса. Только программными методами может быть изменена структура производства продукции мясного животноводства в сторону увеличения доли говядины.

Оценка рисков реализации Программы

К внешним рискам реализации Программы на период ее реализации относятся:

снижение активности российских и иностранных инвесторов в связи с мировым финансовым кризисом;

снижение возможности получения долгосрочных и инвестиционных кредитов коммерческих банков из-за существенного роста процентной ставки, суммы залога, ограниченности кредитных ресурсов;

нежелательная динамика объема ввоза мяса и мясных продуктов в область;

высокие цены на ресурсы, необходимые для развития отраслей мясного животноводства.

К внутренним рискам реализации Программы могут быть отнесены:

недостаточное количество чистопородного скота и птицы;

сложная и дорогостоящая процедура оформления земель сельско-хозяйственного назначения;

длительные сроки окупаемости проектов в мясном скотоводстве.

Эффективное управление рисками предполагает точное и своевременное финансирование мероприятий Программы, четкое выполнение технологических регламентов, мониторинг цен на энергоносители, удобрения, фуражное зерно, другие товары и услуги для села и своевременное принятие управленческих решений при возникновении тенденции их роста.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»