АДМИНИСТРАЦИЯ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 05 февраля 2009 года N 31
О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ОБЛАСТИ
В соответствии со статьей 266 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 39 областного закона от 03.10.2008 N 389-ОЗ "О бюджетном процессе в Новгородской области" в целях регулирования процесса осуществления финансового контроля органами исполнительной власти области
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления финансового контроля органами исполнительной власти области.
2. Опубликовать постановление в газете "Новгородские ведомости".
Первый заместитель
Главы администрации Б.В.Воронцов
Утвержден | |
постановлением Администрации области от 05.02.2009 N 31 |
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и областным законом от 03.10.2008 N 389-ОЗ "О бюджетном процессе в Новгородской области" в целях определения форм финансового контроля и регулирования процесса осуществления финансового контроля органами исполнительной власти области.
1.2. В настоящем Порядке применяются следующие понятия:
ревизия - система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера), и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление;
проверка - единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации;
органы, осуществляющие финансовый контроль - комитет финансов Новгородской области, главные распорядители и распорядители средств областного бюджета, главные администраторы доходов областного бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита областного бюджета.
2. Основные цели и формы финансового контроля
2.1. Основными целями финансового контроля являются:
выявление нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и Новгородской области и их предотвращение;
привлечение виновных к ответственности и получение компенсаций за причиненный ущерб.
2.2. Формы финансового контроля:
предварительный контроль;
текущий контроль;
последующий контроль.
2.3. Комитет финансов Новгородской области осуществляет следующие формы финансового контроля:
предварительный контроль в ходе составления проекта областного бюджета, составления и утверждения сводной бюджетной росписи областного бюджета. На данном этапе проверяется обоснованность исходных данных, используемых для планирования сумм доходов, расходов, источников финансирования дефицита областного бюджета;
текущий контроль в ходе поступления и расходования средств областного бюджета. На данном этапе контролируется обоснованность списания средств с единого счета областного бюджета, исполнение областного бюджета, своевременность и достоверность представления главными распорядителями отчетных данных по использованию бюджетных средств;
последующий контроль по факту поступления доходов в областной бюджет и расходования бюджетных средств путем проведения ревизий (проверок). В ходе ревизий (проверок) устанавливается законность и обоснованность финансовых операций, результативность и эффективность использования бюджетных средств, проверяется адресность и целевой характер использования бюджетных ассигнований.
2.4. Главные распорядители и распорядители средств областного бюджета осуществляют следующие формы финансового контроля:
предварительный контроль в ходе планирования расходов областного бюджета, рассмотрения и утверждения бюджетных смет по подведомственным получателям средств областного бюджета;
текущий контроль в ходе формирования и изменения лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований, расходования бюджетных средств путем анализа оперативных данных, текущей отчетности об исполнении бюджетных смет в разрезе кодов классификации расходов областного бюджета;
последующий контроль по факту проведения операций со средствами областного бюджета путем проведения ревизий (проверок) подведомственных получателей бюджетных средств. На данном этапе осуществляется контроль за целевым использованием средств областного бюджета, результативностью и адресностью использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, ведением бюджетного учета, правильностью формирования бюджетной отчетности и соблюдением сроков ее представления главным распорядителям средств областного бюджета.
Главные распорядители бюджетных средств вправе проводить ревизии (проверки) государственных унитарных предприятий.
2.5. Главные администраторы доходов областного бюджета осуществляют следующие формы финансового контроля:
предварительный контроль в ходе составления проекта областного бюджета. На данном этапе проверяется обоснованность исходных данных, используемых для составления прогноза поступлений доходов областного бюджета, кассового плана по доходам областного бюджета в разрезе кодов бюджетной классификации;
текущий контроль в ходе исполнения областного бюджета по доходам. На данном этапе проводится экономический анализ в части ежеквартального сопоставления фактических поступлений администрируемых доходов с доходами, утвержденными в поквартальном распределении доходов областного бюджета, составляется прогноз ожидаемой оценки ежеквартального поступления администрируемых доходов в областной бюджет и производится выявление причин их отклонения, осуществляется контроль над формированием и представлением бюджетной отчетности администраторами доходов областного бюджета;
последующий контроль по факту поступления доходов в областной бюджет путем проведения ревизий (проверок). В ходе ревизий (проверок) осуществляется контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисления, учета, взыскания и принятия решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним администраторами доходов областного бюджета.
2.6. Главные администраторы источников финансирования дефицита областного бюджета осуществляют следующие формы финансового контроля:
предварительный контроль в ходе составления проекта областного бюджета. На данном этапе проверяется обоснованность исходных данных, используемых для планирования поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита областного бюджета в разрезе кодов бюджетной классификации;
текущий контроль в ходе исполнения областного бюджета по источникам финансирования дефицита областного бюджета. На данном этапе проводится экономический анализ методом сопоставления фактических поступлений и кассовых выплат с поступлениями и кассовыми выплатами по источникам финансирования дефицита областного бюджета, производится выявление причин их отклонения, ведется учет и формирование бюджетной отчетности;
последующий контроль по факту проведения операций по поступлениям и выплатам по источникам финансирования дефицита областного бюджета. На данном этапе осуществляется контроль за полнотой и своевременностью поступления в областной бюджет источников финансирования дефицита областного бюджета, адресностью и целевым характером кассовых выплат из областного бюджета по погашению источников финансирования дефицита областного бюджета.
2.7. Предварительный и текущий финансовый контроль, осуществляемый органами финансового контроля, проводятся путем визуальных проверок. Руководители органов, осуществляющих финансовый контроль, отдают распоряжения, приказы в письменной форме о приостановлении финансовых операций, совершаемых с нарушением установленного порядка.
Результаты предварительного и текущего финансового контроля актами ревизий (проверок) не оформляются.
3. Обязанности и права органов, осуществляющих финансовый контроль
3.1. Органы, осуществляющие финансовый контроль, обязаны:
3.1.1. Проверять финансовые документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, материальных ценностей, приобретенных за счет средств областного бюджета;
3.1.2. Проверять правомерность и эффективность использования средств областного бюджета и материальных ценностей, приобретенных за счет средств областного бюджета;
3.1.3. Направлять в правоохранительные органы акты ревизий (проверок) в случае выявления нарушений бюджетного законодательства, содержащих признаки преступления;
3.1.4. Осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения ревизуемыми (проверяемыми) организациями нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, в том числе путем добровольного возмещения средств;
3.1.5. Направлять организациям обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации.
3.2. Органы, осуществляющие финансовый контроль, вправе:
3.2.1. Получать необходимые письменные объяснения должностных, материально-ответственных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий (проверок), и заверенные копии документов, необходимых для проведения ревизий (проверок);
3.2.2. Проводить проверки путем сличения записей, финансовых документов и данных бухгалтерского учета в организациях, получивших от ревизуемой (проверяемой) организации денежные средства, материальные ценности и документы, с соответствующими записями, финансовыми документами и данными бухгалтерского учета ревизуемой (проверяемой) организации (встречная проверка);
3.2.3. Осуществлять взаимодействие с правоохранительными органами в ходе проведения ревизий (проверок), а также реализации материалов ревизий (проверок);
3.2.4. Запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к их компетенции вопросам;
3.2.5. Привлекать при необходимости в установленном порядке к проведению ревизий (проверок) специалистов органов исполнительной власти области, специализированных организаций;
3.2.6. Требовать от руководителей ревизуемых (проверяемых) организаций создания надлежащих условий для проведения ревизий (проверок) - предоставление необходимого помещения, оргтехники, средств связи и обеспечение работ по делопроизводству;
3.2.7. Осуществлять взаимодействие с органами финансового контроля, созданными органами государственной власти и органами местного самоуправления.
3.3. Комитет финансов Новгородской области применяет к нарушителям бюджетного законодательства меры принуждения в соответствии с постановлением Администрации области от 07.12.2001 N 385 "Об утверждении Порядка применения мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации, финансируемым из областного бюджета".
3.4. Органы, осуществляющие финансовый контроль, осуществляют иные полномочия, предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации, областным законом от 03.10.2008 N 389-ОЗ "О бюджетном процессе в Новгородской области".
4. Планирование и подготовка проведения ревизий (проверок)
4.1. Проведение ревизий (проверок) органами, осуществляющими финансовый контроль, планируется на очередной год.
Ревизии (проверки) проводятся в соответствии с утвержденными планами.
Внеплановые ревизии (проверки) проводятся при:
поступлении соответствующих поручений Губернатора области, первых заместителей Главы администрации области или заместителей Главы администрации области;
наличии мотивированных обращений правоохранительных органов.
4.2. В целях исключения дублирования проведения ревизий (проверок) органы, осуществляющие финансовый контроль, координируют свою деятельность по планированию и проведению ревизий (проверок). Главные распорядители и распорядители средств областного бюджета обязаны до 1 декабря текущего года представлять в комитет финансов Новгородской области планы проведения ревизий (проверок) на очередной год. План проведения ревизий (проверок) комитета финансов Новгородской области на очередной год составляется с учетом планов, представленных главными распорядителями и распорядителями средств областного бюджета, и утверждается председателем комитета финансов Новгородской области до 30 декабря текущего года.
4.3. При планировании проведения ревизий (проверок) в отношении одной организации устанавливается периодичность их проведения не реже одного раза в 5 лет.
4.4. Решение о назначении ревизии (проверки) оформляется приказом органа, осуществляющего финансовый контроль, в котором указываются наименование ревизуемой (проверяемой) организации, ревизуемый (проверяемый) период, тема ревизии (проверки), основание проведения ревизии (проверки), персональный состав ревизионной группы, срок проведения ревизии (проверки).
На основании решения о назначении ревизии (проверки) оформляется удостоверение на право проведения ревизии (проверки). В удостоверении на право проведения ревизии (проверки) указываются наименование ревизуемой (проверяемой) организации, ревизуемый (проверяемый) период, тема ревизии (проверки), основание проведения ревизии (проверки), персональный состав ревизионной группы, срок проведения ревизии (проверки).
4.5. Для проведения ревизии (проверки) составляется программа, в которой указывается перечень вопросов, подлежащих рассмотрению в ходе проведения ревизии (проверки).
4.6. Срок проведения ревизии (проверки) не должен превышать 45 рабочих дней. Руководитель органа, назначившего ревизию (проверку), вправе продлить срок ревизии (проверки) по мотивированному обращению руководителя ревизионной группы.
5. Проведение ревизии (проверки)
5.1. Руководитель ревизионной группы перед началом проведения ревизии (проверки) должен предъявить руководителю ревизуемой (проверяемой) организации удостоверение на право проведения ревизии (проверки) и ознакомить с программой ревизии (проверки).
5.2. Руководитель ревизуемой (проверяемой) организации после предъявления ему удостоверения на право проведения ревизии (проверки) обязан:
обеспечить представление ревизионной группе истребуемых ею первичных бухгалтерских и других документов, отчетных данных и иных сведений, относящихся к вопросам, изложенным в программе ревизии (проверки);
обеспечить беспрепятственный доступ ревизионной группе в помещения и (или) на территорию ревизуемой (проверяемой) организации, в том числе в помещения и на территорию подведомственных ей организаций;
создать надлежащие условия для проведения ревизии (проверки) - предоставить ревизионной группе необходимое помещение, оргтехнику, средства связи, обеспечить работы по делопроизводству;